Марина Чернова

e-mail: marinapremier2016@yandex.ru

В кино с Антоном

№28 (1078) от 17 июля 2018 г.

Кинокритика Антона Долина многие знают по участию в популярном телешоу «Вечерний Ургант». | Фото Марины Черновой

Известный кинокритик Антон Долин обратилсяк вологодским олигархам за помощью в издании журнала «Искусство кино», рассказал, почему его считают высокомерным человеком, и прокомментировал недовольство Бориса Гребенщикова фильмом «Лето»

Выступление кинокритика Антона Долина, известного многим по передаче «Вечерний Ургант», собрало полный зал в «Красном углу».
Антон приехал в рамках кинофестиваля молодого европейского кино «VOICES» и презентовал журнал «Искусство кино», который он возглавил год назад.

Посол кино

«Я посол журнала «Искусство кино». Журнал меня усыновил, это случилось очень давно, когда я только начинал быть критиком. Я познакомился с главным редактором журнала Даниилом Дондуреем на Каннском кинофестивале.

Он мне заказал статью про фильм Ларса фон Триера «Танцующая в темноте». Это был мой первый серьезный опыт в кинокритике, настоящая работа по анализу фильмов.

Не все ликовали, когда я возглавил журнал. Но это был вынужденный шаг. «Искусство кино» — второй в мире киножурнал по своему стажу непрерывного выхода, он издается с 1931 года. Среди его авторов — Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский.

Последние годы журнал переживал очень жесткий кризис. Это только кажется, что я, модный журналист, приду и моментально все поправлю. Но на самом деле это не так. Мы только начали выходить из кризиса. Увы, но журналы и печатная пресса перестали интересовать читателя.

«Мне кажется, я смотрю фильмы так же, как все смотрят. Хороший критик обязан дышать вместе с публикой. Но публика дышит по-разному, и со всеми со­впадать невозможно».

Все учредители издания испарились, и сейчас «Искусство кино» — независимое издание. Иногда мы, конечно, получаем гранты, но зачастую сами стараемся зарабатывать.

Недавно мы сделали гаражную распродажу нераспроданных номеров «Искусство кино». У нас огромный склад журналов, и мы предложили людям их просто разбирать бесплатно или за пожертвования. Акция имела большой успех. Так мы заработали около 100 тысяч рублей.

Затем мы придумали идею краудфандинга, и, хотя надеялись собрать тысяч 800, люди в нас поверили и перевели нам 3,5 миллиона.
Так мы поняли, что у нас есть читатели. Сегодня я горжусь нашими успехами: журнал стал выходить раз в два месяца. По сути это уже не журнал, а такая концептуальная книжка с темами.

От «Синематеки» до бизнес-школы Сколково

«Не все наши проекты одинаково успешны. Их цель — одна. Мы хотим, чтобы журнал был не только изданием, это должен быть проект, который объединяет людей. По­этому мы стали показывать старые фильмы под аккомпанемент живой музыки в проекте «Синематека». На него собираются целые залы.

Сейчас у нас есть своя телепередача, которую мы запустили на ТВ3, и осенью вернемся в эфир.

У меня есть также несколько личных проектов. Например, бизнес-школа Сколково. Для меня это уникальный способ поговорить с людьми из регионов, с топ-менеджерами предприятий Сибири. Этот проект для меня некоммерческий, мы обсуждаем с бизнесменами фильмы, и эти люди мне интересны, это не тупые солдафоны».

Антон Долин стал одной из приглашенных звезд недавно закончившегося в Вологде кинофестиваля «VOICES». | Фото Марины Черновой

Попытка №3

«Мне кажется, я смотрю фильмы так же, как все смотрят. Хороший критик обязан дышать вместе с публикой. Но публика дышит по-разному, и со всеми со­впадать невозможно. Нормальный критик смеется, когда смешно всем остальным, и плачет, когда плачут все остальные.

Критик отличается только одним от людей — тем, что происходит после просмотра. Зритель может описать в соцсети свои впечатления, а критики свои эмоции трансформируют в мысли, затем в слова, а затем составляют текст.

Работа критика начинается после просмотра фильма. Я запрещаю себе, когда смотрю фильм, открывать блокнот и писать. С блокнотом я работаю, когда нужно написать настоящее исследование. Я смотрю фильм второй и третий раз. Мне важны детали, нужно пересмотреть, какой был цвет у обоев».

О музыке в кино

«Сегодня киномузыка переживает кризис. Голливуд никогда от нее не откажется, но особо шедевральных произведений не появляется. Хотя время от времени они есть. Например, в начале этого года вышел фильм «Призрачная нить» с отличной музыкой Джонни Гринвуда, гитариста группы «Radiohead», а премию «Оскар» отдали композитору великолепного саундтрека из «Формы воды».

Я помню, какая была изумительная музыка нелюбимого мной композитора Ханса Циммера к фильму«Интерстеллар».

Но золотые времена, когда Феллини творил с Нино Рота, а Серджио Леоне — с Морриконе, прошли. Когда-то композиторы были в каждой стране — в России музыку к кино писали Вячеслав Вайнберг, Сергей Прокофьев и Дмитрий Шостакович.

«В стране разрушена система образования и отбиты, как поч­ки,
этические нормы в обществе. Люди ходят на фильмы, чтобы развлечься или словить хайп».

Сегодня такого нет. Лучший из современных академических композиторов Леонид Десятников крайне редко пишет музыку для кино, и это на общем фоне немного. Несколько его саундтреков к фильмам «Москва» и «Мишель» многим знакомы».

