Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Странная гибель Железного Мартына

№43 (1144) от 29 октября 2019 г.

Одна из последних фотографий четырежды кавалера ордена Красного Знамени Яна Фабрициуса. Датируется 1929 годом. | Фото с сайта latvjustrelnieki.lv

Справа - фрагмент первой страницы газеты «Красный Север» с материалами памяти Фабрициуса.

Свой последний подвиг революционер Ян Фабрициус совершил 24 августа 1929 года близ Сочи, в 60 метрах от берега. Но обстоятельства нелепой смерти бывшего командира и комиссара вологодской 10-й стрелковой дивизии до сих пор вызывают вопросы.

По одной из версий, авиакатастрофа, в результате которой он погиб, была подстроена: мол, власти начали избавляться от героев Граж­данской войны, как это уже было с командармом Михаилом Фрунзе в 1925-м.

...28 августа 1929 года вологодская областная газета «Красный Север» вышла с некрологами о Фабрициусе чуть ли не на всю первую страницу. Такого внимания к скончавшейся вдали от Вологодчины персоне местные жители не видывали с кончины Ленина в 1924-м. Беспрецедентную скорбь по человеку, на самом деле и не бывавшему в Вологде, объяснили тем, что именно под его руководством в 1919 году силами 10-й стрелковой дивизии, командование которой потом на долгие годы обоснуется у нас, был освобож­дён от белых и эстонцев-националистов старинный русский город Псков.

Ян Фабрициус (1877-1929) — первый четырёхкратный кавалер высшей награды СССР (на тот момент) — ордена Красного Знамени. Первый орден был вручён ему в 1919 году «за непрерывную самоотверженную работу на фронте в огне», второй — «за отличие в прорыве обороны белополяков под Сморгонью 14 июля 1920 г.», третий — «за участие в подавлении Кронштадтского мятежа», четвёртый — «за бои при наступлении на Варшаву и последующие арьергардные бои» в 1921 году.

И только за последний свой подвиг никакой награды он не получил.

Латышский стрелок

Железный Мартын — так, по подпольной кличке, называли Яна Фабрициуса и враги, и друзья. Сын латышского батрака занялся подпольной революционной деятельностью ещё до окончания гимназии. В 1904 году он загремел на четыре года в каторжную тюрьму, а затем был выслан в Якутию и на Сахалин. Дальний Восток показался ссыльному революционеру настолько негостеприимным, что в конце 1915 года он написал прошение отправить его в действующую армию. Ходатайство было одобрено, и в 1916 году Ян оказался в окопах Северного фронта. За время участия в боевых действиях четыре раза был ранен, за храбрость получил орден Святого Владимира и Георгиевский крест.

Но едва случилась Февральская революция 1917 года, Фабрициус вспомнил о своём революционном прошлом и стал членом полкового комитета, а затем и его председателем. Опытного революционера, отличившегося на фронте, сразу же заметило большевистское руководство. Фабрициуса включили в состав ВЦИК, а с началом Гражданской войны он начал службу в Рабоче-крестьянской Красной армии.

Соединения, которыми руководил Фабрициус, стали направлять на самые сложные и ответственные направления. Иногда эти задачи выходили далеко за рамки борьбы с эксплуататорами и белогвардейцами. Так, Фабрициус был командиром едва ли не первых в советской военной истории заградительных отрядов: под Псковом, где в 1918 году наступали немцы, он руководил расстрелом отступавших красноармейцев...

В феврале 1919 года Фабрициус — командир и комиссар 10-й стрелковой дивизии (той самой, вологодской), сражавшейся в Эстонии. В октябре его перебрасывают на борьбу с Деникиным, а в 1921 году — на подавление Кронштадского мятежа. Последний год своей жизни 52-летний профессиональный военный Ян Фабрициус встретил в должности заместителя командующего Кавказской краснознамённой армии.

Жизнь его трагически оборвалась, когда он отдыхал в Сочи.

В Риге Ян Фабрициус проникся революционными идеями, а осенью 1891 года в Виндаве (сейчас — город Вентспилс) стал участником «картофельного бунта», который усмирили двумя сотнями казаков. Несмотря на официальную идеологию, горожане и по сей день гордятся красным командиром. Памятник Фабрициусу в Вентспилсе (на снимке) открыт в 1954 году, скульптор Янис Зариньш. Говорят, что теперь усы отбиты, а реставрировать монумент некому... | Фото с сайта maksim-kot.livejournal.com

Последний подвиг

До сих пор неясно, зачем находившегося в отпуске Фабрициуса вдруг срочно «дёрнули» на военные манёвры. Чтобы поспеть к сроку, заместитель командующего вынужден был полететь самолётом.
Тогда-то, 24 августа 1929 года, всё и произошло.

