Светские штучки

На выставке, привезенной Ярославским художественным музеем, каждая дама найдет что-то близкое своему сердцу. | Фото Алины Махлиной

Эволюцию дамских сумочек можно проследить на выставке в Шаламовском доме.

Их могли носить на поясе, они надевались на ручку и даже на пальчик, дарились в залог любви или эпатировали пуб­лику.

Сумочки из бисера и слоновой кости, с вышивкой и в гобеленовой технике, ридикюли и кошельки представлены на первом этаже Шаламовского дома в Вологде.

Ярославский художественный музей начал собирать коллекцию начиная с 1980-х годов. В нее попали экспонаты со всего мира.

«Почему мы решили собирать именно сумочки? Потому что для украшения этого аксессуара прив­лекались лучшие материалы и лучшие мастера. Кроме того, сумочка отражала развитие стилей в искусстве», — отметил заместитель директора Ярославского музея Алексей Федорчук.

Он же провел экскурсию по выставке.

Предмет аристократического происхождения

Изделия, представленные на стенах и в витринах, принадлежали в основном женщинам высшего сословия. Сумочка в старину была очень дорогим удовольствием.

XIX столетие считается золотым веком бисера. Этот материал не умели качественно производить в России, поэтому он привозился к нам из-за границы. Славились искусностью в создании бисера мастера с острова Мурано в Венеции. Это была тончайшая работа в прямом и переносном смысле.

«Проблема с такими экспонатами — нет иголок, которые проходили бы в ушко этого бисера, чтобы реставрировать. В прежние времена у рукодельниц тоже возникала подобная проблема. Нередко бисерины пробивали с помощью щетинки, которую расщепляли, вставляли и протягивали между бисеринами», — рассказывает куратор выставки Алексей Федорчук.

Каждый предмет прошел через заботливые руки реставраторов. Самый дорогой экспонат даже не разрешили подвесить в витрине, чтобы не повредить его. По словам куратора выставки, для создания этого аксессуара использовался бисер из глухого и полупрозрачного стекла: «Очень сложно подобранная палитра бисера. Не найдены нами пока аналоги фона этой сумочки, вышитого металлическим бисером. Каждая бисеринка имеет рельеф. Неудивительно, что владелица заказала свои инициалы на щитке».

Особая деталь дамской сумочки — фермуар (металлическая застежка). Именно на нем был специальный щиток для инициалов. Фермуары производились в специальных мастерских, а затем продавались в ателье, где могли к этому аксессуару сделать сумочку, соответствующую костюму или, наоборот, выделяющуюся. Стоил фермуар опять же недешево.

 

Сейчас гобеленовые сумки шьют просто из куска гобелена, а раньше было специальное производство в Бельгии и Франции. На гобеленовых станах выкраивали детали для сумок. | Фото Алины Махлиной

Сделано с любовью

В начале XIX века считалось, что каждая уважающая себя дама должна уметь вышивать или вязать бисером. Были в моде подарки, выполненные своими руками. Одна из представленных на выставке сумочек — это залог любви неизвестной барышни. На обороте аксессуара есть трогательная надпись с ошибками. Это неудивительно, потому что дворяне тогда могли владеть французской речью лучше, чем русской.

Для дам решительных есть на выставке и «рыцарский» вариант, придуманный сотрудником американской фирмы по изготовлению цепей в 1892 году. Влюбленный во времена баллад и зам­ков, мужчина создал сумочку в кольчужной технике. Называются такие аксессуары мешбэги (от англ. «кольчуга» и «сумка»). Несмот­ря на свой брутальный вид, они быстро завоевали популярность у женщин по всему миру. Появились разные варианты плетения и декора таких сумочек, также для них создавались изысканные фермуары. На выставке, к примеру, представлена застежка в виде двух павлинов.

Сейчас по содержанию сумочки многое можно сказать о ее владелице. Раньше такого представления не было.

«Сумочка — это прежде всего украшение. В ней носили очень мало вещей: платок, саше с отдушкой, может быть, румяна и пудру. В начале XX века появляется губная помада — вот и весь набор. Даже в кошельках, как правило, денег не носили, потому что женщин высокого происхождения всегда кто-то сопровождал: старшая компаньонка, а чаще всего мужчина, который всё и оплачивал. Даже в магазине дама оставляла счет, а расплачивались уже за нее родственники», — поясняет Алексей Федорчук.

Полюбоваться старинными дамскими аксессуарами можно будет до 10 мая (12+).

14
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 21 августа' 19 |

    В череде дерзких походов и славных военных побед Александра Суворова было и путешествие под Вологду. Причём спустя полтора века после смерти великого полководца память о нём будет увековечена весьма неожиданным образом.

    338
    0
  • 31 октября' 19 | След в истории

    Осенью 1944 года в лесу близ Вожеги, ориентируясь на зажжённые костры, приземлились три немецких парашютиста, засланные на Вологодчину с особым заданием. Но их поджидал сюрприз...

    1386
    0
  • 04 мая' 18 | Особый случай

    Удивительное совпадение, вскрывшееся только через 13 лет после окончания Великой Отечественной,  до сих пор не позволяет родственникам узнать судьбу сгинувшего  в водовороте войны солдата

    436
    1
  • 15 января' 19 | Страна и мы

    К легенде, лёгшей в основу первой громкой кинопремьеры наступившего года — военной драмы «Т-34», имел самое непосредственное отношение поэт Сергей Орлов, чьим именем названа одна из центральных улиц Вологды. А расследовал реальный побег заключённых на танке другой наш земляк — Павел Павловцев из-под Череповца.

    384
    0
  • 12 декабря' 19 | След в истории

    Создатель «Малахитовой шкатулки» при работе над своими знаменитыми сказами специально изменил биографию выдающегося землепроходца, который, по некоторым данным, был выходцем из окрестностей Тотьмы.

     

    242
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.