Станция Победы

№10 (1163) от 17 марта 2020 г.

В годы войны Вологда ежедневно принимала по 9-10 санитарных поездов.

 

В годы Великой Отечественной войны вологодские железнодорожники сражались за Родину не только на передовой, но и на своих рабочих местах.

А станция Вологда-1, в первые месяцы войны принявшая на себя основную нагрузку по снабжению трети советско-германского фронта, стала не только надёжным тылом, но и сердцем, которое не останавливалось ни на секунду и задавало бесперебойный ритм всей инфраструктуре Вологодчины.

На рассвете 22 июня 1941 года, когда простые люди ещё не знали, что началась война, начальники Ярославской и Северной железных дорог получили экстренную директиву Наркомата путей сообщения с требованием задержать все грузы, следующие в Германию. А с 24 июня был введён особый военный график работы и вступил в действие мобилизационный план.

Всё для фронта, всё для победы!

Уже через 5 дней после начала войны на фронт отправились первые эшелоны с воинскими подразделениями, мобилизованными на территории современной Северной железной дороги (в том числе 111-я стрелковая дивизия, сформированная в основном из волог­жан), а навстречу им потянулись составы с эвакуированными и оборудованием отправляе­мых в тыл предприятий.

На Вологодский железнодорожный узел легла небывалая нагрузка, поэтому были предприняты все меры к тому, чтобы обеспечить бесперебойное движение поездов. В частности, в течение всего нескольких месяцев было закончено строительство станции Лоста, ввод которой в эксплуатацию в 1942 году позволил несколько облегчить работу станции Вологда-1.

С первых дней войны часть железнодорожников была призвана в армию. Так, из паровозного депо Вологда на фронт ушло около 300 человек, более 250 — из вагонного депо. Их место заняли 13-14-летние подростки и женщины, которые, бывало, сутками не уходили из цехов: к концу 1941 года количество паровозов увеличилось по сравнению с 1940 годом на 45%.

Поезда милосердия

Наркомат путей сообщения дал указание железным дорогам сформировать 288 военно-санитарных поездов (ВСП).

Первый вологодский ВСП, получивший № 312, вышел в свой первый рейс 26 июня 1941 года. В его команде было 75 вологжан — медицинских работников и железнодорожников. За четыре военных года этот поезд перевёз более 25 тысяч раненых.

ВСП-312 был, вероятно, самым известным (это о нём Вера Панова написала книгу «Спутники», по которой сняли фильмы «Поезд милосердия» и «На всю оставшуюся жизнь»), но далеко не единственным санитарным поездом, начавшим фронтовую жизнь в Вологде. На Вологодском паровозоремонтном заводе за первые 6 военных месяцев было сформировано 29 санитарных поез­дов, приписанных к распределительно-эвакуационному пункту № 95 (РЭП-95). Бывали дни, когда со станции Вологда-1 отправлялись сразу по два санитарных поезда. Например, 1 июля 1941 года в первый рейс проводили ВСП-17 и ВСП-319, 15 июля — ВСП-18 и ВСП-19...

А вообще Вологда еже­дневно принимала по 9-10 санитарных поездов, которые за всю войну провезли через областной центр около миллиона раненых.

В ноябре 1943 года Василию Болонину первому в Вологде было присвоено звание Героя Социалистического Труда. А в 1995 году у локомотивного депо на ул.Можайского на вечную стоянку установили паровоз СО-18-3100, на котором ездил Василий Болонин.

Рука помощи

Через Вологду шёл основной поток грузов в Ленинград: продовольствие, уголь, боеприпасы. В обратном направлении вывозилось большинство эвакуированных из угодившего в блокаду города.
Массовая эвакуация оттуда началась 26 января 1942 года. Людей переправляли по Ладожскому озеру на машинах, а потом со станции Войбокало сажали на поезда — и в тыл.

С января по апрель 1942 года по железной дороге было перевезено свыше 500 тысяч ленинградцев. Эвакуированные проделывали этот путь в теплушках, отапливаемых буржуйками. Прямо на вокзалах были устроены столовые, где кормили измождённых людей. 5149 тяжелобольных были сняты с поездов и оставлены на излечение в госпиталях и больницах Вологды.

К декабрю 1941 года железнодорожный вокзал Вологды уже едва справлялся с наплывом беженцев.

Газета «Всё для города Ленина», издававшаяся по распоряжению ЦК ВЛКСМ в Вологодском железнодорожном узле, дотошно контролировала работу с эвакуированными, оперативно подмечая недостатки — нехватку кипячёной воды, задержки с обеспечением питанием — и рассказывая о примерах милосердия, которые проявляли юные вологжанки-комсомолки, заботясь об обессилевших пассажирах.

