Тайны старого вокзала

№31 (1132) от 6 августа 2019 г.

Вологодский вокзал в начале XX века был меньше нынешнего, но в течение столетия постепенно прирастал пристройками.

Со зданием железнодорожного вокзала города Вологды связано немало загадок и захватывающих историй.

«Вологодский железнодорожный вокзал: история, фотографии, документы» — так называлась лекция, которую прочитала в Областной научной библиотеке имени Бабушкина пресс-секретарь Вологодского региона Северной железной дороги Лилия Сенченко.

Лекция, построенная на материалах архивных изысканий, вызвала живейший интерес — зал, где она проходила, оказался переполнен.

Разница в десятилетие

«Железнодорожный вокзал — бесспорная достопримечательность нашего города, — сообщила Лилия Сенченко. — Ежесуточно на него прибывает около 200 грузовых и более 40 пассажирских и пригородных поездов. Отсюда отправляются в путь 2700 пассажиров каждый день. Казалось бы, про это важное здание должно быть известно всё. Но на самом деле сложилась удивительная ситуация: фамилия и имя построившего его архитектора практически неизвестны. А год строительства вокзала в большинстве изданий либо не указывается вообще, либо указывается неправильно — 1907-й».

На самом же деле главный железнодорожный пункт областной столицы старше на целых десять лет — он был введён в эксплуатацию в 1897 году. Некоторые историки уже неоднократно указывали на этот факт, стремясь устранить давно сложившееся заблуждение, однако их усилия оказались тщетны.

Тогда Лилия Сенченко решила провести свои изыскания, которые бы подтвердили правоту вологодских исследователей, считающих вокзал более старым зданием, чем принято думать. Ей пришли на помощь сразу несколько учреждений, в том числе Областная научная библиотека имени Бабушкина, Вологодский государственный музей-заповедник и Государственный архив Вологодской области.

В итоге оказалось, что вокзалу действительно 122 года, и он появился в Вологде в том же году, в котором был открыт электрон, изобретён дизельный мотор, родился выдающийся полководец Иван Конев, а Эдмон Ростан и Герберт Уэллс написали: один — пьесу «Сирано де Бержерак», а второй — роман «Человек-невидимка».

Какие ваши доказательства?

Железная дорога пришла в Вологду 20 июня 1872 года. Ветку протяжённостью 196 вёрст от Ярославля до нашего города построили очень быстро — всего за два года.

Первый железнодорожный вокзал, тогда деревянный, был построен на улице Фроловской (ныне — улица Чехова, 40). «Место это находится на такой окраине города, которая ближе других местностей, удобных для постройки вокзала, подходит к той части реки Вологды где пристают суда и пароходы», — написала газета «Вологодские губернские ведомости». Здание сохранилось до сих пор, и идущая от него улица Первомайская действительно ведёт непосредственно к речной пристани.

Весной 1894 года строительство дороги возобновилось — узкоколейка пошла дальше на север, в Архангельск. Старое здание перестало отвечать новым потребностям, и пришлось строить новое, более просторное и долговечное, — каменное.

«На станции Вологда взамен существующего деревянного пассажирского здания будет возведён на новом месте, по продолжении Желвунцовской улицы, каменный вокзал гораздо больших размеров. Теперешний же предназначается исключительно под товарную станцию», — сообщили «Губернские ведомости» 16 июня 1895 года.

А в августе 1897 года появилась новость, что Вологодская городская управа дала разрешение на обустройство привокзальной площади и замощение булыжником дороги «от Фроловской улицы до Желвунцовской и далее — до вновь устроенного железнодорожного вокзала».

Найденные в архивах документы дополнительно подтверждают тот факт, что современный каменный вокзал открылся в городе именно в 1897 году. А в докладе министра путей сообщения князя Михаила Хилкова об открытии движения на Вологодско-Архангельской железнодорожной линии прямо указано, что эта линия, в том числе станция Вологда, введена в эксплуатацию 28 ноября 1897 года.

Лилия Сенченко провела серьёзную научную работу, подтвердив, что вок­зал на 10 лет старше, чем считалось.

