Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Прыгнуть выше головы

№40 (1193) от 12 октября 2020 г.

Заместитель губернатора Лариса Каманина убеждена: если мир меняется, это значит, что педагоги тоже должны меняться. | Фото с сайта vologdazso.ru

На Вологодчине хотят сделать педагогов современными, но пока не знают, как остановить старение и отток кадров.

К 2024 году половина педагогов Вологодчины должна быть охвачена системой профессионального сопровождения. В 2020 году 5 % педагогов должны быть вовлечены в национальную систему профессионального роста, 0,8 % должны пройти независимую оценку своей квалификации. К 2024 году такая оценка должна будет охватить 10 % педагогов. Всего в школах области трудятся 9758 педагогов, из них 19 % — в возрасте до 35 лет.

Пограничное состояние

C 2019 года Вологодская область в числе 11 регионов реализует регио­нальный проект «Учитель будущего» в рамках национального проекта «Образование». В 2019 году на «Учителя будущего» уже потратили почти 150 миллионов рублей, в том числе 57 миллионов — на ремонты зданий центров сертификации и профессионального мастерства. На развитие обоих центров в 2020 году запланировано 47 миллионов. Как правительство области реализует проект, 30 сентября обсуждали в областном Законодательном собрании во время тематического правительственного часа.

О профессиональном росте педагогов в своём Послании в январе нынешнего года говорил президент Владимир Путин: «К середине наступающего десятилетия национальная система профессионального роста должна охватить не менее половины педагогов страны. В перспективе не только в сфере общего, дополнительного профессионального образования».

Всего в школах области трудятся 9758 педагогов, из них лишь 19 % — в возрасте до 35 лет.

Как следует из доклада заместителя губернатора Ларисы Каманиной на сессии ЗСО, у педагогов необходимо сформировать два блока компетентностей. Во-первых, это так называемые soft skills, которые невозможно измерить количественно. К примеру, это обучаемость, умение решать возникающие проблемы, память, упорство, стрессоустойчивость, умение быть наставником. Вторая группа — это digital skills, навыки по работе в рамках современной цифровой среды.

«Повышение квалификации проходит в обновлённом образовательном пространстве с использованием парка новейшего оборудования, — рассказала Лариса Каманина областным парламентариям. — По итогам обучения педагогический работник имеет возможность пройти процедуру добровольной независимой оценки. Формами организации образовательного процесса кроме очной является и очно-заочная с применением дистанционных технологий, что сегодня, конечно же, очень важно. Построение комбинированной среды в центрах достигается путём сбалансированного сочетания и офлайн-формата, и возможностей онлайн-платформы».

Между профдефицитом и мотивацией

За красивыми цифрами, впрочем, скрывается непростая ситуация с педагогическими кадрами. Для них характерно старение: молодые почти не задерживаются в профессии. Член Комитета по образованию, культуре и здравоохранению Елена Бахтенко («Единая Россия») особо заострила на этом внимание: «А каким образом эта значительная категория учителей будет вовлечена в проект «Учитель будущего» при наличии большого стажа? У них есть профессиональный дефицит. Учитель говорит, что не хочет нигде заниматься, потому что у него 45 лет стажа и у него другие планы. Что будет дальше, что кроме этого у нас в образовании есть огромный дефицит профессиональных кадров?» Под профдефицитом подразумевают осознанные или неосознанные ограничения в профессиональной компетентности, которые мешают работе.

«Я хочу сказать, педагоги-стажисты присутствовали на занятиях, на которых я была в центре непрерывного образования, — заявила в ответ Лариса Каманина. — Они точно так же заинтересованы в этой работе, как и молодые педагоги. Одна из категорий педагогов, которая подлежит обучению, это те педагоги, которые изъявят желание обучиться по новым программам. Я считаю, что возраст не помеха, если педагог востребован, его любят дети, и он нужен своей школе. Я, конечно, понимаю, что проблема кадров у нас существует, но это другая тема, у нас разработан отдельный план, который включает целый ряд мероприятий, он в 2020 году реализуется впервые». Вопрос в том, как замотивировать педагога, — это отдельная задача, в том числе и специализированных центров.

