Сон в новогоднюю ночь, или Клюква в сахаре

№50 (1151) от 17 декабря 2019 г.

Актер, режиссер и основатель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин представил свой взгляд на историю героя романа «Преступление и наказание». | Фото Алины Махлиной

Шесть вечеров провели наедине со зрителем артисты Вологодского камерного театра, московского «Ведогонь-театра» и шведского театра КЕФ.

Версия гибели Мармеладова, музыкальный стендап о буднях в оркестровой яме — это и многое другое увидели вологжане. Так под занавес Года театра прошла фестивальная неделя монодрамы в Камерном театре.

О самом жанре вологжанам рассказал режиссер Яков Рубин. К сожалению, заявленный вначале лектор — международный театральный критик Нина Мазур — не смогла приехать из-за задержки рейса, но ее обещали пригласить снова в мае 2020 года.

«Актер проходит через жанр монодрамы, как через обжиг. Он становится крепче как профессионал и глубже как человек», — считает Яков Рубин, поэтому каждый артист Камерного театра имеет в своем репертуаре как минимум один моноспектакль, а то и несколько.

В фестивальной программе были показаны и уже знакомые вологжанам спектакли: «Полет над гнездом кукушки» (16+), «Такие дела» (16+), «Сны о Сонечке» (16+), «Старик и море» (16+). В выходные солировали гости фестиваля.

Исповедь Мармеладова

Основатель «Ведогонь-театра» Павел Курочкин привез в Вологду моноспектакль «Малявочка» (16+) по роману Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Действие происходит в питейной. Семён Мармеладов обращается то к одному, то к другому посетителю, желая поведать свою историю, и в итоге рассказывает ее всему залу.

«У Достоевского написано, что Мармеладов сидел и глазами искал, с кем бы ему начать говорить. Он ни за кого не мог зацепиться и зацепился за Раскольникова. Ему нужен был собеседник. И мне как артисту тоже нужен собеседник, потому что на сцене главное — это партнер, но поскольку его нет, то партнер — зритель», — поделился своими мыслями исполнитель роли Мармеладова Павел Курочкин.

В этом спектакле Курочкин сумел усидеть на двух стульях, актерском и режиссерском. Но, по его словам, к тому моменту он уже настолько был погружен в текст романа Достоевского, что режиссировать самого себя и не приходилось. До этого актер уже играл роль Мармеладова в постановке своего коллеги Дмитрия Лямочкина «Какой уж тут Миколка».

«Когда я стал заниматься Мармеладовым и перечитал еще раз «Преступление и наказание», меня заинтересовало, что случилось с этим человеком, почему это всё произошло с ним и почему он так вот уничтожил свою семью. Мне интересно было ответить на этот вопрос, и у меня возникла идея моноспектакля», — рассказывает основатель «Ведогонь-театра».

Премьера состоялась на другом фестивале монодрамы в Бишкеке (Киргизия). Первые российские зрители увидели «Малявочку» на вологодской сцене. После спектакля было обсуждение, где актер поделился мыслями о судьбе своего героя: «У Достоевского много про эгоизм написано. Если внимательно присмотреться к героям в «Преступлении и наказании» — там все так или иначе совершают преступление. Большинство. Свое преступление и эгоизм есть у жены Мармеладова Катерины Ивановны. И сам он не только жерт­ва. Он тоже отвечает перед Богом за то, что он натворил, — все отвечают. У него не хватило сил человеческих подняться над эгоистичной любовью. Он хотел что-то взамен. А если нет, то, как говорится, мне или чаю не пить, или всему миру провалиться. Он даже дочь свою Соню бросил в топку этой любви. Предопределенность здесь в том, что человек не смог полюбить по-настоящему, и всё докатилось до трагического конца».

В конце спектакля вино превратилось в кровь, и пьяный Мармеладов погиб под колесами экипажа.

На обсуждении зрители задавали вопросы о роли ощущения предопределенности в спектакле, вспоминали текст романа. Среди присутствующих был преданный поклонник творчества Павла Курочкина, который следует за ним с премьеры в Бишкеке. Он поблагодарил актера за понимание русской души, которым наполнен спектакль. Этим пониманием проникся и гость из Франции. Поль Луаретт приехал в Вологду в марте этого года. Он преподает французский в Лингвистическом центре ВоГУ и попутно постигает русскую культуру. Поль уже успел оценить некоторые постановки из репертуара Вологодского драматического театра, Театра для детей и молодежи и вот решил познакомиться с фестивальной программой Камерного театра. «Спектакль мне понравился, но было много сложных старинных слов, поэтому понимать было тяжело. Сам роман я читал, но это было еще в школе, и многое забылось, в том числе и этот персонаж», — отметил Поль Луаретт.

Тромбонист Элиас Файнгерш: «Соседи — они и в Нью-Йорке соседи. Особенно, когда ты учишься играть, они очень чувствительны». | Фото Алины Махлиной

Соло шведского тромбониста

От его внимания не ускользнула «библиотечная» тишина зала и примостившийся в оконном проеме оператор. Он сидел на корточках у стены никем не замечаемый, но замечающий всё. Зрители прибывали, располагались в проходах, на подоконниках и даже на полу. Он старался никому не мешать, даже помогал некоторым устроиться поудобнее. А потом вышел на сцену, и его представили как известного шведского музыканта Элиаса Файнгерша.

Артист родился в Москве. Занимался в училище при Московской консерватории, окончил консерваторию в шведском городе Мальмё, учился в Manhattan School в Нью-Йорке и даже в аспирантуре Йельского университета. Он также работал в Метрополитен-опере. Как отмечает музыкант, главной школой был для него сам Нью-Йорк, где музыка звучит повсюду: в метро, на улицах, из открытых окон: «Сам город — это музыка, автомобильные гудки, сирены, иноязычный гул, смех, крики и иногда даже выстрелы. Вот так я стал делать свои первые музыкальные зарисовки, но денег это не приносило и за работу не считалось».

На сцене Камерного театра Элиас Файнгерш представил своё шоу «Соло из оркестровой ямы» (16+) в жанре музыкального Stand-Up Comedy. На языке тромбона он рассказал историю своего становления как солиста. «Целью всего моего образования было получить работу тромбониста в приличном симфоническом оркестре. Переломный момент случился, когда я учился в Нью- Йорке…» — начинает рассказ музыкант, который не захотел просидеть 40 лет на одном стуле в оркестровой яме.

 

 

В шоу Файнгерша серьезная музыка перемежается с полным иронии и само­иронии рассказом о буднях, проведенных в оркестровой яме Метрополитен-оперы. Музыкант представил свою юмористическую трактовку «Кармен», «Тоски», «Травиаты», «Мадам Баттерфляй» и «Аиды». Артист как бы переводил произведения с языка элитарного искусства на более приземленный бытовой. В спектакле звучат произведения Бизе, Верди и Пуччини в аранжировках Файнгерша, а также авторские композиции.

Вологжане долго не отпускали артиста со сцены и просили сыграть еще. Элиас Файнгерш не отказал им в этом удовольствии и даже сымпровизировал на придуманную зрителями тему: «Новый год без снега и клюква в сахаре».

55
0
Похожие статьи
  • 10 октября' 18 | Культура

    2019 год объявлен в России Годом театра. И так уж вышло, что для Вологды он оказался невероятно щедр на театральные юбилеи.

    156
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.