Тайна Василисина острова

№31 (1235) от 10 августа 2021 г.

Вологжане провели первую экспедицию по поиску канонерских лодок, погибших на Онежском озере во время Великой Отечественной войны.

7 августа исполнилось 80 лет со дня создания Онежской военной флотилии. Этим летом на поиски двух её канонерок, затонувших в 1942 и 1943 годах, отправилась команда из Вологодской области. Идейным вдохновителем и непосредственным участником экспедиции стал экс-глава Вытегры, капитан первого ранга в отставке Александр Штурманов.

«Я начал глубже изучать историю Онежской военной флотилии, когда стал главой города Вытегры. Это очень важная тема и важное направление», — рассуждает Александр Штурманов. Особенно его заинтересовало, где обрели покой погибшие моряки.
 
Поиском ответа на этот вопрос занялись Центр подводных исследований и технологий под руководством Михаила Махлина, Вологодский госуниверситет, Вологодское отделение Русского географического общества, опытный дайвер-рекордсмен Александр Губин и другие специалисты и волонтёры. Проект «Победное эхо онежских глубин» выиграл президентский грант, на средства которого и снарядили экспедицию к месту гибели канонерских лодок. Чем завершилась первая экспедиция, снаряжённая на поиск канонерок, рассказывает корреспондент «Премьера».

В экспедиции приняли участие не только вологжане. Присоединились к команде и волонтеры из Кондопоги Наталья Тарасова и Максим Дудкин. Большую помощь экспедиции оказали местные организации: ГУ МЧС Республики Карелия, отделение Карельской республиканской общественной организации ветеранов Вооруженных сил РФ Пудожского муниципального района, комендант Петрозаводской военной транспортной комендатуры. | Фото из экспедиции — из архива Михаила Махлина

ТЯЖЁЛОЕ МОЛЧАНИЕ

Онежская военная флотилия была сформирована в 1941 году из Онежской военно-морской базы Ладожской военной флотилии. В канонерские лодки для этого срочно были переоборудованы буксирные пароходы «Огюст Бланки», «Каляев», «Ижорец № 18», «Мартиец-89» и «Мартиец-60». Бывшие гражданские суда переименовали в КЛ-11, КЛ-12, КЛ-13, КЛ-14 и KЛ-15.
 
Боевое крещение Онежская флотилия приняла 19 сентября 1941 года, когда КЛ-12 (бывший буксир «Каляев») обстреляла село Остречина и заставила отступить группу финнов. В 1943 году эта же канонерка затонула от попадания двух бомб, сброшенных финскими самолётами.
 
Обстоятельства гибели второго корабля КЛ-13 (бывший буксир «Ижорец-18») менее прозрачны. По официальным данным, канонерка погибла во время шторма после высадки десанта. Однако доподлинно причины не установлены.
 
«Несколько дней перед выходом на боевое задание они стояли в доке, откуда их экстренно направляют на высадку десанта. В док просто так не ставят, может быть, профилактика, но во время войны это сомнительно. Скорее всего, в корпусе была пробоина или другие повреждения», — высказывает свои предположения внучка командира КЛ-13 Татьяна Юдинова.
 
Москвичка узнала об экспедиции на Онежское озеро из телерепортажа и связалась с руководителем проекта Михаилом Махлиным, чтобы предложить свою помощь. Женщина поделилась документами и фотографиями из своего личного архива.

Владимир Михайлович Бодиско прошел Первую мировую войну, сражался на первой отечественной бронированной канонерской лодке «Грозящий». За мужество и бесстрашие в битвах на Балтике был награждён орденами Святой Анны 4 степени, кортиком «За храбрость», орденами Святой Анны 3 степени, Святого Владимира 4 степени, медалями. | Фото из архива Татьяны Юдиновой

КЛ-13 затонула 31 июля 1942 года. О трагедии семья командира Владимира Михайловича Бодиско узнала не сразу. Домочадцы были обеспокоены длительным отсутствием писем с фронта, и 3 сентября отец Татьяны Юдиновой написал письмо, где спрашивает: «Почему, дорогой папочка, так внезапно Ваша аккуратность сменилась столь тяжёлым для всех нас молчанием»?
 
Свет на события 31 июля проливает сослуживец капитана Щегольков. Гибель канонерки он видел своими глазами, так как шел за ней на катере, который вместе с КЛ-13 участвовал в выполнении боевого задания. В письме к брату жены капитана Бодиско он описывает события того дня следующим образом: «В озере была очень неблагоприятная обстановка, был сильный шторм. Сказать же точно от чего (они погибли. — Прим. ред.): или от попадания снаряда, или они наскочили на мину (не могу. — Прим. ред.). Но могу сказать одно, что корабль их здорово сразу накренило в один бок, затем завалило на другой борт, и он стремительно стал тонуть, а тут еще как раз была неблагоприятная погода, так что он затонул буквально в несколько секунд, ну а с ним погибла и вся команда, в том числе и Владимир Михайлович. Подойдя к месту гибели, там уже ничего нельзя было обнаружить, плавало только несколько кругов, и всё».

