Утоли мои печали

№14 (1218) от 13 апреля 2021 г.

Вологодские избиратели в 2021 году ждут от женщин-политиков сочувствия, а не строгости и тщеславия. 

Пандемия коронавируса повлияла не только на экономику, но и на ожидания общества от политиков. Среди вологжан, как и россиян в целом, повысился запрос на женщин-политиков, которые могли бы выслушать, посочувствовать, помочь в сложных жизненных ситуациях. Напротив, образ героини, женщины-воина сейчас востребован меньше. Об этом корреспондент «Премьера» побеседовал с исполнительным директором коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» Евгенией Стуловой, которая в конце минувшей недели представила доклад об образе женщины-политика в «постковидной» реальности.  

Родом из пандемии 

О том, что пандемия коронавируса изменила настроения в обществе, социологи говорят уже не первый месяц. У россиян, сидевших несколько месяцев по домам, возникли дефицит общения, обида на внешний мир и большое количество новых нерешённых проблем практического и психологического свойства. Одновременно изменилось и восприятие политиков, которым уже в ближайшие месяцы предстоит завоёвывать умы избирателей во время кампании по выборам нового созыва Государственной думы.  

«Мы наблюдаем трансформацию образа любого политика, и мужчины, и женщины, в условиях «постковидной» реальности. Как мы это фиксируем? Очень просто: есть социологические инструменты, которые позволяют изучать изменения, происходящие в обществе. Это и экспертные опросы, и фокус-группы, и ряд других способов получить актуальную информацию. И мы видим: приёмы и инструменты, которые работали до пандемии, сегодня не работают или работают иначе», — объясняет Евгения Стулова. При этом специалисты отмечают: общество как никогда готово видеть в Госдуме и на публичных должностях женщин-политиков, однако заметных женских фигур в публичной политике по-прежнему мало.  

Образы политиков ассоциируют с системой архетипов — бессознательных образов и ассоциаций, которые возникают у людей как ответ на некий коллективный опыт, общую память. К примеру, есть классификация архетипов, которую создала американка Кэрол Пирсон. Она выделила двенадцать архетипов, среди которых «Простодушный», «Славный малый», «Воин», «Искатель», «Любовник», «Шут» и так далее. Все эти архетипы вполне применимы в политике. 

 

9-11 апреля прошёл семинар «Образ политика в постковидной реальности». Приглашаем желающих принять участие в следующих семинарах.| Фото предоставлено Евгенией Стуловой 

После пандемии мы фиксируем, что у людей появился спрос на определённые архетипы. «Люди фрустрированы и расстроены, они хотят понимать, что будет дальше, хотят, чтобы о них позаботились, общались с ними, и порой даже не ждут от собеседника дальнейших действий. Сейчас во многих случаях политику достаточно просто прийти и поговорить с людьми, не обещая им ничего этакого — сам факт общения уже имеет терапевтический эффект, правда, подчеркну, это очень временное явление», — рассуждает Евгения Стулова. 

В России не так много образов, которые на практике используют женщины-политики. К примеру, почти нет образа «Заботливая». Однако женщина в таком образе могла бы удачно дополнять публичный образ многих губернаторов-мужчин. Её забота о людях внешне должна проявляться в тональности, в подходе к людям и в умении быть эмпатичной. «Эмоции стали своего рода новой валютой — в постпандемию политикам их можно и нужно показывать, сейчас это важно и востребовано», — подчёркивает Евгения Стулова. 

«ИНСТАГРАМ» И КОТИКИ 

В соцсетях тоже изменения.  Если раньше «Инстаграмы» политиков были чем-то вроде удобной электронной приемной,  то сегодня люди больше хотят личных встреч, и это тоже последствия карантина.  Однако и заходя в социальные сети, люди идут за эмоцией и за реакцией, хотят чувствовать, что не одни, не брошены и кому-то нужны. И тут опять карты в руки женщинам-политикам: именно от них ждут большей эмпатии и проявления этакого материнского здравого смысла, умения разрулить сложные ситуации.  

