Уроки экстремального вождения

№15 (1116) от 16 апреля 2019 г.

Статистика по России тоже неутешительна: из порядка 10 с небольшим миллионов выпускников автошкол страны, сдававших на права в прошлом году,  лишь чуть больше 2 миллионов получили заветный документ с первого раза. Большинство «срезалось» на практической части — езде по городу. | Фото с сайта profi196.ru

ГИБДД бьет тревогу: только 9% начинающих водителей Вологды сдают теорию и практику вождения с первого раза. 

Таковы результаты исследования, которое провело региональное управление ГИБДД. 

Согласно его данным, из 762 жителей областной столицы, сдававших квалификационные экзамены в инспекции в первом квартале 2019 года, успешно прошли испытание с первого раза (и теорию, и практику) только 67 человек. По мнению госавтоинспекторов, это говорит о низком качестве подготовки будущих водителей.

Интересно, что если взять Вологодскую область в целом, то средняя доля людей, сдавших экзамены с первого раза, заметно выше — 16%. Таков же удельный вес «отличников» и в Череповце.

Причем это вовсе не значит, что все остальные ученики автошкол успешно проходят испытания с последующих попыток — второй, третьей, четвертой и т.д. Большинство из них в итоге вообще не получает права. По данным ГИБДД, в 2018 году доля тех, кто успешно выдержал экзамен с первого, второго, третьего и последующих раз, в нашем регионе составила 35%. Остальные две трети просто опускают руки и больше на экзамен не являются, зря потратив на обучение время и деньги.

В Вологде ситуация еще хуже: только 26% справляются с экзаменом с любой попытки и получают права, а три четверти не сдают и остаются ни с чем. И это притом что на сегодняшний день водителей в городе готовят 29 школ.

Учет и контроль

Проанализировав ситуацию, городское управление МВД разработало новую концепцию приёма квалификационных экзаменов на право управления автомобилями. 

Она призвана стимулировать автошколы областного центра к повышению качества обучения водителей.

«Экзаменационное подразделение ГИБДД будет вести рейтинг, позволяющий определить наиболее эффективные автошколы. Таким образом, планируется включить учебные заведения в соревновательный процесс, — гласит официальное сообщение инспекции. — Верхние строчки в таблице обеспечат автошколам деловую репутацию и, как следствие, заработок. Также эффективные автошколы получат дополнительные места на экзаменах для своих выпускников».

«Рейтинг рассчитывается по следующему принципу. В апреле 2019 года мы можем принять 614 дополнительных экзаменов по категории «B», — пояснили «Премьеру» в Госавтоинспекции. — По пять мест будет выделено каждой автошколе независимо от результатов ее работы. 29 городских школ умножаем на пять — это 145. Оставшиеся 469 мест делим на 67 (количество людей, успешно сдавших экзамен с первого раза) и получаем коэффициент «семь». После чего этот коэффициент умножаем на число тех, кто сдал на права с первой попытки в конкретной школе, и получившееся число прибавляем к пяти. Именно столько мест будет дано этой школе на дополнительном экзамене».

К примеру, если из 23 учеников какой-то автошколы успешно прошли испытание с первого раза только трое, то на допэкзамене данная школа получит 26 мест (3 х 7 + 5).

«Выбор автошколы — задача непростая, но многие люди выбирают учебное заведение по принципу «поближе и подешевле», — считают в ГИБДД. — Однако, как показывает практика, это не самый правильный подход. При выборе автошколы необходимо учитывать статистику, насколько успешно ее выпускники сдают экзамены».

Автошколы в Вологде, как правило, обеспечены необходимым наглядным материалом и даже тренажёрами. | Фото с сайта gis.com

Другое мнение

«Не могу сказать, что школы учат плохо. Считаю, что в большинстве из них уровень обучения достаточно высокий. А то, что сдают с первого раза далеко не все, так это как и на любом экзамене: отличников всегда гораздо меньше, чем сдающих на другие оценки, — сообщил «Премьеру» руководитель одной из вологодских автошкол. — Многое зависит от материально-технического состояния конкретной организации: наличия автотренажера, кабинетов, площадок. Нужно учитывать также психологический фактор, который повышает волнение учеников. Например, внутренний экзамен у нас многие сдают с первого раза, а вот экзамен в ГИБДД с первой попытки сдает уже гораздо меньше учащихся. Хотя это те же самые люди, просто они волнуются».

По его мнению, серьезно влияет на показатели учебы даже состояние дорог в городе. Начинающие водители ездят по улицам, где плохая разметка, не везде установлены или плохо видны дорожные знаки, недостаточно отрегулировано движение на перекрестках. Если привести всё это в порядок, то вологжане станут лучше ездить и сдавать экзамены.

«Средний уровень подготовки вполне достойный, — согласен руководитель другой автошколы города. — В нашей школе на внутреннем экзамене ученики проходят площадку практически идеально, а на экзамене в ГИБДД ее сдают уже не все. Это человеческий фактор: люди переживают, волнуются. Что же касается города, то его часто не сдают, потому что учат правила по карточкам — механически и частично, а не полностью и осознанно. Кто учит только карточки, тот потом не может даже вокруг парка проехать».

