Школа цифровой безопасности

№46 (1147) от 19 ноября 2019 г.

Если вам пришло подобное сообщение, стоит насторожиться, но не реагировать на него.

Как сохранить свои финансы и не попадаться на уловки мошенников.

Жители Вологодской области всё чаще становятся жертвами дистанционных мошенников. Материальный ущерб, который наносят гражданам эти преступники, исчисляется уже сотнями тысяч рублей ежедневно и миллионами рублей — ежемесячно. 

Журналист «Премьера» на собственном опыте изучил основные ловушки аферистов.

Факты дистанционного мошенничества регистрируются правоохранительными органами практически каждый день. Распространено как минимум два вида уловок, на которые пытаются зацепить доверчивых волог­жан: участие в опросе за вознаграждение и сообщение о подозрительных операциях со счётом/картой.

К участию в опросах заманивают через сообщения в социальных сетях или через электронную почту. «Ответьте всего на несколько вопросов и получите шанс заработать до...» — говорится в заманчивом тексте.
Как правило, опросы в интернете анонимные и не требуют ввода данных. Опрос-фальшивка настораживает тем, что для зачисления средств на карту пользователю нужно ввести номер мобильного телефона, адрес электронной почты (пока ничего криминального), а затем указать реквизиты банковской карты (!): номер, срок действия, имя её владельца и код с обратной стороны карты.

«Эту информацию ни в коем случае нельзя разглашать никому, даже родственникам, а тем более неизвестным организаторам «опроса». Тем более что банк не проводит никаких опросов за вознаграждение», — пояснили нам в пресс-службе Вологодского отделения Сбербанка.

Телефонные обманщики действуют более нагло и представляются сотрудниками банков. Судя по записям звонков, которые выложены в интернете, мошенник может заранее не знать, в каком именно банке у их собеседников заведены личные счета. Это они и пытаются выяснить путём наводящих вопросов. После чего сообщают, что на этих счетах зафиксирована «подозрительная активность». И тут, как и в первом случае, вологжанину предлагается назвать данные своей банковской карты. И если он их называет, то довольно быстро остаётся без денег.

Вот свежий пример. 3 ноября в органы внутренних дел поступило два заявления о фактах дистанционного мошенничества, и снова потерпевшими стали жители обоих крупных городов Вологодчины.

В одном из случаев звонивший сыграл стандартную роль банковского служащего и убедил череповчанина, что для обеспечения безопасности счетов и блокировки несанкционированных операций тому крайне необходимо назвать данные трёх своих карт и коды подтверждения, приходящие в СМС-сообщениях. Получив эти сведения, неизвестный снял с карт 64,5 тысячи рублей.

«Если вам звонит сотрудник банка, то он никогда не станет узнавать у вас номер вашей банковской карты, её PIN-код и другие коды, логин и пароль от «Сбербанк Онлайн», а также иные аналогичные сведения, — пояснили «Премьеру» в Вологодском отделении Сбербанка. — Поэтому если человеку вдруг звонит «банковский служащий» и запрашивает такую информацию, то алгоритм действий должен быть следующим. Сначала немедленно прекратите общение с мошенником. Затем позвоните в Сбербанк: по телефону 900, в контактный центр из мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» или на номер, указанный на обратной стороне банковской карты. Сообщите о случившемся и заодно убедитесь, что это был не наш сотрудник. Наконец, заблокируйте номер, с которого вам звонили».

Довольно убедительно. Но я всё же решил проверить действия настоящих сотрудников банка. Несколько раз неверно ввёл пароль от «Сбербанк Онлайн», после чего система сообщила, что он для меня заблокирован и нужно позвонить по номеру 900.

Набрав этот номер, я подтвердил, что пытался войти в свой личный кабинет. За этот телефонный разговор я общался с двумя сотрудниками: они обращались ко мне по имени и отчеству, действительно не спрашивали ни номер карты, ни какие-либо другие данные, считающиеся конфиденциальными.

Они уточняли, когда последний раз я заходил в личный кабинет, звонили ли мне сотрудники банка раньше, и задавали другие вопросы. И, что важно, сотрудники знали ответы заранее, а не пытались угадать их, как делают мошенники.

Однако найти мошенников и возместить понесённый ущерб порой бывает весьма сложно. Поэтому полицейские напоминают вологжанам, что важно быть бдительными и не верить подозрительным телефонным собеседникам — особенно тем, которые ведут разговор о деньгах.

62
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.