Прерванный полет

№42 (1195) от 27 октября 2020 г.

Фото, сделанное из кабины самолета за несколько часов до крушения. | Фото выложено в группе «Первый вертолётный клуб Аэросоюз» в «Фейсбуке».

20 октября в районе деревни Бобровское Нюксенского района потерпел крушение вертолет Robinson R44. На борту летательного аппарата находились четверо пассажиров, в том числе директор АО «Дед Мороз» Олег Васильев. «Премьер» собрал всю информацию об авиакатастрофе, известную к понедельнику, 26 октября.

«Мы ждали его в Устюге после обеда»

Первая информация о том, что в Нюксенском районе потерпел крушение вертолет, появилась около 13 часов 20 октября. Спустя час об этом официально сообщило Управление МЧС Вологодской области:

«20 октября в 12:10 по Системе-112 от местного жителя Нюксенского района Вологодской области поступило сообщение о том, что у населенного пункта Бобровское в реку Сухону упал легкомоторный вертолет типа Robinson R44. На место выдвинулись подразделения МЧС России и местные органы власти в количестве 33 человек и 12 единиц техники. Место падения обнаружено. Вертолет дрейфует по реке. С двух сторон к нему движутся лодки ГИМС МЧС России для его последующей фиксации и буксировки к берегу. На место выехал начальник Главного управления Василий Балчугов, развёрнут оперативный штаб».

Практически в то же время по местным телеграм-каналам, а затем и СМИ стала распространяться информация о том, что в потерпевшем крушение вертолете мог находиться гендиректор АО «Дед Мороз» Олег Васильев. «Премьер» сразу же связался с коллегами Олега Александровича в Великом Устюге, которые сообщили, что действительно ждали его визита в этот день.

«Мы переписывались с ним сегодня утром. Он сообщил, что привезет сегодня в Устюг инвестора для обсуждения сотрудничества. Я написала о том, что дорога опасная, снег, чтобы был осторожен, а он в ответ написал, что полетит: «В воздухе снега нет», — рассказала «Премьеру» одна из коллег Олега Васильева. Женщина добавила, что в переписке они договорились о встрече, которая была запланирована после обеда.

«После обеда мы должны были созвониться и встретиться. Но в Устюг он не прилетел. Мы все шокированы тем, что произошло».

Буквально до вечера 20 октяб-ря официального подтверждения гибели Олега Васильева не было. Только в 18:54 губернатор Олег Кувшинников на своей странице подтвердил эту информацию:

«Накануне мы обсуждали развитие вотчины Деда Мороза, строили планы, а сегодня не стало гендиректора Олега Васильева. Он находился на борту вертолета, который сегодня потерпел крушение. Вместе с Олегом Александровичем мы реализовали десятки проектов по развитию Вологодчины. Для всех нас это большая утрата. Выражаю соболезнования родным и близким».

Тело Олега Васильева удалось поднять в тот же день, буквально через несколько часов после авиа-катастрофы. Как рассказал «Премьеру» источник в аварийно-спасательной службе области, погибшего Олега Васильева обнаружили местные рыбаки, которые буквально через 15 минут после крушения вышли на Сухону на лодках.

«Они его обнаружили на поверхности воды, зафиксировали и сопровождали на лодках до населенного пункта Леваш, где дежурила одна из бригад МЧС, это в километре-двух ниже по течению. Там передали на берег для установления личности и работы следственных органов».

За висящие над водой электропровода вертолет задел «лыжами».

«Таких неравнодушных мало»

Олега Васильева похоронили в пятницу, 23 октября, на Мауринском кладбище неподалеку от поселка Молочное под Вологдой. Проститься с ним на гражданскую панихиду в областной драмтеатр пришли сотни человек. Друзья, коллеги, бывшие ученики.