С его точки зрения, сдавать экзамен в ГИБДД объективно тяжело, поскольку сдавать нужно и теорию, и площадку, и город одновременно. Некоторые ученики даже плачут после сдачи — настолько большой стресс они испытывают. Поэтому сдавать экзамены лучше поэтапно.

«Есть и еще один фактор. Мы совсем недавно сдавали экзамен в городе, и у нас три раза чуть не случилось ДТП из-за недостойного поведения опытных водителей, — считает руководитель школы. — Они часто провоцируют начинающих: подрезают, торопят сигналами, из-за чего новички впадают в ступор и совершают ошибки».

Некоторые ученики даже плачут после сдачи — такой стресс они испытывают.

Деньги или качество

«Для некоторых автошкол главное — это заработать деньги, а не сделать из людей хороших водителей, — считают в ГИБДД. — Они берут небольшую плату за обучение, 15-17 тысяч рублей, и за ее счет выходят «на ноль». А остальные деньги, порой до 20 тысяч рублей с человека, получают за счет дополнительных занятий. Или вместо полутора-двух часов занятий в сутки дают час-полтора, экономя на бензине, амортизации и т.д. Таким школам выгодно, когда у них большой «хвост» несдавших».

«Сейчас многие на нашем рынке работают на бизнес и только часть — действительно на обучение, — согласен руководитель одной из автошкол. — Адекватная стоимость услуг школы составляет сегодня в среднем 25 тысяч рублей. Если она гораздо ниже, то говорить о высоком качестве обучения сложно, так как этих денег едва хватит на бензин. Чтобы понять, действительно ли автошкола хорошая, надо узнать, как давно она на рынке, и посмотреть на результаты её работы».

«Сложившуюся обстановку можно назвать неблагоприятной. Низкое качество образовательных услуг в автошколах приводит к ухудшению ситуации на дорогах, росту числа ДТП и гибели людей, — отмечают госавтоинспекторы. — Главной целью обучения должно стать приобретение навыков управления транспортом при любых обстоятельствах и условиях, а не заучивание карточек и «накатывание» маршрутов. Школы должны прививать будущим водителям навыки безопасного управления автомобилем, учить их правильно оценивать дорожную обстановку и предвидеть опасности. Поэтому рейтинг полезен всем: и ученикам, и учителям. Он призван повысить качество обучения и улучшить ситуацию на дорогах».

Люди говорят

«У меня был прекрасный инструктор, без которого я ни в жизнь бы не освоила управление авто, — вспоминает волог­жанка Екатерина. — Научил с ноля, полностью с чистого листа. Правда, когда я сдала, он был удивлён».

 

«Очень многое зависит от человека, который учит тебя водить машину. Я училась вождению в 2007 году, и инструктором был мальчишка только после армии. Его звали Василий, — говорит еще одна жительница Вологды. — Из всего потока в автошколе сдали на права с первого раза только те, кто учились у него».

 

«В ту автошколу, куда я ходил, не советую записываться больше никому, — недоволен Владимир Гончаров. — Инструктор очень редко объяснял, что, как и почему надо делать, почти не давал полезные советы, не разбирал итоги урока. Упражнение «эстакада» он со мной вообще не прошел, сославшись на нехватку времени. На самом деле просто хотел заработать денег за счет дополнительных занятий. В итоге теорию я сдал на отлично, а площадку откровенно завалил. Пришлось потом идти в другую школу, где отношение к ученикам было совершенно другое, как небо и земля. Там я всё успешно сдал».

 

«Обучение в автошколе стоит 20 тысяч рублей, пересдача — еще пять-семь тысяч. Некоторые инспектора ГИБДД в доле, по­этому валят почти всех, — уверен человек, пожелавший сохранить анонимность. — Отдельные люди сдают по пять-шесть раз, и у них набегает приличная сумма».

 

«Обычно кандидат в водители валит себя сам, — предполагает Дмитрий из Вологды. — Инспектор не виноват, что ты поворотник не включил или пешеходов не пропустил. Так что учитесь, учитесь и еще раз учитесь».

 

«Всё зависит от инструктора. Там, где я учился, у меня был очень хороший инструктор, по имени Михаил. Очень ответ­ственный, строгий и справедливый учитель. Только благодаря ему я сдал с первого раза. А вообще, невозможно завалить ученика на экзамене, если ты едешь по правилам. В машинах установлены камеры, и всё можно обжаловать».

 

«Сдала со второго раза, но первый раз меня никто не валил, просто недостаточно подготовилась и нервничала, — вспоминает Ирина. — Второй раз всё было идеально. Каталась с инструктором по всему городу, а не тупо по маршруту. Инспектор не валил, сидел как навигатор».

 

«Обычно, если ученик не сдает, значит, либо неуверенно вел себя за рулем, либо был не готов, — считает Максим Фёдоров. — За последнее время идиотов за рулем стало гораз­до больше, так что я только за ужесточение обучения. В жизни инструктора со второй педалью тормоза у вас не будет».

 

Из отзывов в социальных сетях

232
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.