Спорная помощь

№21 (1174) от 2 июня 2020 г.

По мнению практикующих медиков, нововведение не очень подходит для сельской местности, парк карет скорой помощи которой продолжает активно пополнятся. | Фото с сайта okuvshinnikov.ru

В Вологодской области планируется внедрить единую электронную систему, призванную улучшить качество работы скорой помощи.

Внедрение будет происходить в рамках поручений, которые в своём январском Послании Федеральному собранию РФ дал Президент России Владимир Путин.

«Человека, который вынужден ехать за десятки километров в поликлинику, тратить целый день в очереди или неделями ждать приёма у узкого специалиста, мало интересует, насколько выросла средняя продолжительность жизни в стране. Он думает о своей жизни, о своём здоровье, о том, как безо всяких препятствий получить качественную и своевременную медицинскую помощь, — заявил тогда глава государства. — Поэтому сейчас нам нужно сконцентрировать усилия на первичном звене здравоохранения, с которым соприкасается каждый человек и каждая семья».

Владимир Путин потребовал от федерального правительства и региональных властей модернизировать во всех субъектах РФ действующие станции скорой помощи и активнее развивать в них, как и во всех других мед­учреждениях первичного звена, программы специализированной, в том числе высокотехнологичной, помощи, которые повысили бы качество оказываемых медицинских услуг.

Новый и современный

Электронный модуль, отвечающий за контроль и улучшение процессов оказания скорой помощи, создаётся в нашем регионе по требованию Министерства здравоохранения России и станет составной частью модернизируемой в данный момент Региональной медицинской информационной системы (РМИС) Вологодской области.

Новый модуль планируется внедрить в отделениях скорой и неотложной медпомощи всех муниципалитетов нашего региона уже в 2021 году. Сейчас проводятся его приёмо-сдаточные испытания. Ожидается, что он позволит централизованно управлять бригадами скорой медицинской помощи и сократит время их реа­гирования на поступающие вызовы, то есть приезжать к пациентам они станут быстрее.

«Система управления скорой помощью будет полностью централизована, так как данное решение оптимально исходя из его целей и задач, — пояснили «Премьеру» в Департаменте здравоохранения Вологодской области. — Учтены все предложения относительно работы бригад скорой медицинской помощи, поступившие от медицинских организаций».

Заявлено, что диспетчерам скорой помощи будет легко и удобно работать с модулем, поскольку в нём есть шаблоны ввода информации, справочники, клавиши быстрого доступа и т.д., а также предусмотрены возможности дальнейшей модернизации функционала.

Внедрение новой системы — это сложный и неоднозначный процесс, который потребует проведения определённых процедур проверки и корректировки.

Есть вопросы

«Необходимость внедрения этой системы вызывает сомнения, — сообщил «Премьеру» один из вологодских IT-специалистов, который её изучил. — При создании подобного информационного решения должны соблюдаться несколько требований: максимальное удобство для пользователя, эффективность в плане производительности и отказоустойчивость. Но как раз здесь возникают вопросы».

По его мнению, региональная мединфосистема, которую планируется внедрить на Вологодчине, равно как и входящий в её состав электронный модуль управления бригадами скорой помощи, отличаются чрезмерной централизованностью. «Излишняя централизация при выполнении таких задач, как принятие вызовов и направление скорой помощи по адресам, может оказаться вредна, — сказал наш собеседник. — Диспетчер в центре обработки вызовов должен будет принимать вызовы со всей области, решать, какие экстренные службы и в какой местности должны быть задействованы, а затем передавать вызовы этим самым экстренным службам, которые, в свою очередь, обязаны будут уточнять информацию и принимать меры».

Это, уверен он, займёт больше времени, чем при уже действующей схеме операций, когда звонки принимаются непосредственно в муниципальных диспетчерских на местах.
Кроме того, модуль действует через браузер, интерфейс которого не рассчитан на скоростной ввод информации. В нём сложно использовать «горячие клавиши» и необходимо применять мышь, а это значит, что в ситуации, когда счёт идёт на секунды, диспетчер опять-таки будет обрабатывать информацию дольше, чем сейчас.

Озвучена и ещё одна претензия к новому продукту.

«Иметь единую систему, на которую завязаны все муниципалитеты, а также единую базу данных небезопасно в плане сохранения бесперебойной работы. В один прекрасный день система может «упасть», и что тогда произойдёт? — спрашивает IT-специалист. — Рано или поздно, нередко в самый неподходящий момент, проблемы возникают у всех информационных решений, даже у мировых поисковых систем и соцсетей. Что будет, если «упадёт» эта система? Во что это выльется, если учесть, что для человека, которому вызывают скорую, критичны даже минуты?»

Мнения с мест

«Думаю, что данный модуль не слишком подходит для сельских условий, — сказал «Премьеру» главный врач одной из центральных районных больниц, пожелавший сохранить анонимность. — Например, наши дис­петчеры, исходя из контекста, могут дать звонящему рекомендацию, как ему лучше поступить, какое лекарство принять. Иногда требуется привлечь дополнительную помощь со стороны ГИБДД, спасателей и т.д. В этих обстоятельствах местные диспетчеры способны сориентироваться лучше. В случае перехода на централизованную систему такая гибкость реагирования, скорее всего, будет утрачена».

«Все наши диспетчеры — фельдшеры со средним образованием, и почти все имеют высшую квалификацию, — согласен глава другой ЦРБ. — Они способны и проконсультировать по телефону, и понять, когда звонящему действительно нужна помощь, а когда на той стороне трубки находится человек, который звонит в скорую 365 дней в году, просто потому что у него психическое расстройство или ему нужно внимание. Такие люди есть в каждом районе. У нас, например, их человека три-четыре. К ним тоже надо выезжать, но можно определить приоритетность и ехать уже после оказания помощи людям, реально в ней нуждающимся. Сможет ли модуль учитывать эти и остальные тонкости работы — мы сомневаемся. Вообще, самой хорошей системой для деревни я считаю систему 03, а та, которую предлагают внедрить нам, для сельской местности подходит хуже».

«У нас есть своя автоматизированная информационная система, куда поступают и фиксируются все вызовы по городу Вологде и Вологодскому району. Она отвечает необходимым интересам и требованиям, позволяет нам успешно выполнять свои функции, — сообщил «Премьеру» главный врач Вологодской станции скорой медицинской помощи Юрий Маркевич. — Внедрение новой системы — это сложный и неоднозначный процесс, который потребует проведения определённых процедур проверки и корректировки. Мы дадим свои рекомендации по этому поводу».

172
0
Похожие статьи
  • 24 декабря' 19 | Медицина

    20 декабря Вологодчина получила партию новых машин скорой помощи. И это на фоне слухов о заморозке счетов компании, которая предоставляет скорые в наш регион на условиях аутсорсинга.

    128
    0
  • 06 июля' 20 | Ситуация

    Почти два часа пришлось ждать скорую помощь вологжанке, четырёхлетняя дочь которой заболела и находилась в тяжёлом состоянии.

    271
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.