«Лето»: Рома Зверь — целая вселенная»

«В фильме «Лето» музыка очень интересна, в том числе и фоновая. Это перепетые хиты не только Науменко, Цоя, но и западных композиторов. Я считаю, что фильм раскрыл талант Кирилла Серебренникова и талант Ромы Зверя, который делал саундтрек картины.

Роман продемонстрировал потрясающие актерские данные. Он сделал аранжировки, сам исполнял. Он для меня открылся, как целая вселенная. Я никогда не слышал музыку группы «Звери» и вряд ли начну ее слушать, но у меня теперь уважение к нему на всю жизнь. Это фундаментальная работа на уровне лучших кинообразцов. Не случайно в Каннах дали приз за музыку.

Фильм «Лето» нравится практически всем. Те люди, кому он не нравится, например, Борис Гребенщиков или участники «Кино», начали его ненавидеть, еще его не посмотрев. Если им не нравится, пусть сделают свой фильм. Их недовольство ничего не значит».

Дать автограф зрителю — святое дело. | Фото Марины Черновой

«Voices» и якутское кино

«В авторском европейском кино мне нравится Аличе Рорвахер, итальянка с немецкими корнями. Ей 36 лет, она очень талантлива и ни на кого непохожа. Много интересных режиссеров во Франции и в Румынии.

Обращает на себя внимание якутское кино, которое должно стать путеводной звездой для всего кинематографа. В Якутии оно появилось, так как в регионе — своя культура, этнос и язык. Им нравится делать кино и есть бизнес, которому интересно поддерживать региональное кино.

Я знаю о фестивале «VOICES» c первого года. Сначала мне казалось, что это авантюра — делать международный фестиваль в Вологде. Но начиная со второго года у него появилась своя репутация. Это фестиваль, где Россия оказывается на несколько дней интегральной частью Европы, центром, где существуют те же ситуации, тот же художественный язык, тот же взыскательный зритель. Это очень полезно для России, и этот фестиваль способен жить».

Жалобы разочарованных

«Я получаю много претензий на свои рецензии и от публики, и от творческих людей. Мол, вы хвалили фильм, а нам не понравилось.
Я пишу рецензии только так — «нравится — не нравится». Про­смотр фильма — эмоциональный, чувственный опыт, а не аналитический процесс. Это как плавание в океане, когда вам просто хорошо. Любое взаимодействие с искусством — это сексуальный опыт, в процессе которого ваш мозг не будет анализировать. Весь анализ начнется потом.

Бывает, что с претензиями обращаются и творческие люди, на чьи фильмы я сделал рецензии. Но это происходит редко. У меня есть достоинство и одновременно недостаток — меня невозможно переспорить и переговорить. Некоторые меня искренне ненавидят за это и выводят отсюда другие грехи, что я высокомерен, что мне плевать на всех. Но это не так. Я просто люблю в любую секунду спорить на разные темы — есть ли Бог, есть ли жизнь на Марсе и так далее.

О порке на площади

У разных фильмов — своя специфика и разная судьба. Не надо роптать, не надо ждать, когда Россия превратится во Францию, где авторское кино идет в мультиплексах — там есть налоговые льготы для таких кинозалов. Я надеюсь на многоступенчатое и разнообразное участие государства в киноиндустрии, которое должно поддерживать кино и кинопрокат, а не только те фильмы, которые оно финансировало.

Нужно поддерживать кинотеатры, прокатывающие авторские русское кино. Например, во Франции есть организация, которая помогает всем французским фильмам. Даже если министр Франции по сюжету будет заниматься сексом с ослом, этой картине тоже помогут.
У нас думают, как бы обложить налогом кинотеатры за показ голливудского кино, чтобы спасти русское кино. Конечно, можно обязать ходить на показ русского фильма раз в неделю, корешок от билета показывать в полиции, а в противном случае — штрафовать или пороть на Соборной площади.

Но нельзя думать о публике, как о скоте. Если человек шел на «Мстителей», а ему вдруг будут навязывать картину «Танки», зрители уйдут из кинотеатра. Они будут смотреть то, что им интересно. Почему-то эта простая истина от нашего государства ускользает. Отсюда — запрет фильма «Смерть Сталина» и так далее. Они думают о нас, как о детях в детском саду. Люди сами должны убедиться, что это плохой фильм, если им хочется.

В стране разрушена система образования и отбиты, как поч­ки, этические нормы в обществе. Люди ходят на фильмы, чтобы развлечься или словить хайп. Даже если вы будете стоять с плакатом, что «Война Анны» лучше, чем голливудский «Дэдпул-2», это не поможет.

Но все-таки приятно, что такие фильмы, как «Лето», начинают делать сборы. Значит, как ни крути, а эволюция происходит».

219
2
  • Во-первых "обратился к" написано слитно, во-вторых стоило бы прочесть вначале определение олигархии, прежде чем писать об обращении к этим несуществующим в Вологде людям
  • Спасибо, поправим. Насчет олигархов - Антон же не знал, что их нет. Он надеется на лучшее и, возможно, рассчитывает на череповецких олигархов, которые дружат с вологжанами.
Похожие статьи
  • 09 июля' 18 | Фестивали

    Лучшим фильмом фестиваля молодого европейского кино «VOICES 2018» стал бельгийский фильм «Дом», который получил главный приз — статуэтку-рупор

    93
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.