Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Унифицируй это

№45 (1249) от 16 ноября 2021 г.

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который изменит систему региональной власти в России.

Законопроект «О системе публичной власти» в первую очередь обсуждают в Татарстане, ведь в случае его принятия президент республики будет вынужден изменить название своей должности. Впрочем, главами будут вынуждены называться все руководители регионов, в том числе и губернаторы. Закон также устанавливает особый режим функционирования органов местного самоуправления в региональных центрах, но в чём это состоит, пока никто не объясняет.

Павел Крашенинников – соавтор многих резонансных законопроектов. | Фото с сайта duma.gov.ru

Коснëтся всех

Истоки нынешнего законопроекта лежат в поправках в Конституцию, которые вступили в силу в июле 2020 года. Споры вокруг наименования должностей глав субъектов идут давно, эта проблема, пожалуй, в законопроекте ключевая, хотя и не единственная важная. «В целях унификации предполагается, что в наименовании должности должно быть слово «глава».

Но с учётом исторических, национальных и иных традиций это может быть и губернатор, мэр – какое-то дополнительное наменование; мы знаем, что у нас в огромном количестве субъектов главы являются губернаторами», – заявил, представляя законопроект, председатель Комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.

Касается это в первую очередь национальных республик, но в большинстве из них этот вопрос отрегулирован ещё десять лет назад. Тогда во многих случаях республиками руководили президенты, но была принята законодательная норма, которая прямо запрещает использовать слово «президент» в наименовании. Она содержится в пункте 5 статьи 18 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Не подчинился требованию закона один регион – Татарстан, которым до сих пор руководит президент Рустам Минниханов. Элиты именно этого региона сопротивляются новому законопроекту сильнее всего.

Причём если татарстанские депутаты от «Единой России» делают это втихаря, то большинство оппозиционных фракций слов не жалеют. Активнее всего защищают должность татарстанского лидера в КПРФ. Артём Прокофьев только что избрался в Госдуму по партийному списку, а до этого был депутатом Госсовета Татарстана. «Унификация наименований, сроков полномочий, детальная регламентация даже процедурных вопросов – всё это элементы унитарного государства, – заявил он во время первого чтения. – По сути, ваш законопроект не только регулирует, но и начинает формировать систему органов региональной власти. Где же самостоятельность субъектов в соответствии с 77-й статьёй Конституции? Если закон будет принят, конституции и уставы субъектов должны будут превратиться в цитатники вашего закона».

Впрочем, КПРФ в целом также высказывается в том же ключе, хотя Артём Прокофьев и оказался главным специалистом по описанию возможной унификации. «Этот закон – последний гвоздь в крышку федерализма в Российской Федерации», – заявил депутат от этой же партии Олег Михайлов, избранный от Республики Коми. Павел Крашенинников заявил в ответ, что Россия не перестанет быть федерацией, просто это будет федерация другого типа: если оппоненты считают её договорной (то есть фактически добровольным объединением регионов), то он уверен, что она – конституционная федерация, то есть скреплённая единым конституционным полем без вариантов.

О бедных мэрах замолвите слово

Если в случае с региональными органами власти всё более или менее понятно, то с местным самоуправлением всё не так просто. «В законопроекте содержится достаточно серьёзная норма о том, что в областных центрах будут некие особенности местного самоуправления, а какие именно, не раскрыты, – заметил Михаил Матвеев из КПРФ. – Не кажется ли вам, что при голосовании в первом чтении нужно эту концепцию раскрыть? Потому что есть ожидание сворачивания местного самоуправления в стране. При этом большинство населения Российской Федерации проживает именно там».

Об этом же говорил депутат от ЛДПР Алексей Диденко.  Он заметил, что в региональных центрах, как правило, ведётся основная стройка, именно их касаются проекты о развитии агломераций и по комплексному развитию застроенных территорий. «Но проектируемой нормой закреплено, что органы государственной власти субъекта самостоятельно осуществляют полномочия в сфере местного самоуправления, в том числе в развитии социальной и инженерной инфраструктуры, – подчеркнул Алексей Диденко. – Вместе с тем в Конституции закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельны и отделены от государственной власти.

Как бы не произошло такого, чтобы либо органы госвласти субъекта, либо органы местного самоуправления не перестали быть самостоятельными?»
Павел Крашенинников никакой ясности внести в эти вопросы не мог, сославшись, что всё необходимое будет отражено в других законах: «У нас основная задача, чтобы все органы власти на разных этажах взаимодействовали, чтобы лучше жилось гражданам и чтобы граждане понимали, что, почему и как функционирует, и чтобы люди могли влиять на принимаемые решения».

Депутат от «Справедливой России», экс-губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын заметил, что законопроект не решает и существующих бюджетных противоречий. Ведь полномочия полным рублём не профинансированы, и этот вопрос тоже необходимо отрегулировать. Павел Крашенинников лаконично ответил ему, что это также вопрос совершенно других законопроектов.

Не всё гладко

В целом во фракциях Госдумы тон был скорее примиренческий. Да, говорили их представители, закон о единой системе власти необходим, но не в таком виде. Представитель КПРФ Юрий Синельщиков уверен, что отмена ограничения сроков нахождения у власти позволит сохранить должности в первую очередь главе Чечни Рамзану Кадырову, мэру Москвы Сергею Собянину, президенту Татарстана Рустаму Минниханову и ряду других региональных лидеров.

«Процедура отрешения от должности губернаторов заметно упрощается. Если сейчас приведены конкретные причины для недоверия, то теперь будет достаточно утраты доверия без конкретизации. То есть для утраты доверия никаких обоснований не требуется», – подчеркнул господин Синельщиков.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что федерация вообще для России неприемлема и что нужно обеспечивать единство территории. При этом главы регионов должны править не более одного срока. Он предложил дополнить законопроект обязательством для региональных парламентов: «Вот вы бы взяли и написали в законе, что любой местный парламент обязан предоставить слово депутату Государственной думы. Этого нет у вас».

Анатолий Лисицын отметил, что сейчас главное в региональной повестке – бедность населения в целом и бедность среды обитания: «Безусловно, новый закон нужен, но без дополнительного решения целого ряда проблем он будет также пробуксовывать. Можно переименовывать должности, можно наделять разными полномочиями, но если не будет должного финансирования, всё останется так же. Населению трудно будет проверять, как работает закон, если полномочия не исполняются».

Экс-мэр Якутска, депутат от партии «Новые люди» Сардана Авксентьева заявила, что законопроект поставит региональную власть «под контроль безымянных московских клерков». Страна, по её словам, очень разнообразна, а законопроект это разнообразие уничтожает.

«Я работала мэром и точно знаю, что когда полномочия передаются без спроса и денег, систему перекашивает, – сказала она с парламентской трибуны. – Законопроект делает губернаторов рабами лампы, не имеющей волшебной силы. Они не смогут управлять процессами становления власти на местах. Мнения во фракции разделились. Одни из нас верят, что мы будем услышаны, а другие – что законопроект нужно переписывать полностью и в существующем виде он не может быть принят».

303
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.