Танец теней и идей

№9 (1110) от 5 марта 2019 г.

Стилистика театра теней даёт поле для фантазии и в то же время немного снижает мрачную атмосферу происходящего на сцене. | Фото Алины Махлиной

«Со смертью в джунгли пришел страх. С первой кровью — безумие и хаос. Звери больше не ложились спать подле друг друга — каждый со своей стаей»... Спектакль «Маугли. Книга джунглей» показали журналистам в театре кукол «Теремок».

Происходящее на сцене напоминает притчу, которую рассказывают у костра. Сидящие слушают ее с благоговением и трепетом. Вокруг танцуют тени, и в них уже начинают видеться герои повествования. Кстати, и огонь на сцене есть, правда, не настоящий.

«Когда мы с художницей сели думать над этим материалом, то выбрали вариант театра теней, который близок к индийскому эпосу. Постепенно стали рождаться идеи, поскольку произведение такое сложное, и в нём поднимается много философских вопросов. И, на наш взгляд, именно театру теней под силу лучше всего передать это: с одной стороны, он дает поле для фантазии, а с другой, — немного снижает градус того, что происходит на сцене», — говорит автор инсценировки и режиссер спектакля Никита Шмитько.

«Смерть»! Это слово звучит во время спектакля множество раз. Звучит не менее жутко и убедительно, чем в устах миссис Кармоди из «Тумана» Стивена Кинга. Смерть и страх рука об руку. И вот ночью в логово волков пробирается человеческий детеныш. Он едва научился ходить, но глядя в глаза волку, способному убить его одним толчком лапы…смеется! И никому в джунглях не под силу выдержать этот взгляд. Взгляд, в котором нет страха.

Мы видим тень Маугли, но не его самого. Сначала тень ребенка, затем юноши, и, наконец, взрослого мужчины. Во плоти он является зрителям уже под занавес, отвергнутый волками и людьми. Он остался за пределами обоих стай, к которым принадлежал. Обе стаи нарушили свой Закон — Маугли не нарушил ни одного, и тем не менее он — изгнанник. Но в отличие от героя Джека Лондона, человеческий детеныш не заканчивает свой путь саморазрушением. Он является, чтобы огласить свою первую и последнюю просьбу. Он призывает в помощь высшие силы, олицетворением которых, в спектакле стал слон Хати, поднявший своим хоботом джунгли из вод…

Мотив испытания и искушения также присутствует в спектакле. Маугли не прельстило богатство: детеныш видел, сколько крови проливается во имя этого холодного великолепия. 

«Деньги… вещи, которые переходят из рук в руки и не становятся теплее» — эти слова вложил в уста Маугли сам Киплинг.

Шер Хан искушает перспективой стать вожаком, и человеческий детеныш обжигается. Всё заканчивается похищением мальчика диким обезьяним племенем, которое не знает законов, не помнит и не видит дальше сегодняшнего дня. Этот урок запомнится надолго…

Сцена охоты Каа требует отдельного упоминания. По напряжению она не уступает нашествию рыжих псов. Ближе и ближе, вскоре можно было в буквальном смысле заглянуть в глаза питону. В какой-то момент ловишь себя на том, что не можешь отвести взгляд…

Весь спектакль по сути древнейшее действо: сотворения мира и его разрушения. Созидание и танец, несущий погибель, в начале и в конце. Круг замыкается.

Движения не аутентичны. По словам режиссера, это псевдоэтника. Танцы и пластику для актеров создавал хореограф, приглашенный из Нижнего Тагила, Анатолий Дурницын. Музыка была написана специально для спектакля композитором из Владимира Алексеем Сидорцевым. Ради спектакля актеры специально осваивали игру на этнических инструментах.

На вопрос о том, на кого прежде всего рассчитано представление, режиссер Никита Шмитько ответил:

«Театр кукол рассчитан на посещение школьников и педагогов, родителей и детей. Вообще основная задача театра состоит в том, чтобы перед зрителем ставить вопрос, не отвечая на него. И хотелось бы, чтобы зритель с ребенком этот вопрос могли обсудить, чтобы у них была тема для беседы, а не просто — посмотрел, поразвлекался и ушел. Нам было важно заставить зрителя думать, чувствовать, чтобы были живые эмоции на сцене и задавался живой вопрос».

103
0
Похожие статьи
  • 04 июня' 18 | Культура

    Впервые за всю историю театрального фестиваля «Голоса истории»  в его программе — семь кукольных спектаклей

    140
    0
  • 02 ноября' 17 | Кино/ТВ

    Вологжане увидят спектакль «Одержимость», в котором главную роль сыграл актер Джуд Лоу.

    147
    0
  • 26 марта' 19 | Театр

    «Вы увидите, что будет в конце: 600 человек будут реветь. Вы это увидите. 600 человек — девочек, мальчиков, взрослых женщин — будут реветь», — заявил Юрий Грымов на пресс-конференции в арт-пространстве Fabrica.

     

    158
    0
  • 27 июня' 17 | Кумиры

    Вологодская писательница Людмила Мартова побывала на спектакле «Одержимость» и пообщалась с британским актером Джудом Лоу, сыгравшим в театральной постановке голландского режиссера Иво ван Хове главную роль.

    170
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.