«Украденный» герой

№49 (1150) от 10 декабря 2019 г.

Павел Петрович Бажов (кстати, настоящая его фамилия — Бажев) в 1911 году. До 1917 года он состоял в партии эсеров, потом прим­кнул к большевикам. Именно эти факты его биографии не давали покоя недругам, строчившим в 1930-х годах на писателя доносы. | Фото с сайта wikimedia.org

Кому насолил атаман?

Человек, которого под именем Ермака до сих пор почитают в завоёванной им Сибири, возможно, был родственником владельцев тотемских солевых промыслов.

 

Создатель «Малахитовой шкатулки» при работе над своими знаменитыми сказами специально изменил биографию выдающегося землепроходца, который, по некоторым данным, был выходцем из окрестностей Тотьмы.

Отчаянного разбойника и неустрашимого путешественника сила фантазии писателя и некоторые сопутствующие обстоятельства превратили в романтического уральца — героя сказки.

...В 1940 году в выходившем в Свердловске журнале «Техника смене» был опубликовано произведение Павла Бажова «Ермаковы лебеди» — сказка, основанная на якобы бесспорных исторических фактах.

Ермаковы лебеди — это лебеди Ермака Тимофеевича, покорителя Сибири. Того самого, который, судя по заметке в газете «Вологодские губернские ведомости» от 1899 года, был родом из-под Тотьмы: согласно легендам, имеющим хождение в Вожбальском сельском поселении, что в тридцати верстах от Тотьмы, отец Ермака Тимофей проживал в починке (новом сельском поселении) Тимошкино, а сын его, тот самый Ермак Тимофеевич, — в двух с половиной верстах от Тимошкина, в деревне Слобода (эту версию мы подробно разбирали в статье «Кому насолил атаман?» в номере от 18 июня 2019 года).

Однако «Ермаковы лебеди» дают иную оценку образа русского землепроходца, его новое историческое осмысление, облечённое в форму народной легенды.

Лебединая верность

Согласно сказу Ермак, вопреки общепринятой версии, не был донским казаком, но и к Вологодчине никакого отношения не имел. Ермак — это прозвище (ермаком называли большой котёл), а настоящее имя его Василий Аленин (тут Бажов излагает «факты» из «родословия», имевшего хождение после гибели Ермака; как мы указали в упомянутой статье, историки считают сей опус чистой выдумкой). Родился он на Урале (если верить «родословию» — в Суздале), где вырастил и воспитал пару лебедей, которые потом не раз помогут Ермаку и даже будут спасать его от всяческих напастей.

В сказе Павла Бажова звучит тема лебединой верности. Это верность двух удивительных птиц не только друг другу, но и человеку, с которым свела их судьба. В этой истории раскрывается важная мысль о необходимости сохранять природу и мудро взаимодействовать с ней.

Личный мотив

Но вернёмся к собственно Ермаку. Персонаж-то исторический! Да, Бажов упоминает, что служил он у купцов Строгановых и именно ради них совершил свой беспримерный рейд по Сибири. Однако современные исследователи полагают, что причина похода Ермака — не просто выгодная работёнка, а нечто более личное.

В частности, известный вологодский журналист Анатолий Ехалов, написавший документальную повесть «Дорогами Ермака» и снявший фильм-расследование о знаменитом землепроходце, считает, что к солеварам Строгановым Ермак Тимофеевич попал по другой причине: «Если предположить, что один из сыновей Фёдора Строганова, родоначальника тотемского солеварения и славного рода купеческого, — Тимофей — был отцом Ермака, тогда всё становится понятно».

Выходит, Ермак отправился покорять Сибирь ради родственников? Но Бажова не заинтересовал такой вариант развития событий — у сказки свои законы. Вот только почему Ермак оказался уральцем по рождению?

Почему Бажов решился на заведомую «фальсификацию» биографии героя — ведь ни в одном источнике нет даже намёка на его уральское происхождение?

Причины были. Причём политические.