Член того же комитета Александр Морозов (КПРФ) заявил, что педагоги не только могут отказаться от повышения квалификации, но и начать массово увольняться. «Я знаю многих моих коллег, которые с изменением системы обучения в системе медицины сказали, что не будут после окончания срока действия сертификата продолжать учиться. Потому что это определённые проблемы. То же самое может произойти в системе образования, в обоих случаях мы можем получить резкий дефицит профессиональных кадров. Надо подумать об этом», — подчеркнул он.

Если мы сейчас на образование направим дополнительные ресурсы, мы их откуда будем брать?..

Лариса Каманина согласилась, что такие риски действительно есть. Но в любом случае повышать общий уровень квалификации кадров необходимо. Причём это касается как образования, так и здравоохранения. «Мир меняется, это значит, что педагоги тоже должны меняться», — подчеркнула Лариса Владимировна.

«Упираемся в приоритеты»

Председатель Комитета ЗСО по образованию, культуре и здравоохранению Людмила Ячеистова подняла вопрос повышения зарплат. Если в здравоохранении бьют во все колокола при коэффициенте совмещения 1,6, принимая меры на федеральном и региональном уровнях, то в образовании в аналогичной ситуации ничего не происходит. «То есть мы сегодня среднюю зарплату во исполнение указа президента делаем за счёт 36-40 часов рабочего времени учителя, сегодня на 18 часах не работает уже никто, потому что нет учителей, а работая лишь 18 часов учитель будет получать копейки», — подчеркнула Людмила Ячеистова.

По словам Людмилы Ячеистовой, она специально в поездках по районам изучает зарплатные ведомости в школах — и средняя зарплата молодых специалистов в них составляет 15-16 тысяч рублей. Не удаётся пробить ни надбавки для молодых специалистов, ни увеличение подъёмных выплат. Фактически предложений депутатов в правительстве не слышат, постоянно ссылаясь на нехватку средств, констатировала она. В результате в 2019 году в системе школьного образования приток кадров составил 12,4 %, а отток — 12,8 %. «Уходит больше, чем приходит, с чем останемся, никто не знает», — констатировала Ячеистова.

Спикер ЗСО Андрей Луценко в завершение дискуссии философски заметил, что мало принять соответствующее решение, нужно где-то найти деньги для его реализации. «Мы понимаем, что денег не хватает, но нужно расставить приоритеты: как будет финансироваться (сфера образования. — Прим. ред.), если мы выйдем на эту тему, за счёт чего? Если мы сейчас на образование направим дополнительные ресурсы, мы их откуда будем брать? Перестанем ремонтировать дороги или строить детские сады? Что делать-то? — задался он вопросом. — Есть бюджет, налоговые поступления понятны, но мы постоянно упираемся в приоритеты».

141
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 29 января' 19 | Цитаты

    Президент фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ и член Совета по образованию и науке при Президенте РФ Елена Шмелёва о модели системы образования на Вологодчине.

    63
    0
  • Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в образовательный процесс. На летние каникулы вологодские школьники уйдут позднее обычного, даты сдачи ЕГЭ и ОГЭ смещаются, а ВПР переносятся на следующий учебный год.

    138
    0
  • 18 марта' 20 | Страна и мы

    Новость о расширении программы материнского капитала вызвала интерес не только у молодых семей. Аналитики заговорили о том, что данная мера не только приведет к повышению рождаемости, но и сможет оживить рынок строительства жилья, который сейчас переживает не лучшие времена.

    145
    0
  • 28 января' 20 | Страна и мы

    Поправки в российскую Конституцию прошли первое чтение в Госдуме.

    95
    0
  • 17 июня' 20 | Страна и мы

    Участие в национальном проекте «Наука» позволило Вологодской области активнее развивать у себя научно-исследовательскую деятельность.

    50
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.