Тонкое искусство

№45 (1249) от 16 ноября 2021 г.

Александра Невского и Кощея Бессмертного встретят вологжане в мастерской Пантелеева.

В мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева 10 ноября открылась выставка «Сказка в лаковой миниатюре» (0+). В зале мастерской представлены 26 единиц лаковой миниатюры из фондов галереи. Волшебные ларцы, пудреницы и шкатулки с изображениями сказочных, былинных и исторических героев сделаны в технике папье-маше и расписаны вручную. При этом роспись – относительно простой этап в этом трудоемком процессе, который может занимать несколько месяцев.

«Технология очень сложная – это ювелирная работа от изготовления формы до росписи. Сама форма выполняется из картона или деревянной основы. Укладывается несколько слоев, всё проклеивается. Следующим этапом формы около суток пропитываются льняным маслом, высушиваются около 15 суток. Затем форма разрезается (заготовка изначально рассчитывается сразу на четыре изделия). Например, если нужна круглая шкатулка, то заготовка делается в форме трубы и разрезается на четыре таких «бочоночка». Дно вклеивается после. Изделия несколько раз покрывают лаком, высушивают в печах при стоградусной температуре. Много труда уходит на изготовление мелких деталей, замков и петель», – рассказывает куратор выставка Марианна Мурашева.

После того как на форму нанесены роспись и лак, изделие еще дополнительно промазывается салом и в течение часа натирается вручную так, чтобы лак распределялся равномерно и поверхность была ровной и гладкой.

Искусство лаковой росписи зародилось в Китае. В России еще в XVII веке стали появляться расписные предметы интерьера из Поднебесной. | Фото Алины Махлиной

От козырьков до табакерок

В экспозицию вошли предметы из традиционных центров, где издревле процветало искусство лаковой росписи – это Федоскино (Московская область), Палех (Ивановская область), Холуй (Ивановская область) и Мстёра (Владимирская роспись).

У каждого промысла существуют свои отличия по орнаменту, выбору фона. Например, федоскинские мастера могли писать на белом фоне, палешане в основном на черном фоне с использованием сусального золота. В отличие от Федоскина, остальные школы шли от иконописи. Характерные приемы построения перспективы и композиции читаются в изделиях Холуя, Мстёры, Палеха.

Федоскинский промысел – самый ранний. Она зародился еще в конце XVIII века. Началось всё с местного купца Петра Коробова, который занимался производством лаковых козырьков для армейских головных уборов. Позже ассортимент расширили за счет табакерок. На них наклеивали покрытые лаком гравюры. Но большую популярность эти изделия обрели, когда предприимчивый зять купца заменил гравюры росписью и выбрал сюжеты, более близкие русскому человеку: чаепитие, тройка.

Подобные сцены можно увидеть и на работах мастера федоскинской миниатюры Татьяны Дмитриевой.

«Ее работы отличаются от других мастеров, у которых письмо в основном дробное, используются многофигурные композиции. Татьяна Дмитриева концентрирует внимание на двух фигурах, но прописывает их подробно. На ее работах видно каждую складочку костюма, платья, много мелких деталей. У нее подход, более свойственный живописцу. Даже если ее роспись увеличить в масштабах, она нисколько от этого не пострадает. Художница деликатно подбирает цвета. Для ее работ характерны мягкие, плавные линии», – отмечает Марианна Мурашева.

Предновогодняя сказка

Свои произведения Вологодской картинной галерее подарили мастера, участвовавшие во Всероссийской выставке декоративно-прикладного искусства, которая проходила в Вологде в 2008 году. Впервые эти экспонаты можно увидеть вместе в одном зале.

Невесомые изделия из папьемаше дополняют лакированные железные подносы с сюжетной и цветочной росписью. Эти шедевры создали жостовские мастера (из деревни Жостово, Мытищинский округ Московской области). Хотя вместо них на стенах могли висеть и павловопосадские платки, которыми пополнились фонды галереи также после Всероссийской выставки. Однако сочетание жостовского промысла с лаковой росписью оказалось выигрышней.

«Остается не так много времени до встречи Нового года. Мы уже активно к этому готовимся и решили представить такую нарядную выставку, чтобы поднять людям настроение и создать праздничную атмосферу», – говорит Марианна Мурашева. В витринах можно встретить знакомых с детства героев сказок: Шемаханскую царицу, жар-птицу, Царевну-лягушку. Отдельный стенд посвящен историческим личностям Александру Невскому и Ярославу Мудрому.

«Вологда – город, где существует народное искусство. Художественный музей нашего города не может не иметь в коллекции предметов народных промыслов. Поэтому вполне понятно, что наш музей собирает традиционные изделия, и не только вологодское кружево. Настал интересный момент, когда можно, не выезжая за пределы региона, увидеть произведения мастеров со всей России», – обращает внимание главный хранитель фондов Вологодской областной картинной галереи Любовь Соснина.

Выставка продлится до 15 января 2022 года.

78
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.