В атмосфере Кафки

№3 (1156) от 28 января 2020 г.

В «Процессе» смогли поучаствовать и зрители. Они оказались вовлечены в действие до самого финала. | Фото Алины Махлиной

Премьера первого в Вологде сайт-специфик-спектакля «Процесс» состоялась в областной библиотеке имени Бабушкина.

Серию экспериментов продолжает вологодский Оккервиль-театр.

Ранее «Премьер» писал о сотворенном в рамках проекта «Где театр?» аудиоспектакле «Слушаю мою Вологду». Зрители, а вернее сказать, его слушатели прогуливались по городу в специальных наушниках и наслаждались историями вологжан, записанными в определенном порядке.

На этот раз театр снова вышел за пределы театрального пространства. Местом действия стала библиотека (здание на улице Марии Ульяновой, 7) .

«Разве мне судить, чьи глаза добрей?» 

(из песни Фемиды)

«Процесс» стал результатом работы Лаборатории физического театра того же проекта. Много внимания в спектакле уделяется пластике, движению, танцу — именно им порой удается выразить то, что неподвластно словам. Хореографию в спектак­ле ставил руководитель вологодской школы танца, призер и участник всероссийских и мировых фестивалей современного танца Денис Шевелев.

В постановке приняли участие актеры разных театров. Их сплотило участие в тренингах и мастер-классах в Лаборатории физического театра. Занятия вели эксперты из Санкт-Петербурга и Вологды.

Спектакль поставлен по одноименному роману чешского писателя Франца Кафки. В его романе «Процесс» описаны события, происходящие в жизни банковского служащего Йозефа К. Он обвиняется в совершении преступления, но что это за преступление, какие против него доказательства, он не знает. Мужчина втянут в процесс, законы которого оказываются за гранью его понимания. Обыденная ситуация превращается в фантасмагорию.

Главный герой обвиняется в совершении преступления, но что это за преступление, какие против него доказательства, он не знает. | Фото Алины Махлиной

«Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного!» 

(из притчи «Врата закона»)

Первое заседание по делу Йозефа К. состоялось в минувшую пятницу.

В «Процессе» смогли поучаст­вовать и зрители — ведь представление начиналось в буквальном смысле с вешалки. Уже стоя у гардероба, можно было заметить мелькающие в коридорах фигуры в строгих костюмах. Одна из них могла пронестись мимо, не одарив вас ни улыбкой, ни взглядом.

Перед представлением чиновница (её роль исполнила режиссёр и педагог театра-студии «Сонет» Ольга Бороздина) выдает вам номер очереди и настоятельно просит не терять его.

«Как в Сбербанке», — бросает кто-то реплику.

В зал не запускают. Фигуры в черных костюмах снуют и хлопают дверьми. От яркого белого света прожектора на стене колеб­лются длинные тени.

«Номер 12!» — раздается по коридорам, и кого-то запускают.

Рефлекторно сверяешься со своей бумажкой — 58, еще не скоро, наверно. Зрители стоят по компаниям. Запускают еще пару номеров, и в конце концов двери распахиваются для всех…

«Действие сразу погрузило в кафкианскую атмосферу — хлопающие двери, пустые разговоры с актёрами в ожидании суда. Спектакль не такой сложный, более современный, чем текст романа. Это напомнило ночные вечеринки с друзьями, если бы их можно было видеть со стороны — захватывающая суета в ожидании вердикта Фортуны у врат Закона, в ожидании похмелья», — поделился своими впечатлениями студент ВоГУ Никита Трушков.

В актовом зале библиотеки звучала живая музыка. Её специально для спектакля написал участник группы «Два Егора» Егор Ефремов.

По словам режиссера Николая Смирнова, в спектакле используется приём отстранения, когда обыденные вещи предстают как бы увиденными впервые. Имя Бертольда Брехта, создателя приёма, даже упоминается одним из героев. «Подход Брехта здесь более актуален, нежели Станиславского, когда зритель просто узнает и принимает на веру происходящее на сцене».

136
0
Похожие статьи
  • 19 ноября' 19 | Театр

    Выездной спектакль «Как быть доброй, когда всё так дорого?» увидели вологжане в японском ресторане.

    33
    0
  • 04 марта' 19 | Театр

    «Со смертью в джунгли пришел страх. С первой кровью — безумие и хаос. Звери больше не ложились спать подле друг друга — каждый со своей стаей»... Спектакль «Маугли. Книга джунглей» показали журналистам в театре кукол «Теремок».

    148
    0
  • 26 марта' 19 | Театр

    «Вы увидите, что будет в конце: 600 человек будут реветь. Вы это увидите. 600 человек — девочек, мальчиков, взрослых женщин — будут реветь», — заявил Юрий Грымов на пресс-конференции в арт-пространстве Fabrica.

     

    203
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.