ТОЧКА ОТСЧЕТА

Экспедиции предшествовала кропотливая работа по поис-     ку информации в архивах. «Я позвонил военному атташе в Хельсинки. Поскольку КЛ-12 потопил финский самолёт, и в их посольстве могли найти координаты. По нашей просьбе посол Кузнецов сделал запрос в Национальный архив Финляндии, но, к сожалению, координат нам не дали, дали только направление и километраж. Координаты мы получили в Гатчине», — говорит Александр Штурманов.
 
На первый взгляд, всё казалось просто: координаты известны, но по ним местом гибели канонерок выходило… побережье Норвегии.
 
В 2016 году свои поиски КЛ-12 и КЛ-13 проводили петрозаводчане. Они посчитали, что в координатах допущена ошибка, и наиболее вероятное место гибели лодок находится в районе острова Маячный. В ходе поисков на дне были обнаружены крупные объекты, и их сначала приняли за канонерки. Позже обследование аппаратом «Фалькон» показало, что это скальные породы.
 
«Мы пытались понять, что не так с координатами: писали высокопоставленным военным, чтобы они нас проконсультировали, но у нас ничего не выходило. В архив не пускали из-за пандемии, но благодаря содействию Национального центра управления обороной мы получили копии журналов боевых действий. Я сам начал просматривать их и наткнулся на следующую запись. Когда КЛ-12 погибла, рядом на расстоянии метров 50 шли ещё две наших канонерских лодки. По мере продвижения они на базу докладывали свои координаты. При этом два корабля дают координаты 35 градусов, а третий 5 градусов. Оказалось, что одни давали их по Гринвичу, ещё один корабль — по Пулкову. Наши координаты тоже были даны по Пулкову — оставалось лишь прибавить разницу, и мы получили верные координаты, по которым до нас никто не искал», — рассказывает Михаил Махлин.

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…

Экспедиция стартовала 19 июня у стен ВоГУ, в тот же день команда переправилась на остров Василисин, где разбила лагерь. Установить местонахождение канонерок планировалось с помощью гидролокатора бокового обзора (ГБО), а затем привлечь к поискам профессио-нальных дайверов.

Отметим, что глубина в районе острова Василисина достигает 70 метров, темнота, температура воды +4 — фактически зимняя. В таких условиях есть риск обмерзания и выхода из строя регуляторов (составляющих снаряжения, через которые поступает воздух для дыхания).

Перед погружением дайверов найденные объекты должны были обследоваться телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом (ТНПА). Однако сделать это не получилось, так как возникли сложности с оборудованием. «Якорного каната или цепи на глубину 70 метров нет. Как только выключишь двигатель, судно сносит, а проводить поиски с работающим двигателем нельзя, потому что аппарат управляется через кабель, и он тут же намотается на винты. Мы вышли, начинаем опускать аппарат, а у нас из всей информации только глубина, курс и видеокартинка, при  этом мы не можем определить, где находится аппарат по отношению к лодке, к объекту», — отмечает руководитель экспедиции.

Приставка кругового обзора к ГБО тоже подвела: период сканирования оказался очень длинным — ситуация менялась быстро. В итоге получаемая картинка на мониторе не соответствовала действительности.

Экспедиция пыталась подключить к поискам военный водолазный корабль, который завершал задание неподалеку от Василисина, но без предварительного согласования с командованием его командир не мог изменить курс следования.

Экспедиция завершилась обнаружением в районе поиска нескольких объектов, которые могут оказаться канонерскими лодками, поэтому проект будет продолжаться. «Есть надежда, что АСУНЦ «Вытегра», в рамках отработки учебных задач, согласится помочь нам со своим аппаратом. Но пока у них основные силы брошены на тушение пожаров», — говорит Михаил Махлин.
На следующий год возможно продолжение поисков совместно с Министерством обороны РФ. Командование Западного военного округа готово к сотрудничеству, но с учётом «заблаговременного планирования мероприятий».

 В ходе поисков на Онежском озере вологжане обнаружили подводные аномалии, но идентифицировать их пока не удалось.  | Фото из экспедиции — из архива Михаила Махлина

293
0
Похожие статьи
  • 01 июля' 20 | Чтобы помнили

    На поиски погибших в Онежском озере кораблей отправится команда вологодских исследователей.

    179
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.