Таланты и поклонники

№15 (1168) от 21 апреля 2020 г.

К 2024 году деятельность регионального центра «Импульс» должна развернуться настолько широко, что участие в его программах станут принимать не менее 5% всех школьников Вологодской области ежегодно. | Фото с сайта twimg.com

В Вологодской области разрабатывается система выявления, поддержки и развития талантливых детей.

Предполагается, что система будет трёхуровневой и включит в себя все действующие в нашем регионе организации дополнительного образования, муниципальные опорные центры допобразования (ещё не созданные, но уже готовящиеся к открытию) и областной Центр одарённых детей «Импульс», который появился в Вологде в конце прошлого года.

Многочисленные кружки, секции, центры творчества и иные учреждения будут по-прежнему вести свою деятельность, направленную на развитие маленьких вологжан, опорные центры в муниципалитетах займутся совершенствованием этой подготовки и выявлением наиболее одарённых детей, а главной «кузницей талантов» станет центр «Импульс», реализующий специальные образовательные программы по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт».

Найти и помочь

«В данный момент уже разработана и готовится к утверждению «Региональная модель выявления, поддержки и развития талантов и способностей у детей и молодёжи Вологодской области», — сообщила «Премьеру» начальник Департамента образования Вологодской области Елена Рябова. — Планируется, что проект модели будет утверждён в срок до 1 мая 2020 года».

«Талантливые дети будут выявляться через мероприятия различного характера: олимпиады, научные конкурсы, творческие фестивали и концерты, спортивные состязания, проектную деятельность, — пояснила нам руководитель «Импульса» Ольга Проничева. — Будут задействованы и другие методы».

, что в центре «Импульс» юные таланты смогут получить новые знания, умения и навыки, что позволит им существенно повысить свой уровень подготовки и добиться ещё более значимых успехов в той или иной сфере.

В Вологде, Череповце и районах поиском и отбором юных дарований займутся специально созданные муниципальные опорные центры дополнительного образования. Они будут создавать в муниципалитетах условия для самореализации талантливых детей, отправляя их на учёбу в «Импульс», оказывая их педагогам методическую и консультационную помощь и предоставляя иные возможности для развития.

Финансовый механизм подобного взаимодействия ещё разрабатывается. Одновременно на уровне городов и районов подготавливается нормативно-правовая база деятельности муниципальных опорных центров.

Цели ясны, задачи определены

В Череповце функции опорного центра дополнительного образования будут возложены на Дворец детского и юношеского творчества имени Ангелины Алексеевой.

По словам его директора Ларисы Чебоксаровой, в новом статусе нынешний ДДЮТ станет координировать работу городских организаций дополнительного образования и Регионального центра дополнительного образования детей. В результате тот начнёт получать обратную связь не от каждой отдельной организации допобразования, которых в Череповце насчитывается немало, а от одного опорного центра, работаю­щего с ними.

Помимо этого, муниципальный центр станет оказывать этим организациям методическую, консультационную и иную помощь, а также будет выявлять у них лучшие образовательные практики, инновационные программы и распространять те среди других образовательных организаций города и области.

Наконец, в список его задач входит также активное взаимодействие с региональным центром «Импульс».

«Допустим, какой-либо ученик участвовал в муниципальном этапе какого-либо Всероссийского конкурса или фестиваля, показал там хорошие результаты и прошёл на региональный или всероссийский этап. А его педагог понимает, что для дальнейшего продвижения ребёнку не хватает практических умений и навыков, что ему надо их расширять и углублять, используя современные технологии, инструментарий и оборудование — пояснила «Премьеру» Лариса Чебоксарова. — И тогда этого школьника можно будет направить учиться в «Импульс», где он пройдёт интенсивную подготовку в рамках профильной смены. Причём, если он иногородний, то жить всё это время будет в специальном кампусе».

Центр «Импульс» реализует специальные образовательные программы по направлениям «Наука», «Искусство» и «Спорт». | Фото с сайта twimg.com

Талантливая область

По прогнозам Департамента образования, к 2024 году деятельность регионального центра «Импульс» должна развернуться настолько широко, что участие в его программах станут принимать не менее 5% всех школьников Вологодской области ежегодно. А дополнительным образованием у нас будут охвачены 80% детей в возрасте от пяти до 18 лет.