«Я не знаю, что о его профессиональных заслугах напишут региональные СМИ, но знаю, какова его заслуга в деле сохранения храма в Крохине. Много лет назад юристы, которые консультировали наш фонд, сказали, что вопрос с юридическим статусом здания крохинского храма (его де-юро не существовало до 2018 года) можно решить только при наличии «политической воли». Я тогда даже не представляла, что нужно пройти, чтобы эта политическая воля случилась! Спустя девять лет реализации нашего проекта мы наконец сели за стол переговоров  с Олегом Васильевым. И это была его политическая воля (и, уверена, гражданская и человеческая позиция), чтобы помочь начать тот трудный бюрократический процесс, который еще до конца не завершился», — написала на своей странице руководитель Центра возрождения культурного наследия «Крохино» Анор Тукаева.

«Мы с ним вместе решали вопросы по защите прав инвалидов. Помогали ребятам с инвалидностью в получении средств ТСР, с поступлением. Необходимо было оперативно подключаться, иногда даже сильно вечером срочно решать вопрос, и Олег Александрович всегда отзывался и помогал. Таких неравнодушных мало», — говорит руководитель Bологодской общественной организации молодых инвалидов «Ареопаг» Анна Хрястунова.

Еще в далеком 1996 году Олег Александрович победил в городском конкурсе «Учитель года», через год стал вторым в областном, а после того, как в 2000 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года», тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков предложил талантливому вологодскому педагогу работу в столице. Но Васильев остался на родине. В 2009 году Васильев перешел на госслужбу. Был начальником Департамента государственной службы и кадровой политики правительства Вологодской области, с ноября 2012 года работал заместителем губернатора области. Курировал вопросы социального блока: образование, здравоохранение, спорт и социальную защиту. В сентябре 2019 года полномочия Васильева на посту заместителя губернатора не были продлены. В феврале 2020 года возглавил АО «Дед Мороз».

В частном порядке

Вертолет, потерпевший крушение, принадлежал московской компании «Аэросоюз». Как удалось выяснить, ранним утром 20 октября Robinson R44 совершил посадку на частном аэродроме Кедрово, который расположен в Вологодском районе. Видеозапись посадки была опубликована в «Инстаграме» в официальном аккаунте компании «Аэросоюз»  в тот же день.

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Кедрово находится в районе деревень Марково и Нагорье на землях, которые ранее принадлежали племзаводу «Майский».

Согласно открытым источникам, длина взлетно-посадочной полосы — 600 метров, ширина — 18 метров. Она оборудована сигнальными огнями и необходимым инвентарем для определения ветра. Аэродром принадлежит вологодскому бизнесмену и может принимать легкомоторные самолеты и вертолеты.

«Летел очень низко и быстро»

«Премьеру» удалось найти очевидцев крушения вертолета. Жительница Великого Устюга Екатерина Шиловская находилась в этот момент в деревне Бобровское, куда приехала в гости.

«Вертолет очень низко и быстро летел над рекой, потом задел провода, которые проходят над рекой, и рухнул вниз, — рассказала «Премьеру» Екатерина. — Там, на другой стороне Сухоны, деревня Мыс, куда и идет ЛЭП в 10 тысяч вольт».

По словам Екатерины, погодные условия в тот день в районе Бобровского были нормальные: «Ветра не было сильного, до этого был снег, но в момент крушения снега уже не было».

В официальном аккаунте «Аэросоюза» 20 октября, кроме видеозаписи посадки, было опубликовано несколько фотографий. На двух фотографиях запечатлен лес — вид сверху. На фото видно, что вертолет летит в условиях тумана.

«Низовой туман», — подписаны фотографии, выложенные  в группе «Первый вертолётный клуб Аэросоюз» в «Фейсбуке» за несколько часов до аварии.

Позже в аккаунте были выложены фотографии вида храмов Тотьмы сверху. Судя по дате и времени записи, они были сделаны незадолго до момента крушения вертолета.

«Как раз в это время с журналис-тами битый час делали съёмку на колокольне. Погода менялась ежеминутно. Дождь, солнце, снег и непрекращаю-щийся ветер, — говорит директор Тотемского музейного объединения Алексей Новосёлов. — В Тотьме после 11 тумана не было, но бог знает, что там дальше было по маршруту до печального финала. Погода устраивала настоящие выкрутасы. У нас, кстати, многие приметили круживший над городом оранжевый вертолётик».

