Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Пусть меня научат

№47 (1251) от 30 ноября 2021 г.

На работу в школы вышло 40 % студентов старших курсов педвузов, но проблемы нехватки кадров это всё равно не решило.

Три четверти педагогов всех образовательных учреждений находятся в возрасте от 35 до 54 лет, старше 60 лет – 12,5 %. Доля молодых учителей (до 35 лет) пусть медленно, но растёт, на сегодня составляя 21,5 % в общей массе. При этом в регионе не хватает почти пятисот учителей, а пришедшие в школы молодые педагоги закрыли едва ли половину от этой потребности. Даже с учётом 139 студентов-педагогов Вологодского и Череповецкого университетов, вышедших на работу в школы, потребности перекрыть так и не удалось. Об этом на сессии ЗСО 24 ноября рассказала заместитель губернатора Лариса Каманина.

Почти все вопросы по теме правительственного часа задали депутаты от «Единой России». | Фото с сайта vologdazso.ru

Медленно, но верно?

В нынешний учебный год в регионе вошли 810 различных образовательных организаций, в которых трудятся более 21 тысячи педагогических работников. 9700 педагогов работают в школах, ещё более восьми тысяч – в детских садах, в учреждениях допобразования – полторы тысячи, в профессиональных образовательных организациях – 1700 человек. «В связи со строительством новых инфраструктурных объектов, таких как «Кванториумы», «Точки роста», IT-кубы, наметилась стабильная тен- денция обновления кадров в учреждениях дополнительного образования, и это не может нас не радовать», – подчеркнула Лариса Каманина.

Средний возраст педагога в 2021 году составил 43 года. Если всё пойдёт по плану, то к 2024 году он приблизится к 42 годам. При этом сохраняется значительная доля педагогов предпенсионного и пенсионного возраста в школах и в профессиональном образовании. Главный вопрос состоит в том, как не только проводить системную подготовку молодых кадров, но и сделать всё, чтобы они не уволились, отработав лишь несколько лет. Сейчас устойчивую тенденцию притока молодых кадров отмечают только в Вологде, Череповце, Вологодском, Бабушкинском и Шекснинском районах. Больше всего учителей старше 60 лет в Череповецком, Харовском, Кадуйском, Кирилловском и Бабаевском районах.

«Сегодня проблема подготовки педагогических кадров и в Вологодской области, и на всей территории России стоит очень остро, – подчеркнула Лариса Каманина. – Для нас с вами очень важно, какой специалист, с какими профессиональными компетенциями и человеческими качествами находится рядом с нашими детьми – в детском саду, школе, колледже, вузе. При поддержке Законодательного собрания в целях комплексного подхода к кадровому обеспечению в области был принят межведомственный комплексный план по подготовке и закреплению педагогических кадров на территории Вологодской области на период до 2024 года».

Со школьной скамьи

Парламентарии поднимали вопросы и подготовки кадров, начиная со школьной скамьи. Депутат от «Единой России» Любовь Царёва предложила развивать систему психологопедагогических профильных классов, но с учётом потребности в кадрах по районам: «По прогнозной потребности в кадрах есть определённый рейтинг, согласно которому эта потребность очень высока. Создание психолого-педагогических классов идёт вразрез с этим рейтингом, не в тех районах, в которых эта потребность высока. Не вижу отражения Череповецкого, Вытегорского, Кадуйского, Никольского и других районов».

По мнению Любови Царёвой, необходимо, чтобы выпускники таких классов продолжали профильное образование в вузах, а затем имели стимул и возможность вернуться на ту же территорию. Лариса Каманина на это ответила в том духе, что важны усилия и органов местного самоуправления, и госвласти, и колледжей, и вузов.

«В своё время в Вологде мы совместно с РАН проводили профдиагностику, все девятиклассники каждый год проверяли свои способности по специальным методикам и определяли, способен ли он быть, допустим, учителем, чтобы затем не тратить и деньги, и время зря. Может, эту методику возродить?» – предложил Евгений Шулепов.

Оказывается, нечто подоб- ное и так собираются распространить на всю область. В Череповце сейчас такую работу ведёт фонд «Дорога к дому». «Мы пристально смотрим за тем, как эта деятельность активно развивается в Череповце по одарённым детям и планируем распространить этот опыт с помощью благотворительного фонда «Дорога к дому» на всю область, чтобы каждый ребёнок в каждой точке, имея возможности, был понят, замечен и имел траекторию дальнейшего развития», – заявила Лариса Каманина.

Видимая цель

Отчасти потребность в педагогах быстро не закрыть по банальной причине: на необходимые специальности слишком маленький набор и, как следствие, специалистов вузы выпускают не так много. «У нас сейчас дефицит учителей русского языка 64 % , а в университете, по-моему, набирается всего одна группа филологов на бюджетной основе. Мы 20 студентов всего набираем, я помню времена, когда мы выпускали по 150. Почему так, не очень понятно», – заявил депутат-единоросс Евгений Шулепов, порекомендовав активнее работать с Министерством науки и высшего образования по поводу количества мест в университетах.

Лариса Каманина не стала ему противоречить. «Я абсолютно с Вами согласна, мы действительно работаем по увеличению целевых мест в вузах, – подчеркнула она. – В 2021 году у нас на 150 учебных мест больше, чем было в 2020-м, и мы надеемся, что в следующем учебном году нам удастся вновь увеличить число учебных мест. Эту работу нужно продолжать и проводить её ещё более активно».

Председатель Комитета по социальной политике Елена Быкова («Единая Россия») обратила внимание, что привлечь молодых специалистов сложно и из-за низких зарплат и сложностей с обустройством их быта: «Когда к нам приходит молодой специалист, педагог, мы не можем установить квалификационной категории. Но мы могли бы установить ему доплату как молодому специалисту либо привлечь жильём. К нам реально приходит много молодых людей, готовых остаться в системе, но им негде жить, а уровень заработной платы крайне низкий. В результате профильные специалисты либо уезжают, либо уходят в торговлю, там рынок пополняется, а у нас идёт отток».

Лариса Каманина отметила, что оба этих вопроса давно назрели. «Они находятся на стыке полномочий муниципалитета, работодателя и региональной власти. Я думаю, что нам пора рассмотреть этот вопрос отдельно. На ближайшем заседании координационного совета мы должны подготовить предложения в адрес губернатора, Законодательного собрания, нужно искать возможности по обеспечению жильём молодых специалистов», – ответила она.

Наконец, руководитель фракции КПРФ Александр Морозов полагает, что качество образования косвенно зависит от уровня жизни педагогов: «Достойного качества образования не достичь, пока учитель не будет обеспечен в том числе жильём. Мы присылали Вам программу, которая действует в Московской области по ипотеке. Второй момент: когда учитель не будет на одну ставку получать обещанную ему заработную плату. При совмещении ставок никогда не будет качественного образования, а молодой учитель не будет оставаться в школе. Эти проблемы надо рассматривать комплексно, и пока они не будут рассмотрены, это (Планы по привлечению кадров. – Прим. ред.) будет только красивыми словами».

135
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.