Сельские инновации

№2 (1155) от 21 января 2020 г.

Огарковская средняя школа стала федеральной инновационной площадкой, где реализуется уникальная программа агробизнес-образования. | Фото со страницы Огарковской средней школы в соцсети «ВКонтакте»

Вологодский район постепенно становится центром инновационного школьного образования всей Вологодской области.

Уже две школы этого муниципалитета получили статус федеральной инновационной площадки. На очереди ещё несколько образовательных учреждений.

Федеральная инновационная площадка (ФИП) — это образовательная организация, которая реализует инновационные проекты или программы, имеющие существенное значение для модернизации и развития системы образования.

Открытием федеральных инновационных площадок в нашей стране занимается Министерство просвещения РФ. Чтобы получить статус ФИП, школы должны разработать уникальную образовательную программу, пройти жёсткий конкурсный отбор и каждый год подтверждать своё особое положение, отчитываясь о проделанной работе.

Кадры для родины

В нашей области местом регулярного формирования федеральных инновационных площадок довольно не­ожиданно для многих стал Вологодский район.

Примерно год назад статус федеральной инновационной площадки здесь был присвоен Огарковской средней школе, которая в качестве своей специализации выбрала агробизнес-образование. А в начале этого года к ней присоединилась Сосновская средняя школа. Она, в свою очередь, будет специализироваться на здоровьесберегающем образовании.

«Одна из основных стоящих перед нами задач — обеспечить муниципалитет высококвалифицированными специалистами, которые сразу после обучения оставались бы работать на его территории, — сказал «Премьеру» глава Вологодского района Сергей Жестянников. — И мы хорошо понимаем, что если не привить молодёжи любовь к профессиям, которые активно востребованы на её малой родине, то выпускники школ, уезжающие из района, чтобы учиться, в большинстве случаев никогда сюда не вернутся. Поэтому и первому, и второму проекту была обеспечена полноценная поддержка со стороны муниципальной администрации».

«Чтобы успешно жить и работать в сельской местности, нужно обладать многими компетенциями, — объяснила нам директор Центра развития образования Вологодского района Вера Горбачёва, под руководством которой были разработаны образовательные проекты для обеих школ. — Идея открытия федеральных инновационных площадок родилась из осознания этого факта. Необходимо было создать серию образовательных программ, которые помогли бы детям, желающим остаться в районе, эффективно развиваться в профессиональном плане».

По её словам, выбор специализации для Огарковской школы обусловлен тем, что прямо в посёлке Огарково расположено одно из самых передовых агропредприятий нашей области — племзавод «Родина», где дети имеют возможность приобретать нужные умения и навыки на практике, а неподалёку, в Вологде, находятся Вологодский технический колледж и ВГМХА имени Верещагина, где можно получить соответственно среднее профессиональное и высшее аграрное образование.

Насыщенный год

За тот год, что Огарковская средняя школа является федеральной инновационной площадкой, она успела достичь очень даже неплохих результатов.

Всё это время, помимо основной общеобразовательной программы, в учебном заведении действует программа дополнительного образования, направленная на получение школьниками знаний, умений и навыков в сферах сельского хозяйства и предпринимательской деятельности.

«Мы знакомим детей не только с сельхозпрофессиями, но и с основами ведения бизнеса, — сообщила «Премьеру» директор Огарковской средней школы Наталия Мурзаева. — Программа называется «Школа агробизнес-образования» и состоит из 20 связанных друг с другом модулей, рассчитанных на разные классы, от первых до одиннадцатых».

Ученик Огарковской школы Кирилл Крывкин стал одним из победителей престижного Всероссийского конкурса среди школьников «АгроНТИ» и был награждён дипломом второй степени в номинации «АгроКосмос». 
| Фото с сайта ВГМХА имени Верещагина

В рамках программы проводятся самые разные мероприятия: практико-ориентированные экскурсии на племзавод «Родина», ознакомительные посещения факультетов Вологодской государственной молочнохозяйственной академии и Вологодского госуниверситета, внеклассные учебные занятия в самой школе, в ВоГУ, ВГМХА и Вологодском научном центре РАН, участие в научных конференциях, соревнования между школами «Биологические бои», круглые столы «1001 вопрос руководителю» и «1001 вопрос профессионалу», где школьники могут задать свои вопросы директорам предприятий и высокопоставленным чиновникам, участие в престижном Всероссийском конкурсе «АгроНТИ», а также многое другое.