Правда и фантазии

В воспоминаниях уральского писателя Константина Боголюбова, опуб­ликованных в альманахе «Южный Урал» в 1951 году, имеется свидетельство о том, что Бажов многие годы собирал материалы о подвигах прославленных русских землепроходцев. «Павел Петрович всегда придерживался научного объяснения, — пишет Боголюбов. — Так, например, он отстаивал версию об уральском происхождении Ермака ещё задолго до опубликования своих «Ермаковых лебедей».

Стоит вернуться к тому, как вообще появились знаменитые уральские сказы Бажова.

В парке «Легенды Урала» можно полюбоваться скульптурой Натальи Белобородовой «Ермаковы лебеди». | Фото с сайта izi.travel

В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий, по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно-пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале». Сбор материала поручили Владимиру Бирюкову, который должен был сдать книгу в декабре 1935 года. Но сроки поджимали, и тогда Бажов, ставший редактором сборника, сам написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями историй, которые якобы слышал в 1892-1895 годах. Позже, правда, Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не записывал чужие рассказы, а всё придумал сам...

Вот так, благодаря политическому заказу и «подлогу», и появились первые сказы. Так, может, и Ермака автор сделал уральцем только потому, что хотел популяризовать свои родные места?

Стоит отметить, что Бажов не чурался мистификаций. Широко известна, например, нашумевшая история с якобы прибавленным им партийным стажем, за что писателя по доносу даже исключали из партии (правда, потом восстановили)...

Поэзия мести

В исследовании «Об исторических мотивах в сказах П. Бажова» Роман Гельгардт осторожно замечает: «Подобно... носителям фольклора, которые поэтически осмысляют прошлые события, Бажов нередко представлял исторически возможное, правдоподобное, вероятное как действительно бывшее».

Бажов мог, выступая даже перед профессиональными историками, сказать, что ему хочется привлечь внимание к вопросам, «которые, на взгляд городских стариков моего типа, кажутся неправильно, недостаточно или вовсе неосвещёнными в работах по истории».

«Разбойничество, оставаясь действенной формой протеста угнетённых и неимущих в течение XVIII-XIX веков, не давало угаснуть памяти о Ермаке-разбойнике, — пишет Валентин Блажес в исследовании «П. П. Бажов и рабочий фольклор». — И в горнозаводских преданиях XIX века Ермак превратился в родоначальника всего русского разбойничества, поэтому все, шедшие по его стопам, часто на Урале назывались ермачками».

В сказе «Ермаковы лебеди» Ермак — в первую очередь борец за справедливость. Его уход на «волю» был вынужденным, он стал вожаком вольных людей, которые вершат наказания. Ермак в молодости показан как типичный народный мститель. А если брать в целом сказы Бажова, то можно увидеть в них отражение разных форм мести, считает Валентин Блажес.

И когда в 1942 году писатель Евгений Пермяк превратил сказ «Ермаковы лебеди» в одноимённую пьесу, она получила новое звучание: из романтической сказки о лебединой верности превратилась в апофеоз мести вторгнувшимся в СССР фашистам...

Но наш, «вологодский» Ермак, памятная стела в честь которого воздвигнута под Тотьмой, никому не мстил. Он просто радел за родственников, заступался за родные души.

И за Родину тоже.

324
0
Похожие статьи
  • 08 мая' 19 | Культпросвет

    Сотрудник Музея-квартиры Василия Белова рассказала про то, о чём в книгах не напишут.

    413
    0
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    535
    0
  • 09 января' 19 | Чтобы помнили

    Фотография 6-го выпуска Вологодского епархиального женского училища 1900 года была найдена в Лазаревском храме. Имена и судьбы людей, на ней изображённых, продолжают выяснять настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин и прихожанка храма Анна Широких.

     

    767
    0
  • 23 января' 19 | Нераскрытые тайны

    В апреле 1242 года Ледовое побоище, с блеском выигранное Александром Невским, навсегда пресекло посягательства рыцарей-крестоносцев на Русский Север. Но не всех. Следы одного из них ведут в нынешний Бабаевский район Вологодской области.

    394
    0
  • 28 августа' 19 | Спасти и сохранить

    Одной из сосен Тиуновской рощи в Тарногском районе в нынешнем году исполнилось 400 лет.

    206
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.