Кто и как?

Нередко в книгах, СМИ и Интернете можно увидеть мнение, что вологодский вокзал был возведён по проекту санкт-петербургского архитектора Владимира Щуко. Однако перенос даты строительства здания в прошлое делает эту версию недостоверной.

«Мы точно можем это утверж­дать, потому что в 1896 году Владимир Щуко только окончил реальное училище и летом поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств на архитектурное отделение», — объяснила Лилия Сенченко.

Станция Вологда относилась к станциям второго класса, которые строились по типовым проектам, и архитекторы большинства из них так и остались неизвестны — в документах сведений о них почти нет. Не стал исключением и наш вокзал — имя и фамилия его создателя до сих пор остаются загадкой.

Однако известны фамилии тех, кто принимал и одобрял проект вокзала, — это начальник технического отдела Вологодско-Архангельской железнодорожной линии Виноградов и инженер-механик, отвечавший за вентиляцию, канализацию и отопление зданий, Тимахович.

«Зато мы знаем того, кто спроектировал первую пристройку нашего вокзала, — говорит Лилия Сенченко. — Им стал архитектор Валентин Дубовской».

Пристройки, цвета и фотографии

Пристроек у вологодской железнодорожной достопримечательности было немало. Первый проект расширения пассажирского здания на станции Вологда датирован 1906 годом — к нему пристроили ещё одно двухэтажное крыло. Затем рядом с вокзалом появилось одноэтажное здание почты, над которым в 1931 году надстроили второй этаж, а в 1940-е годы почта стала с вокзалом единым целым. Последнюю пристройку к зданию сделали в 1987-1988 годах, и оно окончательно приобрело современный вид.

Интересно, что на протяжении всех 122 лет вокзал регулярно менял свои цвета: до революции он был тёмно-коричневым с зелёными крышами, затем становился то красно-оранжевым, то зелёным, то нежно-серо-голубым, то абсолютно белым.

А сотрудник библиотеки имени Бабушкина Наталья Швецова поделилась со слушателями историями, которые происходили на вологодской железной дороге в дореволюционный период. Выяснилось, что одними из постоянных проблем вокзала тогда были мусор и воровство, некоторые кондукторы за небольшие взятки провозили зайцев, а пассажиры поездов периодически бросали из окон вагонов в проходящих мимо людей яичной и ореховой скорлупой или даже, хулиганя, останавливали состав, дёргая за сигнальную верёвку.

За всё время своего существования здание повидало многое: в 1918 году сюда прибыли из Петрограда иностранные дипломаты, тогда как отряды латышских стрелков, наоборот, отправлялись отсюда на войну. В годы Великой Отечественной через него шли военные эшелоны и санитарные поезда. В 1958 году Вологда встречала здесь студентов-целинников, в 1967-м — Леонида Брежнева, а в 2011 году — французского артиста Пьера Ришара.

Вокзал и до сих пор радушно встречает всех, кто приезжает в областную столицу.

584
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 08 мая' 19 | Культпросвет

    Сотрудник Музея-квартиры Василия Белова рассказала про то, о чём в книгах не напишут.

    300
    0
  • 13 февраля' 19 | Нераскрытые тайны

    За свою многовековую историю Вологодчина по меньшей мере дважды пережила страшные катаклизмы, обрушившиеся прямо с неба. Одно время считалось, что это были метеоритные дожди, но, похоже, всё далеко не так однозначно.

    470
    0
  • 24 августа' 18 | Как это было

    Если бы в 1918 году Вологда восстала одновременно с Ярославлем, российская история могла бы пойти совершенно по другому сценарию.

    379
    0
  • 16 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Необычная находка на реке Шексне осенью 1962 года могла пролить свет на не имевшие документальных подтверждений легенды, гуляющие окрест по сей день. Но...

     

    601
    0
  • 21 августа' 19 | Чтобы помнили

    Журналист «Премьера» Владимир Пешков побывал в местах, где его дед заканчивал Великую Отечественную войну почти 75 лет назад.

    51
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.