«Очень нарушил правила»

Минимальная высота, на которой должен был осуществляться этот полет, — 100 метров. Об этом «Премьеру» рассказал один из пилотов Вологодского авиаклуба, который имеет большой опыт управления легкомоторными самолетами.

Согласно приказу Минтранса РФ от 31.07.2009 № 128 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», запрещено выполнять полет воздушного судна на высоте менее 100 метров, за исключением случаев, когда это не создает опасности для людей или имущества на земле при выполнении авиационных работ или летном обучении под наблюдением пилота-инструктора.

Над территориями населенных пунктов и над местами скопления людей при проведении массовых мероприятий запрещены полеты ниже высоты, допускающей в случае отказа двигателя аварийную посадку без создания чрезмерной опасности для людей и имущества на земле, и ниже высоты 300 метров над самым высоким препятствием в пределах горизонтального радиуса в 500 метров вокруг данного воздушного судна.

«Пилот очень нарушил правила, — говорит собеседник «Премьер». — Очень много таких было случаев, видимо, не учился на чужих ошибках».

Мнения о том, что пилот, управлявший вертолетом, в котором находились Олег Васильев и еще трое пассажиров, не соблюдал авиационные правила в части безопасной высоты полета, придерживаются и участники крупнейшего российского авиафорума России aviaforum.ru, где сейчас активно обсуждается катастрофа вертолета в Нюксенском районе.

«Человеческий фактор. Никто не мешал лететь на безопасной высоте. Все законы авиационные написаны кровью», — пишут участники форума.

Место, где затонул рухнувший вертолет.  | Фото ГУ МЧС по Вологодской области

Миллион за надежду на чудо

Кроме Олега Васильева, в потерпевшем крушение вертолете находились трое жителей Москвы: президент компании «Аэросоюз», 45-летний Сергей Мозер (тот самый инвестор, о котором сказал коллегам накануне рокового вылета Васильев. — Прим. ред.), сотрудница компании «Аэросоюз», 27-летняя Анна Швецова и пилот, 51-летний Сергей Иодо.

Сергей Мозер. Президент компании «Аэросоюз». Родился 2 декабря 1974 года в семье кадрового офицера лётного состава. Доктор юридических наук. Защитил две диссертации по юриспруденции в Международном межакадемическом союзе. Является автором ряда научных работ, опубликованных в профильных журналах. С 2004-го по 2006 год — советник губернатора Рязанской области по экономическим и юридическим вопросам.

Анна Швецова.Уроженка Хабаровска. Окончила факультет воздушных сообщений Дальневосточного университета путей сообщения. В Москве работала в компании «Аэросоюз» помощником Сергея Мозера.

Сергей Иодо. Официально работал в аэроклубе «Кондор-М», опытный пилот. «У нас в аэроклубе в понедельник и вторник был выходной. Его, насколько нам известно, попросил полететь в тот день друг», — рассказали «Премьеру» в аэроклубе «Кондор М». — Мы очень скорбим. Для нас это большая потеря и человеческая, и профессиональная».

Родные и друзья пропавших после крушения пассажиров через пару дней после трагедии приехали в Нюксенский район. Как рассказал «Премьеру» друг пилота Алексей Душенин, за три дня они обследовали большую территорию рядом с местом крушения.
«Прошли береговую линию, обследовали ближайшие деревни, заброшенные охотничьи домики, поговорили с местными жителями и спасателями, которые доставали кабину вертолета», — рассказал Алексей.

По словам мужчины, им удалось выяснить, что летательный аппарат задел линии электропередач так называемыми лыжами:

«Кабина не оплавлена, то есть пассажиров не поразило электрическим током в момент столкновения. Кроме того, ремни безопасности отстегнуты».

Родственники и друзья пилота Сергея Иодо уверены, что у пассажиров, находившихся в вертолете, были шансы спастись:  летательный аппарат упал в воду с небольшой высоты. За информацию о местонахождении пропавшего мужчины они предложили 1 миллион рублей:
«Просим помочь в поиске Сергея, уверены, что он жив. Могло вынести к берегу вниз по течению реки. Нашедшего просим дать связаться Сергею по телефонам: 8-916-855-55 48, 8-919-966-51-37. ГАРАНТИРУЕМ вознаграждение в размере 1 000 000 рублей, за телефонный разговор с Сергеем и сообщением о его местонахождении».

