Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

В Вологодской области неизвестен ежегодный объём выбрасываемых отходов

Разумные вопросы

№23 (1073) от 12 июня 2018 г.

Во время круглого стола в ЗСО. | Фото Владимира Пешкова

Несмотря на высокие оценки территориальной схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в Вологодской области остаётся большое количество проб­лем в этой сфере.

Их обсудили 5 июня в ЗСО на тематическом круглом столе фракции «Справедливая Россия» и Общественной палаты области. «Для решения этих задач в конце прошлого года были внесены изменения в федеральный закон «Об отходах производства и потребления» — добавлены новые разделы, касающиеся раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер к этому полезному начинанию. Эти поправки вступают в силу с 1 января 2019 года, а потому подготовительную работу к их реализации следует начинать уже сейчас», — подчеркнул член палаты Виктор Вавилов.

Пожалуй, самое громкое заявление сделал прокурор череповецкой природоохранной прокуратуры Дмитрий Викторов. По его словам, в Вологодской области точно неизвестен даже общий объём имеющихся отходов. «У нас нет чёткого понятия о накоплении отходов от начальной до конечной точки, — заявил Дмитрий Владимирович. — УК не отчитываются по отходам. Мы не знаем чёткого объёма отходов. Это нужно для строительства мусоросортировки, чтобы рассчитать мощность полигонов. Эта проблема существует, и она острая».

Другой вопрос, которым задался прокурор: для чего вообще закрывать существующие полигоны, если они не исчерпали своего ресурса? «Нашлись инвесторы, которые вложили деньги, а сейчас мы признаём, что он будет закрыт в соответствии с законом. Где логика? — недоумевает Викторов. — Муниципальные образования откажутся от платы за негативное воздействие, от рабочей силы, и все эти полигоны окажутся свалками. Никто их не рекультивирует, никто не будет охранять. Там будут сплошные нарушения».

Директор ООО «Аквалайн» (оператор восточной зоны Вологодской области) Алексей Копейкин также увидел целый ряд проблем, которые возникнут в будущем. Самая больная тема, по его мнению, также связана с деятельностью муниципалитетов. «Законодательством закреплено, что за содержание мест накопления отходов отвечают органы местного самоуправления, у которых в бюджетах этого не заложено, — подчеркнул он. — При этом бесконтейнерная система сбора не запрещена, но она и не предусмотрена. Существует наболевший вопрос сбора опасных отходов — батареек и ртутных ламп. На сегодняшний день в законодательстве это не закреплено, в том числе в расчёте тарифов регионального оператора, они выпадают из этой системы».

Еще одна проблема — взимание платы с большегрузных мусоровозов за проезд по дорогам. Дело в том, что территориальная схема предусматривает перевозку отходов с районных перегрузочных станций на полигоны посредством крупнотоннажных грузовиков, с которых взимают особый сбор за негативное воздействие на дороги. В тарифы он не заложен, и этого пока ещё никто не предусмотрел. Эта проблема остро встанет в 2022 году, когда заработает вся схема. Первый вариант — освободить коммунальную технику от таких платежей. Второй — заложить их в тариф.

По словам эксперта региональной группы общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Юрия Базанова, территориальная схема и региональная программа должны содержать информацию и мероприятия об обращении всех отходов, а не только твёрдых коммунальных. «К сожалению, разработчики утверждённой департаментом ТЭК и тарифного регулирования территориальной схемы и проекта программы не придали этому должного внимания. В утверждённой схеме и в проекте программы информация о твёрдых коммунальных отходах доминирует, но не анализируется и рассматривается», — пояснил Базанов.

«Целевые показатели региональной программы — это доля обработанных твёрдых коммунальных отходов в общем объёме твёрдых коммунальных отходов — 100% к 2022 году, — напомнила главный консультант департамента ТЭК Ольга Михайлова. — Доля утилизированных твёрдых коммунальных отходов — 14% к 2022 году. Доля твёрдых коммунальных отходов, отправленных на размещение, захоронение — 86% к 2022 году. Процент охвата населения регулярной системной очисткой — 99,9% к 2024 году».

Комментарий

 

Виктор Леухин

Виктор Леухин, руководитель фракции «Справедливая Россия» в ЗСО:

— Тема утилизации бытовых отходов, весьма актуальна для нашей страны и, пожалуй, является одной из ключевых приоритетов в государственной политике.
Пока мы находимся только в начале реформы в сфере утилизации бытовых отходов. Цель у всех одна — создание благоприятных экологических условий проживания населения и повышение качества жизни людей. Вопрос лишь в том — как это сделать наиболее эффективней.

Считаю, утилизация и переработка отходов — это комплексный процесс, в котором должны объединиться усилия власти, возможности бизнеса и гражданская позиция людей, желающих участвовать в этой работе на добровольной основе.

К слову, эта реформа мне напоминает реформу капитального ремонта. Многие не понимали, что и как делать, как будут формироваться тарифы. Были созданы рабочие органы, рабочая группа и даже Попечительский совет. С этого все и началось…

Особо хочется поблагодарить всех участников круглого стола за активную позицию и внесённые замечания и предложения. Все они будут переданы в Департамент топливно-энергетического комплекса, а также в постоянный Комитет по экологии и природопользованию ЗСО.

Депутат ЗСО Ирина ЯСАКОВА (фракция «Справедливая Россия»):

— Следует отметить, что тема обращения с отходами является актуальной для нашей страны. Прошедший 2017 год прошел под знаком года экологии. Нашим Президентом неоднократно проводились различные мероприятия, где поднимались вопросы об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений. Владимир Путин обозначил вектор поэтапного перехода России к модели экологически устойчивого развития. В целях реализации основных направлений экологической политики Президент РФ 31 декабря 2017 года утвердил существенные изменения, внесенные Госдумой в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», о вводе раздельного сбора мусора и обеспечении стимулирующих мер. Эти изменения и предшествовавшее им введение экологического сбора должны стать решением давно обсуждаемой проблемы раздельного сбора мусора и его дальнейшей переработки на предприятиях, использующих вторсырье.

Этот документ регламентирует размещение мусороперерабатывающих комплексов — теперь для обустройства на таких предприятий на территории региона понадобится одобрение проживающих на этой территории граждан. Вопросы размещения баков и вывоза мусора также должны будут обсуждаться на собраниях собственников жилья и управляющих компаний.

 

239
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 12 апреля' 18 | Среда обитания

    В Вологодской области выбрали региональных операторов по обращению с отходами

    590
    0
  • 13 июля' 18 | Общество

    Внеочередная сессия Законодательного Собрания области прошла 11 июля. Первым пунктом повестки дня стали дополнительные меры по поддержке обманутых дольщиков, которые народные избранники утвердили единогласно.

    113
    0
  • 24 мая' 18 | Страна и мы

    На волне проблем со свалками Московской области в России анонсируют строительство мусороперерабатывающих заводов

    283
    0
  • 08 ноября' 16 | Экономика

    Нормальному функционированию системы платежей за энергоресурсы мешает отсутствие подзаконных актов. Об этом на минувшей неделе в ЗСО на круглом столе издательского дома «Коммерсант» заявил член Совета Федерации Виктор Рогоцкий.

    22
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.