В это тяжёлое время особенно доставалось машинистам, которые вели поезда, забывая о сне и отдыхе. И не просто вели, а ставили рекорды.

Подбросить дров

В связи с захватом фашистами Донецкого, а затем и Подмосковного угольных бассейнов обострилась проблема топ­лива для железнодорожного транспорта. Паровозы были вынуждены переводить на топку дровами, что сразу же сказалось на скорости и мощности.

Но вологжане приспособились и к этому. Машинист депо Вологда Василий Болонин не только освоил отопление паровоза дровами, но и совершал скоростные рейсы с поез­дами повышенного веса, экономя за каждую поездку 12-15 кубометров дров. Для этого он нарастил тендер паровоза и модернизировал водяной бак. В течение 1942-го и пяти месяцев 1943 года на участках Вологда — Вожега и Вологда — Данилов он водил поезда без остановок на промежуточных станциях для дополнительного набора топлива и воды и при этом не имел опозданий в пути. Используя опыт Болонина, коллектив депо в короткий срок сумел высвободить и поставить в резерв 13 паровозов. В 1943 году метод Болонина, чьё имя теперь носит одна из улиц Вологды, был внедрён во всех паровозных депо страны.

И это всего лишь один из множества примеров мужества, изобретательности и самоотверженности вологодских железнодорожников в годы испытаний.

Подарки от Шрека

Железнодорожный вокзал Вологды в годы войны пропустил через себя массы раненых, эвакуированных, мобилизованных. Но иногда к нам поступали и неожиданные грузы.

Например, в период с 25 декабря 1941-го по 13 января 1942 года в Вологду прибыло 13 вагонов из Англии с медицинским оборудованием, санитарно-хозяйственным (госпитальным) имуществом и подарками для бойцов Красной армии от английских граждан и трудящихся СССР, проживающих в Англии.

Во многих посылках были письма. Вот выдержки из некоторых:

«Ваша Родина — моя Родина. Я работаю и буду работать над тем, чтобы отправка этих посылок на фронт приняла бы большие и большие размеры... Желаю вам скорейшей победы. Ольга Нобль».

«Товарищи! Посылаю вам, героям, искренний привет... Мечтаем обнять вас и пожать руку лично за вашу храб­рость. От себя и своих товарищей собрал я прилагаемое, мало, но от чистого сердца. Ваш друг в Чехословацкой армии в Англии Густав Иванович Шрек».

Такая поддержка в те лихие годы дорогого стоила...

Мы победили!

1 мая 1945 года газета «Северный путь» подвела некоторые итоги трудовых подвигов железнодорожников: 234 работника Северной железной дороги были награждены орденами и медалями, 7700 железнодорожников ежедневно работали с перевыполнением плана, из них добрая половина перевыполняла план на 150%.

Обеспечивая бесперебойную работу железной дороги, вологжане приближали Великую Победу. В знак признания заслуг перед страной в годы войны коллективам Вологодского паровозовагоноремонтного завода и паровозного депо были переданы на вечное хранение Красные знамёна Государственного Комитета Обороны.

...Но не убавилось у железнодорожников хлопот и после 9 мая 1945 года. Вологда готовилась встречать победителей. В соответствии с решением горкома ВКП(б) и горисполкома в июле 1945-го был пере­оборудован агитпункт на вок­зале, создан продпункт для питания прибывающих фронтовиков, подобраны ответственные дежурные по встрече и обслуживанию прибывающих. Для перевозки демобилизуемых с вокзала было организовано автобусное движение...

И гудели паровозы, возвращая домой уцелевших на фронте воинов. И украдкой плакали машинисты, которые вели эти поезда. Но это — от радости. От того, что всё наконец позади.

А вскоре вокзал зажил своей обычной суетливой жизнью. Мирной и такой необходимой всем нам.

ООО «Новый Сезон». Реклама

169
0
Похожие статьи
  • 13 ноября' 19 | След в истории

    Лауреат Нобелевской премии проводил эксперименты над собаками в специальной «тюрьме», построенной на деньги... вологодского миллионера.

    598
    0
  • 03 октября' 18 |

    Расположенный рядом с Соколом городок Кадников не может похвастаться развитой промышленностью и всемирной известностью, но зато в нем живет история.

     

    664
    1
  • Все мы родом из детства, а детство Юрия Иванова прошло в концлагере.

    222
    0
  • 23 октября' 19 | Культпросвет

    В этом году свой юбилей — 75 лет со дня открытия — отметила Вологодская районная детская библиотека.

     

    112
    0
  • Десятки памятников, установленных воинам Красной армии, сотни найденных и захороненных останков солдат и офицеров, десятки тысяч новых имён, занесённых в Книгу Памяти — таковы итоги деятельности вологодского поискового движения, которое в 2020 году отмечает свой тридцатилетний юбилей.

    72
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.