«У школы даже появился свой плодовый сад, а дети учились варить сыры на учебно-опытном заводе ВГМХА имени Верещагина, — добавляет Вера Горбачёва. — Там у них было практическое занятие, специально посвящённое изучению этого процесса».

Аграрная революция

Всего за один год отношение школьников к работе в сельском хозяйстве ощутимо изменилось: из настороженно-скептического оно превратилось во вполне себе положительное. Число выпускников 9-х и 11-х классов, которые после окончания школы решили получить именно аграрные профессии, заметно увеличилось.

«Позитивные изменения есть и после введения в школе занятий по ведению бизнеса, — сказала нам Наталия Мурзаева. — Ребята активно составляют бизнес-планы, а некоторые даже реализуют их на практике. Например, одна наша девятиклассница стала печатать и выпускать свой журнал».

«В Огарковской школе учатся двое моих детей, и каждому из них произошедшие изменения нравятся, — сообщила «Премьеру» житель посёлка Харачево Елена Фёдоровна. — Старший сын активно участвует в занятиях и соревнованиях по робототехнике, а дочь учится финансовой грамотности и переписывается со своими французскими сверстниками на их родном языке, потому что у нас теперь действует международный проект сотрудничества с сельскими школами Франции «Мост дружбы». Есть ещё младший сын, который ходит в детский сад, но недавно он вместе со мной посещал роботизированную ферму, а потом был на встрече с представителями ВГМХА, где ему даже доверили водить сельхозмашину, собранную студентами академии, и он с этим заданием отлично справился».

Путёвка в жизнь

У Сосновской школы, получившей статус ФИП на прошлой неделе, планы тоже весьма амбициозные — здесь будет реализовываться программа здоровьесберегающего образования, которая включает в себя множество мероприятий: от углублённого изучения химии и биологии на базе ВоГУ до настоящей практики на автомобилях скорой помощи и в центральной районной больнице.

Однако и это далеко не всё. В 2021 году звание федеральной инновационной площадки с авиационным уклоном намерен получить Федотовский образовательный центр, где уже начала работу Школа юных авиаторов. А чуть позже ценный статус планируют приобрести ещё три школы Вологодского района. Правда, раскрывать свою будущую специализацию они пока не хотят.

«Какие-то масштабные финансовые вливания из федерального бюджета школы — инновационные площадки не получают, — объяснила «Премьеру» зампредседателя Комитета по образованию и культуре Вологодского района Людмила Никулина. — Самое главное — это новые возможности, которые открываются перед учебным заведением и детьми в плане их развития».

«Нами принято решение провести в обеих школах комплексный ремонт, — сказал Сергей Жестянников. — И мы будем продолжать открывать инновационные площадки, потому что детям района нужно дать действительно хорошую путёвку в жизнь. Воспользуются ли они ею или нет — это уже их личный выбор, но в идеале такая путёвка должна быть на руках у каждого ребёнка».

Привязка к району: 
86
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 08 октября' 19 | Образование

    Отечественная система образования находится в глубоком кризисе. В этом уверены многие вологодские учителя.

    294
    0
  • 18 декабря' 19 | Образование

    Позади ЕГЭ, выпускной вечер, вступительные экзамены… Вчерашние школьники теперь студенты. Оправдала ли учёба в вузе их ожидания?

    613
    0
  • 20 августа' 19 | Образование

    В Вологодской области начинает формироваться система образовательных учреждений, нацеленных на выявление и развитие одарённых и мотивированных на учёбу детей.

    143
    0
  • О том, как сегодня преподают физику в школах, и действительно ли региону не хватает хороших учителей по физике, корреспондент газеты «Премьер» узнал у педагога Вологодского многопрофильного лицея, занимающегося олимпиадной подготовкой учеников по физике, Александра Дрижука.

    393
    0
  • 29 января' 19 | Цитаты

    Президент фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ и член Совета по образованию и науке при Президенте РФ Елена Шмелёва о модели системы образования на Вологодчине.

    49
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.