Сообщение о вознаграждении друзья пилота Сергея Иодо разместили в местных пабликах. Пользователи, комментируя пост, отметили, что если бы кому-то из местных удалось найти пропавших в результате крушения людей, никаких денег за эту информацию они бы просить у родных не стали.

Спасатели плохо ищут?

Параллельно со своими поисками родственники и друзья пропавших начали распространять в соцсетях информацию о том, что поиски организованы плохо.

«Все СМИ сообщают, что работы ведутся, на месте 24 единицы техники, водолазы и бригады спасателей 84 человека, «Лиза Алерт» и волонтеры. Ничего этого нет!» — написала 25 октября в своем «Инстаграме» подруга пропавшей 27-летней девушки Мария Пахомова.

«Премьеру» Мария рассказала, что с 22 октября находится на территории Нюксенского района вместе с родными Анны Швецовой.

Девушка через социальные сети попросила о помощи жителей деревень и сел, находящихся ниже по течению Сухоны.

Мнением о том, что поисковая операция ведется недостаточно активно, с «Премьером» поделился и Алексей Душенин, друг Сергея Иодо.

«Мы три дня своими глазами наблюдали, как ведется поисковая операция. На наш взгляд, сил и средств недостаточно, — говорит Алексей.

— Всё внимание уделяется работе на воде. Если допустить, что пассажиры могли спастись после крушения и выбраться на берег, то наверняка они не стали бы сидеть на берегу, а пошли бы вглубь, в лес, в поисках укрытия, места, где можно пересидеть, дожидаясь помощи. Три дня мы прочесывали местность в районе крушения, заходили вглубь, смотрели заброшенные дома, охотничьи сторожки, и ни разу не встретили никого, кто еще бы участвовал в поисках не на воде, а на местности!»

По словам Алексея, вместе с поиском затонувшего вертолета в первый же день необходимо было организовать поиски на местности.
«Этого не сделано до сих пор. Ищут технику, а не людей».

На претензии родственников пропавших 26 октября был вынужден ответить глава области Олег Кувшинников. Он сообщил, что жалобы на работу спасателей от родных и близких пропавших в результате авиакатастрофы поступают и к нему в приемную.

«Также постоянно идет запрос федеральных СМИ о том, что нет правдивой информации с места событий. Сколько людей задействовано в поисковой операции, какой круг поиска, как готовятся ответы и кто ведет работу с родными?» — эти вопросы Кувшинников в прямом эфире адресовал начальнику Управления МЧС России по Вологодской области Василию Балчугову.

Глава ведомства МЧС сообщил, что в Нюксенском районе работает группировка в  составе 33 человек, 12 единиц техники. На Сухоне от Бобровского до Великого Устюга осмотром территории на воде заняты пять плавсредств, на дне реки работает аппарат «Фалкон». Также 26 октября к поискам был привлечен вертолет Ми-8.

Губернатор поручил главе Управления МЧС оперативно освещать ход поисковых работ для СМИ и предоставлять информацию по запросам родных Анны Швецовой, Сергея Иодо и Сергея Мозера, пропавших в результате крушения вертолета.

Ситуацию с поисками в Нюксенском районе «Премьеру» прокомментировал глава областной аварийно-спасательной службы Алексей Лучинский. В частности, он прокомментировал претензии родственников по работе водолазов.

«Там такое сильное течение реки, что водолазы попросту не могут работать, — говорит Алексей Лучинский. — Тех, кто пробовал заходить в воду, просто выносит силой течения обратно. При таком течении работать в воде для водолаза риск — либо сорвет кислородную маску, либо выкинет, а это баротравма».

Отвечая на вопрос о том, почему такое внимание в первые дни было уделено тому, чтобы достать затонувший вертолет, Алексей Лучинский отметил, что рассматривалась версия, что пассажиры могут находиться в кабине летательного аппарата.

«Когда стало понятно, что кабина пустая, начали поиски с помощью эхолота. Повторю, работа водолазов из-за течения невозможна».

Привязка к району: 
694
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.