...Самолёт упал в море в шестидесяти метрах от берега, но некоторое время ещё держался на воде. На помощь поспешили несколько лодок. Находившийся в кабине самолёта мужчина (это был Ян Фабрициус) крикнул: «Здесь женщина с ребенком, спасайте их!» Он же подал в окно маленькую девочку и вытолкнул женщину. Сам же Фабрициус спастись не успел — самолёт перевернулся.

Уже потом стало известно, что вместе с Яном Фабрициусом летела Александра Васильевна Андреева с мужем и четырехлетней дочкой Инной (они добирались на перекладных из Москвы в Сухуми, а Фабрициус присо­единился к ним в Сочи). Именно их спас красный командир перед тем, как найти свою смерть в водах Чёрного моря.

Из воспоминаний Александры Андреевой: 

«Я села на свое место, взяла дочку на руки, Фабрициус сел позади меня. Завели мотор. Самолёт покатился, пробежал несколько метров и вдруг остановился. «Что-то у них не ладится», — озабоченно сказал мне Фабрициус. Мотор снова завели, мы взлетели. Но самолёт никак не мог набрать высоту. Над морем он странно покачнулся и через несколько секунд упал. От резкого толчка дочка выскочила у меня из рук и отлетела в дальний угол кабины, где были сложены чемоданы. В кабину хлынули потоки воды. Я кинулась к мужу. Но он и сидевший рядом с ним пассажир — инженер Гартье — были без сознания. Ко мне обернулся Фабрициус. Лицо его было очень бледно, но спокойно. «Не волнуйтесь, — проговорил он. — Надо спасти ребенка». Он бросился к вещам, откуда-то из-под чемоданов вытащил Инну. Одно окно было ещё над водой. Фабрициус поднёс Инну к этому окну, открыл его и передал девочку кому-то. Потом он пробрался ко мне. Вода была уже нам по грудь. «Лезьте в окно». Вода ударила меня в лицо, я захлебнулась... И очнулась уже в лодке».

А после распада СССР получила распространение лживая версия, будто бы Фабрициус, дабы поразить свою подругу (!), сел с ней в самолёт и приказал пилоту пройти бреющим полётом над Сочи. Невдалеке от пляжа самолёт воткнулся в воду. Объявили, что герой Гражданской войны погиб в подстроенной троцкистами авиакатастрофе, спасая своих спутников...

Мотая на ус

Официальная трактовка событий была вовсе не такая. По предположению заведующего авиабазой, откуда взлетел Фабрициус, самолёт упал в воду, потому что «попал в сильную струю двух воздушных течений — холодного и тёплого». В пользу несчастного случая говорит и тот факт, что за гибель командира никого не наказали.

Однако это не объясняет проблем с двигателем, о которых рассказала Александра Андреева. Скорее всего, имела место всё же некая техническая неисправность, а толкового расследования тогда провести не сумели.
Или всё-таки это было подстроено — и внезапный вызов из отпуска, и неполадки самолёта?

...Похороны красного командира организовали в Тифлисе. Гибель Фабрициуса, да ещё при таких обстоятельствах, способствовала тому, что он попал в пантеон советских героев вместе с Михаилом Фрунзе, Феликсом Дзержинским. Память Фабрициуса увековечили: в его честь было названо много улиц в советских городах, воздвигнуты памятники в латвийском Вентспилсе и Гдове. К сожалению, усы — «визитную карточку» Фабрициуса — у этих монументов отбивают вандалы.

Вологда же ограничилась лишь некрологами в «Красном Севере».

И только для ставшей гидротехнологом девочки Инны, которую Ян Фабрициус спас в последний день своей жизни, он навсегда остался не памятником, не красным командиром с неоднозначной репутацией, а просто большим и сильным человеком с усами — лица своего спасителя она в силу возраста не запомнила...

390
0
Похожие статьи
  • 16 октября' 19 | След в истории

    Только два уроженца Вологодчины стали полными георгиевскими кавалерами во время Русско-японской войны.

    349
    1
  • 19 декабря' 18 | Своё — родное

    Вологодчину по сию пору рассекает задуманная ещё Петром I рукотворная водная артерия, соединяющая ярославский Рыбинск с Петербургом. Во второй половине XIX — начале XX века она считалась крупнейшим искусственным водным путём не только в России, но даже в Европе.

     

    188
    0
  • 07 августа' 19 | Как это было

    В последней трети XIX века Вологодчина стала местом массовой политической ссылки.

    110
    0
  • 01 октября' 19 | Ситуация

    В Тотемском районе закрывают санаторий «Зеленый бор». Он пережил Великую Отечественную войну, распад Советского Союза и лихие девяностые, но пришёл и его час. 

    72
    0
  • 06 марта' 19 | След в истории

    Первая в мире женщина, управлявшая Академией наук, княгиня Екатерина Дашкова, будучи в опале, была обречена остаток жизни провести в простой крестьянской избе под Череповцом, но ссылка эта завершилась вовсе не так, как рассчитывали недоброжелатели.

    351
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.