Страна в шкафу

№40 (1141) от 8 октября 2019 г.

Экспозиция рассказывает не только об авторе, но и о той непростой эпохе, в которой он жил и творил. | Фото Дмитрия Катаева

В Юношеском центре Вологодской областной научной библиотеки есть удивительный шкаф. Открыв его, посетитель попадает в особый мир — литературный мир писателя Владимира Тендрякова.

Юношеский центр (который ещё несколько лет назад был областной юношеской библиотекой) носит имя Владимира Тендрякова, поэтому необычный шкаф находится здесь вовсе не случайно.

Он встроен в библиотечную стену, а за его дверьми на нескольких полках развернулась небольшая, но очень содержательная экспозиция, посвящённая писателю и работающая в постоянном режиме.
«Наша выставка называется «Владимир Тендряков в XXI веке», — сообщила «Премьеру» главный библио­текарь центра Людмила Христова. — Дело в том, что, хотя он жил в XX столетии, его творчество остаётся вос­требованным у читателей и по сей день, а образы, сюжеты, мысли и идеи, представленные на страницах его книг, по-прежнему сохраняют свою актуальность».

Тендряков — автор весьма свое­образный, и мини-экспозиция словно отражает в себе все основные свойства его личности и особенности творчества. Она малозаметно-ненавязчива, как он сам, лаконична, символична и исполнена глубоких смыслов, как его произведения, а её содержание раскрывается перед вами не сразу, но постепенно, как и суть тех идей, которые содержатся в книгах Тендрякова.

«Рассказывать о себе, привлекать чьё-то внимание к собственной персоне, что ни говорите, а обязанность не только щекотливая, но и неприятная, затруднительная. Плохо показывать себя не хочется, хорошо — совестно, но из этого ещё как-то можно вывернуться, — так написал когда-то Владимир Фёдорович в своей автобиографии. — Мне кажется, наиболее верный путь — повествовать не о себе, а о времени, которое ты видел и пережил».

И экспозиция во многом следует его завету — она рассказывает не только об авторе, но и о той непростой эпохе, в которой он жил и творил.

По Тендрякову, наиболее верный путь — «повествовать не о себе, а о времени, которое ты видел и пережил». | Фото Дмитрия Катаева

Символы на полках

Открывая дверцы встроенного шкафа, посетители сразу видят перед собой немало непонятного. По какой причине одно из центральных мест выставки, посвящённой Тендрякову, занимают несколько томов произведений Ленина? Что это за странный маленький металлический велосипед рядом с ними? Зачем здесь радиоприёмник и телефон? И почему в самом низу шкафа стоят две игрушки и кирпич?

Многие из этих тайн тут же раскрывают библиотекари. Оказывается, в 1923 году, когда писатель появился на свет в деревне Макаровская Верховажского района, туда привезли для ознакомления детекторный радиоприёмник, по которому даже удалось поймать Москву.

«Привезли, показали, вызвав этим лишь упорное недоверие: «Сами животом поют, на ящик валят» — и снова ещё много лет Шелоты [Шелотский сельсовет, в состав которого входила деревня. — Прим. ред.] жили без радио», — вспоминает наш земляк.

Когда началась Великая Отечественная война, отец писателя, Фёдор Васильевич, ушёл на фронт и вскоре пропал без вести. Никто до сих пор так и не знает, где и как он погиб.

«Нам с братом после него досталось наследство: брату — старый велосипед, мне — собрание сочинений Ленина», — пишет по этому поводу Владимир Тендряков.

Что касается советского телефона, то, взяв его в руки и набрав определённые цифры, вы сможете услышать голос знаменитого вологжанина — в аппарат встроена флешка с записью его выступления перед студентами Московского педагогического института. Например, если наберёте ноль, то узнаете отношение Тендрякова к такому литературному герою, как Илья Ильич Обломов.

А на некоторые вопросы читателю придётся искать ответ самостоятельно.

«Кирпич на нижней полке шкафа имеет прямое отношение к книге «Весенние перевёртыши», — поясняет Людмила Христова. — Я объясняю читателям, что её герой Дюшка Тягунов несколько дней ходил в школу с кирпичом в портфеле. А когда меня спрашивают: «Почему?», — отвечаю: «Узнае­те, когда прочитаете книгу».

Кирпич на нижней полке шкафа имеет прямое отношение к книге «Весенние перевёртыши». | Фото Дмитрия Катаева

Проблема выбора

В шкафу хранятся графические работы юного Владимира Тендрякова. Оказывается, в детстве он очень хорошо рисовал и даже собирался стать художником. Но помешала ещё одна любовь — литература.

Между двумя этими объектами своей страсти — рисованием и художественным словом — молодой человек и вынужден был «метаться» на протяжении долгих лет, выбирая то одно, то другое, пока наконец не сделал окончательный выбор. В 1945 году он приезжает в Москву, где поступает учиться во ВГИК на художественный факультет, но уже через год переходит в Литературный институт имени Горького, который и оканчивает в 1951-м.

В течение всей своей жизни писатель неоднократно сталкивался с необходимостью выбирать и последствиями того или иного сделанного выбора, в том числе и на войне.

«Однажды вытащил жребий — идти за обедом с промежуточной станции к штабу, — пишет он в автобиографии. — Промежуточную без меня разворотило прямым попаданием, оба других телефониста были убиты. Выходит, что я вытянул жребий на жизнь».

Именно благодаря выбору нашего земляка определился со своей профессиональной судьбой знаменитый киноактёр, заслуженный артист России Роман Мадянов. В 1970-х годах он стал одним из кандидатов на роль Дюшки Тягунова в фильме «Весенние перевёртыши», снятом по одноимённой книге писателя.

«Владимир Тендряков приехал на киностудию в Ялту, чтобы побеседовать со мной, — признался он в своё время. — Просто узнать, спросить у меня как у претендента на роль, какие у меня впечатления. Мы, наверное, часа два общались с ним на Ялтинской киностудии. Каким-то образом я смог рассказать этому гиганту свои ощущения, и это убедило его, что должен сниматься именно я. Он отстоял меня на худсоветах на эту роль».

Что касается тендряковского творчества, то через него тема выбора проходит красной нитью. Практически каждое его произведение — о том, на какую сторону встанет человек при возникновении у него той или иной жизненной проблемы, что он выберет в той или иной ситуации — то, что легко, или то, что правильно?

«Владимир Фёдорович искал ответы на вопросы, которые всегда мучают мыслящих людей. Его произведения никогда не вызывали однозначную реакцию — он задевал за живое, умел «цеплять», — говорит Людмила Христова. — Он был очень честным и прямолинейным, остро чувствовал нерв времени и через свои книги постоянно обращался к своим читателям, спрашивал их: а тем ли вы озабочены в своей жизни? о том ли думаете, о чём действительно стоит думать? Задумайтесь, как вы живёте, ведь важен не сам человек, а след, который он оставит после себя».

66
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 20 февраля' 19 | Культура

    Новый арт-объект, посвященный чтению, может появиться в Вологде на улице Марии Ульяновой

    87
    0
  • 14 августа' 19 | Культпросвет

    Интересными фактами из истории Областной универсальной научной библиотеки имени Бабушкина к её столетию поделились сотрудники Библиотечно-информационного юношеского центра имени Тендрякова, где открылись сразу две выставки, посвящённые этому юбилею.

    108
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.