«Но есть и обратная сторона этой тенденции. Сегодня люди совсем не готовы ждать, когда им ответят на вопрос, они хотят ответа здесь и сейчас. Мы часто слышим, что органам государственной власти нужно реагировать на запросы населения как можно оперативнее, тогда люди на эмоцио-нальном уровне будут чувствовать заботу и оценят их старания по достоинству. Но очевидно, что люди,  устав от ковида, стали менее терпеливыми и хотят не быстрых, а немедленных решений, а аппарат политика вынужден реагировать быстро — и выходит гонка за скоростью ответа, а не за качеством решения проблемы», — объясняет Евгения Стулова. 

Грамотно сформированный образ позволяет избежать нелепых ситуаций и нелепых высказываний — это фактически дорожная карта, которая не дает политику сбиться с пути.  «Если ты правитель, то рамки твоего образа не позволяют тебе вести себя эпатажно, плескать водой в лицо соперника тебе противопоказано, — говорит Евгения Стулова. — И наоборот, если у тебя базовый архетип, например, Шута, то ты можешь позволить себе говорить на публике то, что другим не дозволено. Если твой архетип «Простодушный» или «Ребенок» (фактически случайный человек из народа, дивящийся несовершенству мира и искренне желающий изменить положение, человек без истории побед, но и без антирейтинга), то ты можешь выиграть выборы на контрасте с противником-правителем — такие примеры мы наблюдали в 2019 году на губернаторских выборах (Валентин Коновалов, Хакасия) и позже, когда на волне протестного голосования во власть периодически попадали люди, не обладающие политическим бэкграундом — вспомним историю уборщицы Марины Угодской, победившей на выборах главы администрации Повалихинского сельского поселения Чухломского района Костромской области, или домохозяйки Анны Щекиной, ставшей мэром Усть-Илимска».    

Кстати

Евгения Стулова по просьбе «Премьера» изучила социальные сети, которые ведут вологодские женщины-политики. 

Большинство аккаунтов в социальных сетях вызвали у неё ощущение, будто авторов жестоко ругают за каждое лишнее слово или же они занимаются самоцензурой. А как пример эффективной и корректной работы в новых медиа эксперт отметила соцсети председателя областного Молодёжного парламента Антонины Фёдоровой: «Она действует в рамке новой информационной реальности, использует правильные средства выражения,  говорит с людьми понятным и легким языком, выглядит естественной».

Исследователь также констатирует: у мужчин-политиков и женщин-политиков пропорция личного и обще-ственного контента в социальных сетях сильно отличается.  Рабочая история для политиков-мужчин — когда 80 % публикаций касается их профессиональной деятельности и 20 % — семьи, отдыха, отвлечённых тем. У женщин же всё ровно наоборот: 20 % контента, который  касается политической деятельности, пользователи еще готовы простить, но оставшиеся 80 % должны состоять из легких бытовых тем, которые вызывают положительные эмоции и удовлетворяют любопытство — как устроен быт женщины-политика, похож ли он на мой собственный, чему можно поучиться, а что — обсудить и осудить. Женщине соблюсти баланс сложнее ещё и потому, что от нее больше ожидают,  причем ожидания зачастую очень контроверсивны:  с одной стороны, она должна подчеркивать свой профессионализм и навыки, с другой — выглядеть скромно, не демонстрировать сверхпотребление, роскошь и слишком счастливую и беззаботную жизнь — это часто воспринимается пользователями неоднозначно. Женщина-политик без семьи и детей выглядит в глазах избирателя подозрительно, а женщина, слишком погруженная в семейные дела, — неспособной выкроить время, чтобы решать его, избирателя, текущие проблемы.   

А что вообще не стоит писать в соцсетях? Часто пользователи вспоминают про вездесущие фотографии с кошками, количество которых иной раз превышает пределы разумного. Евгения Стулова отмечает: тут опять-таки идти от образа. Как только политик определится, кто он и кем хочет быть в глазах избирателя, вопросы о контенте в соцсетях отпадут сами собой — образ подскажет.  

107
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 11 февраля' 21 | Политика

    Согласно мнению социологов, протестные явления в России имеют тенденцию к усилению. Но если раньше они носили социальный характер,  в наступившем году протесты вылились в персонифицированную серию.

    61
    0
  • 11 декабря' 19 | Политика

    К выборам 2021 года эксперты ожидают нового витка в развитии партийной системы.

    97
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.