Третий вариант

№48 (1149) от 3 декабря 2019 г.

Все три известные на сегодняшний день варианта «Охотников на привале» (на репродукции — николаевская версия) практически не отличаются друг от друга, разница лишь в оттенках цвета. Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. В образе иронично усмехающегося лежащего охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. | Репродукция с сайта wikimedia.org

Неизвестную авторскую версию самого знаменитого полотна Василия Перова «Охотники на привале» приютил, сам того не ведая, украинский музей, основанный в память о художнике-череповчанине.

Картина хранилась там с 1984 года, но до последнего времени считалась лишь чьей-то копией.

Он же памятник!

В 1914 году в городе Николаеве членами местного общества любителей изо­бразительных искусств в качестве памятника родившемуся в Череповце художнику Василию Верещагину открыли картинную галерею, которая существует по сию пору и называется теперь Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина.

Увековечить имя нашего земляка захотели потому, что художник неоднократно бывал в Николаеве: николаевско-украинский период жизни нашего земляка связан с русско-турецкой войной 1877 года. Узнав о начале военной кампании, Верещагин незамедлительно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командование причисляет его к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Летом того же года, находясь на борту миноносца «Шутка», художник получает тяжёлое ранение во время атаки на турецкий пароход: неприятельская пуля попала ему в бедро...

Первая коллекция музея была размещена в бывшем доме гауптвахты военного ведомства и включала произведения, переданные Академией художеств, Русским музеем, а также личные вещи, присланные вдовой Верещагина Лидией Васильевной.

За 105 лет своего существования музей несколько раз переезжал, постоянно расширяя свои экспозиции, а во время фашистской оккупации был разграблен. Тем не менее он продолжал жить. В 2002 году музей был отмечен золотой медалью Российской академии художеств и Благотворительного фонда сохранения наследия В. В. Верещагина за реставрацию произведений художника, сохранение и популяризацию творчества мастера.

Вновь тучи начали сгущаться над музеем уже в наше время, когда новые украинские власти начали массовую кампанию по десоветизации. В одном только Николаеве специальным постановлением городского головы от 19 февраля 2016 года переименовали более 120 улиц, переулков, парков и площадей. А в конце весны того же года представители одной из местных националистических организаций стали требовать переименовать и художественный музей. В вину нашему земляку ставилось то, что в своих картинах он якобы прославляет силу русского оружия.

Однако «общественная петиция» украинских националистов за пере­именование собрала всего 90 подписей: подавляющее число горожан высказались за сохранение в названии музея имени Василия Верещагина.

Но вернёмся чуть назад, в 1984 год. Именно тогда в музей поступила картина, которая на протяжении 21 года хранилась как копия неизвестного художника с работы Василия Перова «Охотники на привале».

Автопортрет Василия Перова, выполненный в 1870 году. В конце 1881-го тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали здоровье мастера, и на 49-м году жизни он скончался от чахотки в маленькой подмосковной больнице. Художник был похоронен на кладбище в Даниловом монастыре. | Репродукция с сайта wikimedia.org

Гений с чужой фамилией

Драматична судьба Василия Перова, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы мещанина Иванова, Акулины Ивановны. Даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему права ни на фамилию, ни на титул отца. Поэтому «рождённому во грехе» ребёнку дали фамилию... трактирщика, который согласился стать его крёстным, — Васильев.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашённого в их дом художника, реставрировавшего портрет. Очарованный «волшебством живописи», мальчик сам начнёт рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок-учитель нарёк Васю Перовым. Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя.

Его творчество не забыто: работы экспонируются в крупнейших музеях, а репродукции самой известной — картины «Охотники на привале» — часто дарят любителям побродить по лесу с ружьём. Между тем полотно это своим появлением едва не вызвало скандал.

Анекдот в трёх экземплярах

Василий Перов был страстным охотником. В 1870-х годах он создал так называемую охотничью серию: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля».

Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле, безусловно, стала картина «Охотники на привале». Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики: критик Владимир Стасов и писатель Фёдор Достоевский, например, восхищались работой, а сатирик Михаил Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций.

Сам художник считал, что изобразил... анекдот.

Полотно, написанное Перовым в 1871 году, сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 году специально для императора Александра ІІІ, — в Русском музее в Санкт-Петербурге.

И хотя Перов, как и прочие художники того времени, ради денег не прочь был собственноручно сделать повторение своей работы, никто не знал, что существовала ещё одна версия знаменитой картины.

В 2009 году решением Президиума Академии искусств Украины Николаевский областной художественный музей имени В.В. Верещагина (на снимке — современное здание музея) был награждён серебряной медалью за пропаганду искусства и заслуги в эстетическом воспитании молодого поколения. | Фото с сайта wikimedia.org

Открытие шедевра

Ещё в 1984 году при поступлении в Николаевский музей «Охотников на привале» реставратор Дмитрий Боляков осторожно выразил предположение относительно авторского повторения. Но это была лишь догадка, которую 20 лет никто не воспринимал всерьёз.

Только в 2004 году, когда во время пребывания в Николаеве известный киевский реставратор Н.Ф. Титов заявил о принадлежности полотна и красок ко второй половине ХІХ столетия, картину решили тщательно исследовать и отправили в Москву.

В Третьяковский галерее сравнили грунты и краски, которые использовал Перов, образцы подписей (на полотне имеется авторская подпись — считалось, что неизвестный подражатель скопировал и её). Всё совпадало. А сравнение рентгеновских снимков с работы Перова в Москве и варианта в Николаеве ещё раз подтвердило, что в украинском музее на протяжении более двух десятилетий хранилось авторское повторение всемирно известной картины.

Летом в 2006 году отреставрированный третий вариант картины Перова «Охотники на привале» вернулся в Николаев. Отныне возрождённый шедевр экспонируется в третьем зале постоянной экспозиции Николаевского областного художественного музея им. В.В. Верещагина.

Получается, наш земляк «спас» неизвестный вариант, казалось бы, всем известного полотна.

313
0
Похожие статьи
  • Когда в июне 1944 года уроженца города Шенкурска Архангельской области Льва Ивановича Елизарова (1926-2017) призвали в армию, при росте 152 сантиметра он весил всего 42 килограмма. Живой «скелет» на передовой был бы только обузой, а потому его откомандировали сперва в Вологду — поправить здоровье. О своих вологодских впечатлениях ветеран рассказал лишь много позже в письмах дочери, живущей сейчас в Австралии.

    192
    0
  • 02 октября' 19 | Культпросвет

    Музыкальная библиотека города Череповца на улице Строителей примечательна тем, что здесь расположен единственный в России Музей Александра Башлачёва.

    189
    0
  • 26 декабря' 18 | Чтобы помнили

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагает рассекретить все «политические» дела времён сталинских репрессий.

    204
    0
  • 24 апреля' 19 | След в истории

    Романтизированный «Юноной» и «Авось» Николай Резанов на самом деле был расчётливым прагматиком, даже после смерти сумевшим втянуть в опаснейшее предприятие тотемского искателя приключений Ивана Кускова.

    179
    0
  • 06 ноября' 19 | Нераскрытые тайны

    В сентябре 1929 года на Вологодчине развернулись настоящие боевые действия, о которых сейчас не принято вспоминать. Дело дошло до захвата Грязовца и наступления на Вологду со стороны станции Сухона, где высадился десант противника. А через неделю враг... исчез.

     

    293
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.