Ритмы Африки

№44 (1145) от 5 ноября 2019 г.

Пушистый бонус на занятии, мимо которого не могут пройти ни дети, ни взрослые, — сурикат Бусинка. | Фото Инги Лавриненко

Эти занятия объединяют взрослых и детей, жителей южных стран и северян. Сюда приходят актёры театра «Теремок» и учителя рисования. Общим для них является одно — барабанный ритм. Об этнической студии «Барабаны джембе» рассказала корреспонденту «Премьера» одна из её создательниц Инга Лавриненко.

Пальцы легли на гладкую кожу барабана. Руки пытаются нащупать общий ритм, спотыкаются, то спешат, то медлят. Мышцы лица напряжены, складка легла между бровей.

Постепенно приноравливаешься слушать себя, соседа, на ритм отзываются сердце, кровь, каждая клеточка. Напряжение ослабевает. Руки ловко и легко танцуют на кожаном круге. Ты открываешь для себя гулкий бас, исходящий из глубин барабана. Этот звук буквально подбрасывает тебя на месте. И хочется продолжать, но мастер-класс уже подошел к концу.

По дороге к себе

Студию джембе Инга и ее подруга Ирина Маркелова создавали сначала для себя: барабан — инструмент громкий, дома особо не поиграешь. Затем познакомились с другими барабанщиками Вологды, люди стали приходить на мастер-классы, и так собралась компания сплоченных ритмами. С профессией и образованием их увлечение никак не связано. Инга и Ирина работают в строительных компаниях. Ирина — психолог по образованию.

Несколько лет назад Инга и Ирина поехали в путешествие автостопом по России — решили посетить города-миллионеры. С собой взяли на пробу маленький барабан джембе. А дальше все прелести путешествия дикарями: жили в палатке, готовили на печке-щепочнице и со всеми знакомились по дороге. Постепенно подруги стали замечать: барабан притягивает людей.

Студию джембе Инга и ее подруга Ирина Маркелова создавали сначала для себя.

«Мы заметили, что люди тянутся к барабану: подходят, спрашивают, обращают внимание, знакомятся. Это инструмент-магнит, — говорит Инга Лавриненко. — Барабан полностью меняет мировоззрение. Он учит тому, что мир много­образен и что все люди разные, и звери, и птицы, и страны, и континенты. Что нет лучших и худших — все уникальны. Каждый интересен в своей уникальности. Не нужно никого менять и вмешиваться в течение жизни, надо наблюдать и получать удовольствие. А также человек начинает понимать, что у него много друзей: ритм объединяет».

Вернувшись домой, женщины решили продолжить погружение в ритмы и съездили в Санкт-Петербург к преподавателю африканских ритмов и перкуссии народов мира Ивонне Фрейдман. Сама Ивонна училась у носителей культуры: жила в деревне Серакунда в 20 км от Банджуля — столицы Гамбии (Западная Африка).

Лечение музыкой

В студии также занимаются таким направлением, как ритмотерапия. Люди осваивают джембе через разные упражнения, в разных техниках, занимаются телесной перкуссией. Телесная перкуссия — это превращение своего тела в музыкальный инструмент. В создании музыки используется все части тела, и голос в том числе.

Внешний мир является для нас достаточно сильным раздражителем, т.к. мы погружены круглосуточно в техногенный шум (транспорт, ТВ, музыка из машин). Мы почти не слушаем природные звуки: дождь, снег, ветер, шум травы, пение птиц. Такая перегруженность разными шумовыми источниками и источниками информации (новости, реклама и задачи, которые надо выполнить быстро на работе) приводит к стрессу.

«Звук барабана имеет определенную вибрацию, влияющую на людей и на животных. Если играть медленнее пульса человека (меньше 60 ударов в минуту), то процессы в организме замедляются, включая мозговую деятельность, и человек входит в трансовое состояние (засыпает, замирает). В этот момент организм перезагружается и обновляется. Это похоже на медитацию. На этом основаны все шаманские техники. Человек погружается в состояние «здесь и сейчас», отключается от внешнего мира и остается наедине со своей душой», — считает Инга Лавриненко.

Барабан — инструмент громкий, дома особо не поиграешь.  А в студии ещё и вкусняшки есть, преимущественно вегетарианские.  | Фото Инги Лавриненко

В студии также планируется проводить занятия с детьми с ограниченными возможностями.

«В моей профессиональной практике был период работы с семьями, воспитывающими особенных детей. Вот и в рамках работы нашей студии мне с Ингой хотелось бы набрать на занятия детскую инклюзивную группу, чтобы немного познакомить детей с ОВЗ с миром ритмов, помочь отвлечься, подарить новые ощущения и эмоции», — говорит Ирина Маркелова.

Пушистый бонус на занятии, мимо которого не могут пройти ни дети, ни взрослые, — сурикат Бусинка. Она родилась в Подмосковье у заводчиков.

«Сурикатов в Африке держат как домашних животных, так как они убивают змей, скорпионов и насекомых. У нас Буся просто живет, никого не убивает, так как змей в городе нет. Это хищник, и у нее характер не как у домашней собачки. Но она всё равно любит ласку, разные вкусняшки и побегать по квартире. В студию мы ее приносим на мастер-классы: сурикаты любят людей и не любят одиночества», — рассказывает Инга.

Справка

Ритмотерапия — достаточно обширное направление. Оно включает в себя и упражнения под музыку, и танцевальные движения, и работу с разными музыкальными инструментами. Ритмотерапия в крупных медицинских центрах применяется для восстановления пациентов после тяжелых болезней. В частности, упражнения с барабаном в московском Междисциплинарном центре реабилитации применяются для восстановления координации при заболеваниях, при которых человек теряет способность поддерживать свое тело в стабильном положении (мозжечковая атаксия).

111
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.