Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Убитая легенда

№7 (1108) от 19 февраля 2019 г.

В 1925 году в издательстве «Радуга» Михаил Андреев выпустил книжку для детей «Аника-воин» с пересказом предания о хвастливом богатыре. Рисунки к сказке (а это получилась именно сказка) выполнил известный художник-иллюстратор Василий Сварог. | Иллюстрация с сайта fb.ru

Фольклорный герой-хвастун Аника-воин, чьё ставшее нарицательным имя неоднократно встречается в былинах и поговорках, таинственным образом погиб в нескольких верстах от Вологды, и смерть его была страшна.

Ещё долго после этого проходившие мимо его могилы вологжане кидали на это место прутья, чтобы потом с песнями и плясками запалить гигантский костёр. Ибо недоб­рую память оставил после себя Аника...

Вообще-то считается, что Аника-воин — персонаж вымышленный. Филологи уверяют, что корни его похождений сугубо литературные и искать их надобно в... византийских легендах. По крайней мере, это объясняет его необычное для русского уха имя.

Человек, которого не было?

Действительно, в византийском предании о Дигенисе (в русской письменности — Девгении) Акрите говорится о герое, который считал себя всесильным, но был побеждён Смертью. Имя персонажа там упоминается не иначе как с постоянным эпитетом anikitos — «непобедимый» с греческого. Вероятно, русские переписчики сказания сочли этот эпитет именем собственным, посему и вошёл этот легендарный персонаж в книжную культуру Руси как некий Аника-воин — недалекий, задиристый вояка, который хвастает своей силой, но в схватке с серьёзным противником терпит постыдное поражение.

Он часто упоминался в сказках и притчах, его же нередко изображали и на лубочных картинках, текст которых обычно являл собою краткое изложение западноевропейской средневековой «Повести о прении (то бишь споре. — Прим. авт.) живота со смертью», дошедшей до Руси не ранее XVI века.

В отечественном фольклоре «прение» превратилось в былину (вернее, духовный стих) «Аника и Смерть». Речь там идёт об Анике, похвалявшемся своими подвигами вдали от мест сражений, но потом произошло следующее:

«Едет Аника через поле,
Навстречу Анике едет Чудо:
Голова у Чуда человеческа,
Волосы у Чуда до пояса,
Тулово у Чуда звериное,
А ноги у Чуда лошадиныя...»

В общем, это оказалась сама Смерть, пришедшая за хвастуном. Ну, Аника струхнул и стал вымаливать у неё сперва три года, потом год и полгода, обещая горы злата в качестве отступных. Но не поддавшаяся на уговоры Смерть достала невидимые пилы-жала и... покойся, Аника, с миром.

Впрочем, существовала и другая версия этой легенды — что не со Смертью Аника сразился, а просто попытался поднять сумку с непосильной «тягой земной». В общем, заканчивается всё жуткой смертью хвастуна.

Но это в литературе. А в реальности?..

На лубочных картинках XVII-XIX веков всегда показан только момент поединка Аники со Смертью, причём последняя обычно изображается в виде скелета с косой. Но на этом лубке Смерть приняла непривычный облик какого-то чёрного туземца с длинным языком и копытами вместо ног. Правда, вместо одной косы у него целый набор колюще-пыточного инструмента. | Иллюстрация с сайта cameralabs.org

Аника с большой дороги

«В пяти верстах от города Вологды есть пустое, поросшее не очень большим, но густым лесом место, простирающееся впредь на десять верст, которое тамошними жителями называется Аникиев лес. Обыватели сказывают, что в сем пустом месте в старинные времена жил какой-то Аника-разбойник и грабил по оной дороге прохожих и проезжих...»

Так начинает свою версию приключений Аники этнограф Пётр Челищев в «Путешествии по Северу России в 1791 году». Выходит, никакой не воин, а обыкновенный разбойник?.. Вологжане не раз пытались его изловить-изничтожить, но не тут-то было — «не могли его ни живого взять, ни заколоть и ни застрелить». А когда в очередной раз пошли на него толпой, обнаружили, что он уже убит некоей женщиной (самой Смертью, надо полагать). Тело его быстренько зарыли в землю в том лесу неподалеку от большой дороги, «и на могилу его поныне все прохожие и проезжие бросают что-нибудь из лесу. Обросшая же землёй пещера, в коей он жил, и поднесь ещё, сказывают, видна...»

