Проверка мастерства

№35 (1239) от 7 сентября 2021 г.

Две медали и три медальона привезли студенты вологодских ссузов с финала национального чемпионата WorldSkills Russia.

Соревнования проходили с 25 по 29 августа в Уфе. Вологодскую область представляли десять участников из Вологодского колледжа технологии и дизайна, Череповецкого строительного колледжа, Череповецкого химико-технологического колледжа, Тотемского политехнического колледжа, Вологодского педколледжа, Сокольского лесопромышленного политехнического техникума, Вологодского строительного колледжа и Вологодского колледжа связи и информационных технологий.

Всего в финале приняли участие 1786 конкурсантов из 76 регионов страны. На специально оборудованных площадках ребята на время выполняли задания каждый в своём профессиональном направлении. За их действиями наблюдали эксперты.

Александра Шестерикова (слева) заняла третье место в компетенции «Преподавание в младших классах».  | Фото организаторов WorldSkills Russia

В стрессовых условиях

Анастасия Трофимова — кандидат исторических наук, заместитель директора Вологодского колледжа связи и информационных технологий и наставница одной из конкурсантов Юлии Красиковой. В нацфинале Анастасия Игоревна также выступала в роли эксперта-компатриота по компетенции «Интернет-маркетинг». Эксперты-компатриоты в WorldSkills являются экспертами по отношению к своим участникам или командам. Они не только оценивают всех участников, они могут отстаивать интересы своей команды: уточнять у других экспертов, почему они поставили ту или иную оценку, в чем была ошибка и на основе этого уже выстраивать дальнейшую тактику выступления, также стоять за своих в спорных ситуациях.

«Группы экспертов оценивают выполнение конкурсного задания по модулям, учитывая сотни критериев. WorldSkills Russia (WSR) — это невероятно регламентированное мероприятие, что необходимо для обеспечения международных стандартов проведения и одинакового равнозначного результата в любой точке мира, — объясняет эксперт-компатриот Анастасия Трофимова. — Эксперты были заняты на площадке с 8 утра до 12 ночи, так что мы неделю не спали».

Студентка 4-го курса колледжа связи Юлия Красикова завоевала на чемпио-нате серебряную  медаль в компетенции «Интернет-маркетинг». Попасть в финал WSR было ее давней мечтой. «В первый раз я участвовала в WorldSkills в 2019 году. Тогда у меня не получилось пройти региональный этап. После проигрыша я решила, что в следующем году пройду не только региональный этап, но и отборочные соревнования и попаду на национальный чемпионат. Я очень много работала и тренировалась на реальных кейсах от работодателей. Как говорится, всё изучается лучше на практике, чем в теории», — делится опытом участница.

Периодически Юлия встречалась со своим наставником Анастасией Трофимовой, и вместе они обсуждали новые методы работы. Так студентка освоила e-mail-маркетинг. На соревнованиях в Уфе ей предстояло выполнить задание, состоявшее из пяти модулей. Самый сложный, по мнению студентки, был модуль А, где требовалось исследовать информационное пространство и провести конкурентный анализ. Времени на это давалось всего четыре часа.

«Всё проходит в стрессовых условиях, и у конкурсанта вырабатывается как выносливость, так и концентрация. Также участники выходят из зоны комфорты и приобретают новые навыки, в том числе и по взаимодействию с другими людьми», — отмечает Юлия.

Этот учебный год в колледже для девушки последний, дальше она планирует получать высшее образование по своей специальности. «Я считаю это необходимостью в XXI  веке, а куда поступать, пока не решила, возможно, не в Вологде», — говорит студентка.

Урок на полу

Первую медаль в родной педколледж привезла третьекурсница Александра Шестерикова. Девушка получила третье место в компетенции «Преподавание в младших классах». Подготовка к соревнованиям заняла у нее почти год под чутким руководством наставницы Ирины Гороховской.

«Мы готовили конкурсные задания, отрабатывали их на студентах-волонтерах колледжа, постоянно повышали уровень профессионального мастерства. В ходе подготовки мы давали уроки, внеурочные занятия-исследования с использованием цифровой лаборатории, проводили интерактивы с родителями, писали проекты, создавали сайты, разрабатывали уровневые задания и методические материалы. Уровневые учебные задания предназначены для проверки учителем усвоения нового материала у учащихся по пяти уровням: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых и в новых условиях», — рассказывает Александра.

В нацфинале WSR работать будущему учителю нужно было уже с реальными школьниками. Три часа давалось на подготовку фрагмента урока, а на демонстрацию — 15 минут. «Многое нужно было продумать и показать: использовать различные педагогические технологии, виды деятельности, интерактивное оборудование. При этом требовалось соблюдать технику безопасности и контролировать ее соблюдение учащимися. Очень многое лежит на плечах учителя, в том числе очень большая ответственность за то, чтобы материал был усвоен учащимися качественно», — убедилась во время испытания вологжанка.

В качестве интерактивного оборудования можно было использовать цифровую доску, документ-камеру, с помощью которой на экран выводятся печатные материалы, цифровую лабораторию, микроскопы и планшеты.

Подспорьем на уроке мог стать даже умный пол. «С помощью проектора задание транслируется на специальную поверхность. Учащиеся могут сами встать на ту или иную ячейку или положить соответствующую карточку. Программа считывает это и показывает правильные/неправильные ответы», — объясняет Александра.

Также в финале будущим педагогам нужно было разработать воспитательный проект сетевого взаимодействия между семьей, школой и другими организациями. По своим разработкам конкурсанты проводили занятие с родителями, роль которых исполняли студенты-волонтеры.

Награда нашла героев

«Участие в мероприятиях подобного уровня всегда дает представление о том, какие новые тенденции наметились, каких ориентиров следует придерживаться. Это важно не только для меня, но и для колледжа», — подводит итог медалистка из Вологодского педколледжа.

Александра  надеется, что участие в финале позволит ей попробовать себя в роли консультанта или тренера для студентов, готовящихся к участию в WSR. Такой опыт есть в других регионах: выпускники остаются в колледже и продолжают заниматься подготовкой уже в статусе экспертов-компатриотов или экспертов демонстрационных экзаменов. Кого наделить этим статусом, решает руководство колледжа.

Победители и призеры национального чемпионата, а также их наставники получат по 40 тысяч рублей за серебряную медаль и 30 тысяч рублей за бронзовую, сообщает пресс-служба областного правительства. Кроме медалей, вологодская команда привезла три медальона за профессионализм. Подтвердили свое мастерство в финале чемпионата студентка колледжа технологии и дизайна Ирина Евстигнеева в компетенции «Парикмахерское искусство», студент Сокольского лесопромышленного политехнического техникума Алексей Чертовиков в компетенции «Кирпичная кладка». Также эксперты отметили профессионализм учащегося Тотемского политехнического колледжа Алексея Трифонова в «Электромонтаже», сообщает пресс-служба правительства. В предыдущие годы студенты тотемского ссуза уже неоднократно привозили призовые места с финала по данной компетенции.

Отметим, что чемпионат WorldSkills Russia не просто способ проверить свои знания или посоревноваться с другими участниками, но и подготовка к экзамену. Ранее «Премьер» писал о том, что в ссузах для поступивших в 2021 году вводится демонстрационный экзамен в формате WorldSkills (по тем же модулям и компетенциям).

16
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.