Тревожные звонки

№33 (1134) от 20 августа 2019 г.

Детский телефон доверия, работающий на Вологодчине вот уже десять лет, помогает решать жизненные трудности как детям, так и взрослым.

Детский телефон доверия с единым общероссийским номером 8-800-2000-122 начал работать в Вологодской области в 2010 году и сразу оказался востребованным. 

Уже в следующем, 2011 году по номеру позвонили более 7,5 тысячи человек, и все получили ту или иную нужную им помощь.

Число звонков неуклонно растёт: только в первом полугодии этого года на телефон поступило 4180 обращений, половина из которых — от детей и подростков, а остальная – от взрослых.

«Психологическая помощь консультантов детского телефона доверия – это важный фактор профилактики неблагополучия в семьях, предотвращения стрессовых и суицидальных настроений несовершеннолетних, защиты прав детей и укрепления семьи, — сообщили нам в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Феникс». — Эта деятельность даёт возможность детям и родителям получить бесплатную психологическую помощь, снять остроту психоэмоционального напряжения и переживаний, которые испытывает звонящий в данный момент, уберечь юного или взрос­лого собеседника от опрометчивых и опасных поступков».

На что жалуетесь?

«Детей, которые звонят на телефон доверия, волнуют отношения с родителями и школьные трудности. Подростки нередко обращаются в связи с любовно-романтическими переживаниями, — сообщила «Премьеру» Татьяна Лапина, руководитель Службы правовой и психологической помощи благотворительного фонда «Дорога к дому». – Родители преимущественно интересуются тем, как правильно общаться с ребёнком, находить с ним общий язык. Кроме того, их беспокоят изменения, происходящие в характере и образе жизни сына или дочери, — от возникновения компьютерной зависимости до общения с сомнительными компаниями». 

По сравнению с первым полугодием прошлого года почти вдвое возросло количество звонков, связанных с буллингом – травлей и преследованием одних детей другими. Он может быть как индивидуальным, так и групповым, как физическим, так и психологическим, а нередко сочетает в себе все эти формы. Специалисты пока не разобрались, с чем связан такой всплеск обращений, поэтому не торопятся с выводами. Впрочем, определённые предположения у них есть.

«К сожалению, сегодня во многих школах воспитательная работа с учениками ведётся недостаточно активно, — говорит Татьяна Лапина. – Внеурочные совместные мероприятия, которые должны сплачивать ученические коллективы, проводятся довольно редко, потому что рабочая нагрузка на учителей чересчур велика и они не уделяют детям должного времени и внимания. Мало кто интересуется тем, как школьники общаются и взаимодействуют между собой, какая психологическая атмосфера сложилась в классе, как адаптируются в нём новички».

В итоге часть функций, которые ранее возлагались на педагогов, теперь берут на себя операторы телефона доверия.

Крутые разборки в себе

Оператор-консультант детского телефона доверия – работа очень ответственная. Люди, которые хотят им работать, должны соответствовать особым требованиям (например, иметь психологическое образование и стаж работы по специальности), пройти специальное обучение, стажировку и затем сдать экзамен.

Подняв трубку и начав разговор, оператор не имеет права закончить его по собственному желанию — инициатива такого прекращения может исходить только от клиента. Поэтому общение длится до тех пор, пока не решён вопрос, с которым обратился позвонивший.

«Окончательное решение, что делать с имеющейся проблемой, принимает сам человек, мы решать за него не вправе, — подчёркивает руководитель Службы. – Оператор не должен давать никаких жёстких рекомендаций. Он внимательно выслушает абонента, проконсультирует его, постарается разобраться в проблеме совместно, «подвести» его к различным вариантам действий, наметит возможные выходы из ситуации».

К примеру, когда звонит подросток и говорит, что хочет уйти из дома, так как родители его не понимают и не любят, то оператор поинтересуется, почему он пришёл к этим выводам, в чём, на его взгляд, заключаются причины такого положения дел, предложит посмотреть на происходящее с точки зрения папы и мамы и т.д.

В результате звонящие обретают возможность более тщательно разобраться в себе и своих близких, увидеть плюсы и минусы ситуации, её причины и следствия и нередко самостоятельно находят ответы на свои вопросы.

Некоторые люди в процессе разговора вдруг осознают, что главной причиной возникшей у них проблемы являются они сами – точнее, недостатки их поведения, слабые стороны характера, негативные качества личности. И это чрезвычайно важное достижение.

«Хорошо, когда родители в результате такого общения вдруг начинают понимать, что дело не в ребёнке, а в них, что именно они и являются основным источником своих семейных трудностей, — говорит Татьяна Лапина. – Но, к сожалению, подобное случается нечасто».

Помоги ближнему

За прошедшее десятилетие детский телефон доверия доказал свою высокую эффективность. С его помощью удаётся решать даже самые сложные вопросы.

«Однажды благодаря вовремя сделанному звонку удалось помочь девушке-десятикласснице, — вспоминает руководитель Службы оперативной помощи. – Она была отличницей, хорошо вела себя в школе, никогда не жаловалась, и практически никто не знал, что жить ей приходилось в очень тяжёлых условиях. Родители вели откровенно асоциальный образ жизни, в квартире даже было отключено электричество за неуплату, но тем не менее школьница всё равно исправно училась и сдавала предметы на пятёрки. Воспитывала её бабушка, жившая в сельской местности».

Ситуацию удалось изменить лишь тогда, когда на телефон доверия позвонил сосед бабушки по даче, который и рассказал оператору о трудной судьбе подростка.

К решению проблемы тут же подключились все службы фонда. Десятикласснице была предоставлена психологическая и юридическая помощь, её семью «взяли в работу», а бабушке помогли оформить опекунство над внучкой. В результате девушка поступила в один из областных вузов и сейчас благополучно там учится.

«Телефон доверия способен помочь как вам самим, так и окружающим вас людям, которые испытывают трудности: детям и родителям, находящимся в сложной жизненной ситуации, несовершеннолетним, чьи права нарушены, гражданам в кризисном состоянии, — обратилась к вологжанам Татьяна Лапина. – Поэтому не проходите мимо чужих проблем, старайтесь помочь тем, кто нуждается в помощи». 

31
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 17 июля' 19 | Культпросвет

    Многие представители современного поколения, увлечённые гаджетами, видеороликами и компьютерными играми, не любят читать, а когда приходится, делают это откровенно неохотно. Как сделать так, чтобы ваш ребёнок полюбил читать?

    50
    0
  • 27 августа' 19 | ВологдаГрад

    В Вологде открылся «Кванториум» — уникальное учебное заведение дополнительного образования, призванное развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей и массово вовлекать их в научно-техническую деятельность.

    140
    0
  • 20 августа' 19 | Образование

    В Вологодской области начинает формироваться система образовательных учреждений, нацеленных на выявление и развитие одарённых и мотивированных на учёбу детей.

    93
    0
  • 09 января' 19 | Особый случай

    Вологжанка Евгения Дубровская снялась в видеоролике, призывающем родителей не отказываться от детей с синдромом Дауна.

     

    750
    0
  • 09 апреля' 19 | Интересы

    В Вологде состоялся очередной, десятый по счету межрегиональный IT-форум «Современные информационные технологии». 

    645
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.