Итак, в 1791 году и могила, и жилище бандита с большой дороги имелись в наличии. Впрочем, известный собиратель былин и народных песен Пётр Киреевский в 1862 году писал куда более конкретно:

«За Спасо-Прилуцким монастырём, верстах в десяти от Вологды, начинается Аникинский лес. Аника был ужасный разбойник и жил в этом лесу, некогда дремучем и непроходимом, кроме одной дороги в Белозерск, называемой и теперь Оникиевской. В лесу есть пустыня Заоникиевская. Там в глуши, на полянке, стояла избушка без окон (как у Бабы-яги или Кощея), где жил Аника и откуда ходил на большую дорогу грабить прохожих и проезжих, а иногда и в соседние деревни. Долго жил он и нажил себе всякого богатства, серебра и золота, и каменья самоцветнаго».

Далее описывается встреча Аники со стариком, который с котомкой за плечами шёл поклониться «Соловецким угодникам». Разбойник отобрал котомку, но в ней были лишь узелки с землей, песком да частицами святых мощей. С досады Аника разбросал всё, и старец намекнул, что Бог этого не простит. Разбойник выхватил нож, чтобы расправиться с прохожим, но тот вдруг... исчез. Испугался Аника, бросился к своей избушке с сокровищами, но её тоже след простыл, только лошадь паслась на поляне. Вскочил разбойник верхом, да тут и повстречалось ему Чудо из былины...

В общем, отомстил ему старец.

Проклятая могила

Надо заметить, исследователи «путаются в показаниях», указывая местонахождение могилы Аники-воина: то она в семи верстах от Вологды по Кирилловскому тракту, то в десяти — по Архангельскому...

Учитель-краевед Николай Бунаков точно знал, где могила Аники.  | Фото с сайта vologda-oblast.ruУчитель-краевед Николай Бунаков (1837-1904) говорит, например, о высоком кургане, на который всякий прохожий обязан бросить прут (символ казни, особенно для оборотней и оживающих мертвецов): «Аничка, Аничка, вот тебе вичка». И прибавляет из народных пословиц об Анике наиболее выразительную: «Оникой гладить — щелком свалить»…

А ещё, говорят, существовал особенный день, когда вологжане приходили на могилу и сжигали все набросанные ветки, а потом устраивали на ней гулянки с угощением и плясками — так они изображали радость по поводу кончины разбойника.

Полноте, а был ли Аника? Тот же Бунаков уверен, что «если какой-либо Аника был лицом действительным и известным разбойником, что весьма вероятно, то от него, конечно, возник общий народу русскому образ, а, наоборот, имя знаменитое и повесть общеизвестная перенесена из народного творчества на лицо действительное».

А вот известный наш писатель Владимир Аринин в «Вологодских легендах» утверждает, что празднества на могиле Аники — это дань памяти великому воину. И никаким разбойником, мол, Аника не был.

...Давно забыта дорога к Аниковой могиле. А самого Анику, то ли воина, то ли разбойника, который подвигами своими прихвастнуть любил, нет-нет да и вспоминают. Например, в поговорках: «Аника-воин сидит да воет»...

Так бахвальство пережило незадачливого героя, который нашёл свою смерть в нескольких верстах от Вологды.

154
0
Похожие статьи
  • 19 декабря' 18 | Среда обитания

    Девять лет и больше 10 миллионов рублей потребовалось супружеской паре из Грязовца, чтобы вернуть городу достопримечательность — старую водонапорную башню.

     

    1067
    4
  • 04 апреля' 17 | Жизнь

    6 апреля исполнится 90 лет вологжанке Валентине Ярыгиной, которой посчастливилось увидеть, как жили бы люди по всему СССР, если бы советской власти удалось построить светлое будущее.

    116
    0
  • 02 мая' 17 | Как это было

    Прокуратурой Вологодской области по личной просьбе митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия реабилитированы три священнослужителя, бывший мировой судья и земский начальник Кирилловского уезда и три местных жителя.

    185
    0
  • 10 октября' 18 | Своё — родное

    Самый молодой город Вологодской области Красавино, что в 25 километрах к северу от Великого Устюга, дважды прогремел на весь мир: сперва своими тканями из льна, затем — благодаря подвигу ученика здешней школы, предотвратившего ядерную катастрофу.

     

    601
    1
  • 05 декабря' 18 | Чтобы помнили

    В Интернете появился виртуальный «Музей незатопленных историй Белого озера».

    252
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.