«Мы поддерживаем данный проект и надеемся, что он поможет многим детям из нашего района развить свои таланты, — сказала «Премьеру» руководитель управления образования одного из районов, которая предпочла сохранить анонимность. — Главное, чтобы под это были выделены соответствующие финансовые средства, потому что у нас талантливых детей очень много, и хотелось бы, чтобы возможность самореализоваться оказалась у каждого из них».

«Каждый ребёнок талантлив. Главное — найти к нему подход, — уверена Лариса Чебоксарова. — У нас во Дворце детского и юношеского творчества занимаются более трёх тысяч детей, и многие из них у себя в школе не являются ни отличниками, ни даже хорошистами, но при этом, попадая в среду единомышленников: педагогов и сверстников, — раскрывают интеллектуальные, творческие, спортивные, лидерские качества. Есть дети, которые не успешны в школе, а у нас создают такие глубокие научно-исследовательские работы, что школьные учителя приходят в изумление».

Нужна система

«Создание в Вологодской области Региональной модели выявления и развития талантов и способностей у детей и молодёжи можно только приветствовать, — считает директор одного из вологодских инновационных предприятий Константин Гулин. — Важно не останавливаться на данном направлении и идти дальше. Необходимо создавать в области образовательную среду, в которой каждый дошкольник, школьник, студент мог бы реализовать свой потенциал. Без такой среды успешное социально-экономическое развитие нашего региона в долгосрочной перспективе вряд ли возможно».

По его мнению, вовлекать ребят в такую среду надо с самого юного возраста, а доступ туда должен быть максимально широким для детей из всех социальных групп населения.

«Есть риск того, что, вкладывая ресурсы только в точечное дополнительное образование, мы просто отсекаем значительную часть детей от возможности реализовать свои способности, — считает Константин Анатольевич. — То есть создаём своеобразную «витрину», не решая вопрос системно».

Между тем, уверен он, не меньшее внимание в этом плане требуется уделять и основному образованию.

«В каждом детском саду, школе, учреждении профессионального образования должны быть созданы условия для вовлечения способных и заинтересованных ребят в процесс научно-технического, инженерного и иного творчества, — говорит Константин Гулин. — Это позволит успешно самореализоваться очень большому числу вологодских детей — вне зависимости от дохода, социального статуса и возможностей их родителей».

Кстати

В государственный информационный ресурс «О детях, проявивших выдающиеся способности», который ведётся общественным фондом «Талант и успех», в настоящее время внесены данные о 1802 школьниках Вологодской области, которые являются победителями и призёрами всероссийских олимпиад и конкурсов, включённых в официальные перечни Министерства просвещения РФ.

52
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 05 сентября' 21 | Образование

    Вологодские школы продолжают испытывать дефицит учителей.

    22
    0
  • 16 июля' 21 | Образование

    За пять лет в области на ремонт образовательных учреждений было выделено 3,2 миллиарда рублей. Это позволило привести в порядок 162 школы, 55 детских садов и пять учреждений дополнительного образования. Сегодня 85 зданий образовательных организаций, 61 школа и 24 детских сада имеют износ более 50 %. Чтобы закрыть эту проблему, необходимо около 6 миллиардов рублей.

    34
    0
  • 15 апреля' 20 | Страна и мы

    Вологодская область начала реализовывать поручение президента по развитию школьной инфраструктуры фактически до того, как оно было озвучено.

    54
    1
  • О том, как сегодня преподают физику в школах, и действительно ли региону не хватает хороших учителей по физике, корреспондент газеты «Премьер» узнал у педагога Вологодского многопрофильного лицея, занимающегося олимпиадной подготовкой учеников по физике, Александра Дрижука.

    529
    0
  • Коронавирусная инфекция внесла свои коррективы в образовательный процесс. На летние каникулы вологодские школьники уйдут позднее обычного, даты сдачи ЕГЭ и ОГЭ смещаются, а ВПР переносятся на следующий учебный год.

    163
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.