Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

С цифрой в голове

№14 (1115) от 9 апреля 2019 г.

Новое поколение не мыслит себя без компьютеров и гаджетов. | Фото с сайта novatesys.ca

Изменят ли российское общество вчерашние дети, которые сегодня вступают во взрослую жизнь?

Прошедший в НАЧАЛЕ апреля в Вологде IT-форум в основном был посвящён технологическому и цифровому развитию. Один из прикладных вопросов, который обсуждали на форуме, — это развитие общества и новое «поколение Z» — люди, родившиеся в условном промежутке времени между серединой 1990-х и 2000-х.

Основным спикером по этой теме стала экс-директор по развитию компании HeadHunter Ольга Кочкина.

«Пост-иксы»

Современную теорию поколений придумали в США. В начале 2000-х американские публицисты Уильям Стросс и Нил Хоув задались вопросом: а какими же вырастут дети, следующие за «миллениалами» — людьми, вступавшими во взрослую жизнь в момент перемены тысячелетий? Это было начало новой эры, связанной с приходом в нашу жизнь информационных технологий на уровне мобильных телефонов, Интернета, всеобщей компьютеризации. Но появился и новый вызов: 11 декабря 2001 года стало новой точкой отсчёта в истории, когда мировую повестку стала определять борьба с терроризмом.

Спустя годы в результате голосования интернет-читателей газеты USA Today было выбрано название Generation Z — по-русски «Поколение Зет». Среди других предложенных вариантов следует выделить Gen Tech (поколение технологий) и Digital Natives (цифровые туземцы).

«Диджитал (имеется в виду цифровой, или виртуальный мир. — Прим. ред.) и физический мир для «зетов» — это единое целое, они не разделяют эти миры, им нужно присутствовать и онлайн, и офлайн, — заявила Ольга Кочкина. — Для «зетов» очень важна скорость обратной связи, они хотят получать её здесь и сейчас. Если вы их вовлекли в какой-то проект, задачи должны быть максимально короткими для того, чтобы обратную связь давать им как можно чаще, иначе они по­думают, что вы о них забыли».

С другой стороны, это более вольное поколение с точки зрения трудовой дисциплины. Ольга Кочкина рассказала историю собственной дочери, которая устроилась во время каникул на месяц в одну из IT-компаний: «В пятницу она поняла, что потока людей нет, работать не стоит, и сказала руководителю, мол, давайте сделаем так, чтобы я по пятницам не работала, и чтобы они пересчитали её зарплату в связи с этим. Компания решила, что это можно сделать и так. Для меня это было показательно: очень странно, что, придя в компанию временно поработать, всего на месяц, можно подойти в конце первой недели к руководителю и сказать, что мне нечего делать по пятницам и поэтому я пойду. Для меня это было большим откровением».

Другая характеристика «зетов» — это недоверие к опыту других людей. «Недавно я была на конференции по кадрам, — отметила Ольга Кочкина. — Эксперты-«иксы» (поколение «X» — люди, рождённые в 1960-1980-е годы. — Прим. ред.) говорили «зетам»: ребята, сначала нужно пойти в структуры найма персонала, вы там всему научитесь, всё вам расскажут, вы там наделаете ошибок, нанабиваете шишек, а вот потом вы уже можете пойти в свободное плавание и где-то развиваться. А те им отвечали, что к моменту, когда они выйдут из университета, мир кардинально поменяется, поменяется маркетинг, и шишки, которые они здесь набьют, им вообще не пригодятся. Стремительные изменения на рынке труда очевидны, и правда такова, что эти шишки и грабли настолько устарели, что, возможно, и нет смысла приобретать этот опыт».

| Инфографика с сайта kfund-media.com

Не стоит обобщать?

Социологи и педагоги, впрочем, не склонны столь чётко выделять поколенческие развития, как это делают публицисты. И потом, у россиян иной исторический опыт, нежели у американцев, хотя в последнюю четверть века между нами намного больше общего, чем было во времена СССР. «Разумеется, все поколения отличаются, но если говорить о поколении 90-х, оно попало на политический, экономический, культурный и научный разлом, — рассуждает социолог Анна Очкина. — Но я не думаю, что это радикально скажется на дальнейшей жизни в плане больших мотиваций. Они по-другому строят отношения, иначе общаются, у них есть свои проблемы в межличностных отношениях: их ориентируют на индивидуальные достижения, но для любых достижений нужно общество, нужны общие цели».

Анна Владимировна призывает не преувеличивать роль виртуального мира. Во-первых, именно в реальном мире мы рождаемся, живём и умираем, поэтому человеку в любом случае придётся периодически возвращаться в реальность. «В результате «зеты» столкнутся с ещё более сложным миром, чем известен нам, — рассуждает она. — Мы слишком преувеличиваем роль виртуального мир. И потом, даже наиболее известные блогеры — из тех поколений, которые много читали и работали в реальной жизни».

Не согласна Анна Очкина и с тем, что «зеты» склонны форматировать под себя рабочий процесс: «У кадровиков довольно специфический опыт, и отнюдь не значит, что его можно распространять на всё поколение. Масса молодых людей из провинции ради карьеры готова работать и в офисе, и под офисом, и где угодно. Я не думаю, что стоит делать обобщения. Наверно, есть такая группа, о которой говорит Ольга Кочкина, но дальше в этом обобщении идти не стоит».

Не склонна чрезмерно обобщать и директор вологодской школы №5, депутат городской думы Светлана Разина. «Разумеется, каждое поколение особенное, и это поколение тоже. Но я бы не сказала, что дети кардинально отличаются от тех, что были раньше, — размышляет она. — Ничего не повернуть вспять, поэтому нужно идти в ногу со временем. Во все времена в любом поколении были люди, которые были способны грамотно и с умом воспринимать новые технологии, а были и просто пользователи, и те, кто пользовался новшествами безграмотно».

Самое главное — это уметь отличать полезную информацию от вредной. Причём этот навык необходим не только детям, но и взрослым. На это в современной школе делают всё больший упор. Светлана Разина убеждена, что у ребёнка обязательно должны быть наставники: в школе это учителя, а дома — родители. Если ребёнок чувствует, что интересен своим родителям, он никогда не пойдёт в Интернет за острыми ощущениями, а будет, напротив, использовать полученную информацию во благо.

Самые лучшие впечатления у Светланы Юрьевны от молодых учителей, представителей «поколения Z», которые только-только окончили вузы и приходят на работу в школу: «Поколение учителей, которое приходят сейчас, очень творческое, это очень талантливые ребята, восприимчивые к идеям, работать с ними одно удовольствие. У нас в школе работает 17 таких педагогов. Дети их очень любят, хотя, конечно, и испытывают их на прочность».

153
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.