Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Сны о чëм-то большем

№17-18 (1221-1222) от 7 мая 2021 г.

В Вологодской области обнуляют транспортный налог на электромобили.

Владельцы автомобилей с электрическими двигателями с 1 января 2022 года не будут платить транспортный налог. Соответствующие поправки в областной закон «О транспортном налоге» утвердили депутаты Законодательного собрания области на сессии 28 апреля. Бюджет области потеряет, по текущим расчётам, 243 тысячи рублей. Всего в регионе около пятидесяти электромобилей, с начала года их число выросло в полтора раза. Кроме Вологды, четыре электромобиля есть в Череповце. Недавно первый электромобиль доставили в Тотьму. 

У новой льготы есть один нюанс: она распространяется только на физлиц. Если электромобиль принадлежит компании или госструктуре, платить придётся полным рублём. При этом в России и мире уже начался процесс замещения дизельного коммунального транспорта на электрический, и его также необходимо стимулировать, убеждены опрошенные «Премьером» эксперты. 

Новое, непонятное 

У развития электротранс-порта есть три основных ограничителя. Первое — это ёмкость батарей, второе — это скорость и технология их зарядки, третье — это спрос и доставка. Электромобили не купить не то что в Вологодской области, но и в России. В Вологодской области только две скоростные зарядные станции, и обе находятся в областном центре. Большинство электромобилей, которые есть в Вологодской области, требуют подзарядки через каж-  дые 100–150 километров. У электромобилей есть имидж игрушки для богатых, на что прозрачно намекнул во время сессии ЗСО один из депутатов. 

«Любые дорогие автомобили рано или поздно становятся дешёвыми автомобилями, и люди, которые к нам обратились, ездят на недорогих, — рассказал ему в ответ вице-спикер ЗСО Андрей Подволоцкий. — В Вологде их количество растёт, на тот момент их было двадцать с небольшим, сегодня их число приближается к тридцати. Это «ниссаны», которые ещё недавно стоили полтора-два миллиона, а сегодня — по пятьсот-шестьсот тысяч. Мы работаем на перспективу, на развитие рынка электромобилей, на экологию. Мне кажется, вложение не очень плохое». 

Депутат Людмила Гусева рассказала о том, что развитие электротранспорта — это то, о чём говорит молодое поколение: «У меня только что была серия встреч со школьниками. И ребята говорили о стимулировании того, чтобы мы пересаживались на автомобили с электродвигателями. Они как раз думали о том, чтобы продолжать жить в Вологодской области, и если бы наш регион реализовывал подобные экологические инициативы, для них это было бы дополнительным аргументом». 

Электромобиль изнутри мало чем отличается от обычной дизельной легковушки.| Фото пресс-службы администрации города Вологды

Уже при существующем уровне технологического развития средний электромобиль намного эффективнее и дешевле традиционных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. «Стоимость километра пути у «ниссанов» летом в 6–9 раз дешевле, чем у обычных автомобилей. Зимой пробег дешевле примерно в три раза, потому что приходится обогревать салон. Но сегодня электромобиль — это исключительно городской автомобиль из-за того, что нет инфраструктуры на федеральных трассах и в райцентрах», — говорит предприниматель и председатель Вологодского отделения общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Алексей Логанцов.  

Как рассказывает блогер Антон Зеленцов, один из лидеров вологодского сообщества владельцев электромобилей, в Вологде есть таксисты, которые работают на электромобилях и прилично на них экономят. «Лично я покупал электромобиль из экономической цели, но есть такие, кто их покупает из интереса и энтузиазма. Летом на сто километров пути нужно 15 киловатт энергии, это 60 рублей при заправке днём, ночью дешевле. На бензине на такое же расстояние нужно 500–600 рублей. Техническое обслуживание необходимо делать в три раза реже, и обходится оно в три раза дешевле. Автомобиль полностью окупается за 3,5 года только на экономии топлива, но это речь о бюджетном сегменте. В премиальном сегменте совершенно другая ситуация». 

ДАЙ ПОДЗАРЯДИТЬСЯ 

Сейчас, по существу, у инфраструктуры для электромобилей попросту нет рынка. Но согласно законам рынка, чем больше будет электромобилей, тем больше стимулов у бизнеса будет развивать системы зарядных станций и продаж как новой техники, так и запчастей. Более того, хотя сейчас и не существует отечественных серийных электромобилей, ГАЗ и ВАЗ ведут разработку собственных моделей, оснащённых только электрическими двигателями. Ну а развитие системы зарядки, в том числе беспроводной, как технологий хранения энергии это один из ключевых вопросов современного технологического развития. 

Первая в Вологде зарядная станция открылась в конце 2019 года. На ней электромобиль заряжается целую ночь. Сейчас в городе действует две скоростные зарядные станции следующего за ней поколения, которые заряжают машину за полтора часа. Ещё по одной такой станции в Вологде и Череповце во второй половине нынешнего года обещает открыть «Северная сбытовая компания». Существуют планы по открытию зарядных станций на федеральных трассах в «МРСК Северо-Запада», но деталей компания не раскрывает. Это касается наиболее массового электромобиля Nissan Leaf. Кроме того, в Вологодской области есть три Tesla и две Audi, оснащëнных аккумуляторами большей ëмкости. 

Зарядные станции могут располагаться и на АЗС, и на территории объектов гостеприимства. | Фото пресс-службы администрации города Вологды

В конце 2020 года на территории принадлежащей ему компании первую в области зарядную станцию высокой мощности установил Алексей Логанцов: «Это наш вклад в развитие электрического транспорта Вологды и области. Компания, кроме того, купила электромобиль, запаса хода которого достаточно, чтобы доехать до Череповца и обратно, а дальше уже необходима зарядка. В Череповце общественных зарядных станций нет, он отстаёт в этом вопросе от Вологды. Я считаю, что за электротранспортом будущее». 

Налог на транспорт — это лишь дополнительный стимул. По словам Антона Зеленцова, для большинства вологодских владельцев электромобилей экономия составит около четырёх тысяч рублей в год. «Основной ограничитель распространения электромобилей — это неведение людей о таких транспортных средствах. Второй фактор — это отсутствие инфраструктуры, развитие которой зависит исключительно от частного бизнеса. Но некоторая мотивация в льготе есть. Но ещё это неплохой инфоповод, чтобы ещё раз рассказать людям об электротранспорте», — рассуждает Антон. 

Антон Зеленцов констатирует, что пока целостной инфраструктуры зарядных станций нет. В первую очередь необходимо перекрыть ими федеральные трассы, чтобы по ним было можно ездить без лишних препятствий.

«Nissan Leaf в России не продаются, люди покупают в Америке, Европе, Японии, перевозят транспортными компаниями. Мой автомобиль прибыл из Японии до Москвы контейнером, а потом в Вологду перегоняли своими силами, — рассказывает он. — Сначала искали зарядку в Москве, там заряжались и ехали так далеко, как можно. Дважды в пути после окончания заряда тащили машину на буксире — сначала 70 километров, потом ещё 100.

Когда машину тащишь на тросе, она тоже заряжается и какое-то время потом может ехать самостоятельно. Если поставить ещё две быстрые зарядки, то можно будет ездить до Москвы». 

38
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.