В Москву

№21 (1122) от 28 мая 2019 г.

В спектакле «Родная мать» некогда дружные родные братья отдаляются друг от друга, и судьбы их складываются по-разному. | Фото музея «Семёнково»

Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

Фестиваль «Theatrum 2019», который пройдет в Москве с 31 мая по 4 июня, — проект совершенно новый и во многом уникальный. Его организаторами стали Институт театра и Благотворительный фонд Владимира Потанина.

Уникальность фестиваля состоит в том, что в нём участвуют спектакли, которые были созданы и поставлены не профессиональными театрами, а сотрудниками музеев на материале музейных коллекций. Впрочем, в ряде случаев они всё же обращались за помощью к представителям театральных коллективов, однако основную часть организационно-постановочной работы выполняли сами.

«Сотворчество музея и театра представляет интерес как свидетельство изменения культурной парадигмы, социокультурной миссии как музея, так и театра, и их отношений с публикой, — информирует пресс-служба «Theatrum 2019». — Такие проекты становятся не только новой формой активности для музея, но и качественно новой формой театральной деятельности».

Свои работы на фестивальной сцене покажут музеи шести городов: Вологды, Екатеринбурга, Москвы, Перми, Томска и Челябинска. Интерес к новому мероприятию оказался так велик, что места на большинство спектаклей (в том числе и на вологодский) закончились уже через 15 минут после того, как была объявлена бесплатная раздача билетов.

Великоустюгская драма

Из Вологды в Москву на «Theatrum 2019» отправятся работники архитектурно-этнографического музея «Семёнково» и молодежного экспериментального театра-студии «Сонет». Они повезут туда спектакль «Родная мать».
Пьесу «Родная мать» написал заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Семёнково» Дмитрий Мухин на основе реальных документов конца XIX века. В основе сценария лежит невыдуманная история одной семьи из Великоустюгского уез­да: матери и двоих её сыновей. Отец недавно умер, и братьям пришлось решать вопрос, как справедливо разделить между собой унаследованное имущество. По мере развития событий отношения между членами семьи обостряются, и её прежние единство и нерушимость оказываются под угрозой.

«Я обнаружил в Великоустюгском центральном архиве судебные документы, датированные 1891 годом, об обстановке, сложившейся в семье Дудниковых, — рассказал «Премьеру» Дмитрий Мухин. — В них сообщалось о том, что сын не кормит ворующую у него мать. Причём сам сын занял позицию: «ворует, и ладно, не нужно мне ничего возвращать», а суд так и не обязал его кормить мать, сочтя, что он поступает обоснованно. Стало понятно, что история намного глубже и интереснее. В результате удалось привлечь другие документы, исторические и этнографические источники и реконструировать историю вполне нормальной любящей семьи».

В спектакле принимает участие только одна профессиональная актриса Любовь Губернаторова, в остальных ролях — сотрудники музея «Семёнково». | Фото музея «Семёнково»

Театр на повети

«В спектакле принимает участие профессиональная актриса из театра-студии «Сонет»  Любовь Губернаторова, исполняющая главную роль, — сообщила нашему изданию режиссёр спектакля Ольга Бороздина. — Остальные исполнители — это сотрудники музея «Семёнково». Спектакль длительностью один час 10 минут идёт на территории архитектурно-этнографического музея уже два года подряд. Артисты выступают в деревянной крестьянской избе, что обеспечивает постановке особую атмосферу. И благодаря этому получилось характерное название «Театр на повети».

«Я и ещё трое работников музея — Юлия Черноусова, Кирилл Дубинин и Анастасия Дурягина — озвучиваем спектакль а капелла [пение без музыкального сопровождения. — Прим. ред.], — сказала нам заведующая музеем «Семёнково» Наталья Киршина. — Ведущий инженер по технадзору Анатолий Перевозников и научный сотрудник Юрий Матвеев играют двоих сыновей, Софья Петрова и Ольга Смирнова — их жён, а Дмитрий Мухин — старосту. Свето- и звукооформителем спектакля стал заведующий отделом реставрации деревянных памятников Степан Анкудинов».

Сошлись во мнениях

«Семёнковская» постановка понравилась и профессиональным критикам, и рядовым зрителям.

«Спектакль назвали «Родная мать», указывая на высокую этическую ценность родства, — отметила известный российский критик Капитолина Кокшенёва. — Любовь Губернаторова в своей героине подчеркивает именно бесконечную силу любви как прощения и поэтически переживает чувство вины. Театр на повети делится теплотой старины, обнажает перед нами костяк мироздания, который зовем мы «дом и семья», преподносит нам урок этики — этики целого, в конце концов удержавшегося любовью внутри себя и не распавшегося на «законные осколки».

«Первые впечатления — очень необычно и самобытно. Мы смотрели «Родную мать» в Семёнкове, и там уже сама атмосфера, обстановка помогают реализовать идею спектакля, — поделилась с «Премьером» Анна Спиридонова из Вологды. — Его смысл стар как мир: значимость семейных уз и семейной преемственности, уважения к своим родителям — матери и отцу. Не знаю, профессиональные ли актёры участвуют в спектакле, но справились они просто замечательно. Особенно актриса, игравшая главную героиню. Она очень точно передала характер и поведение матери — так, что невольно узнаёшь эти черты и в своих родителях. Да и события, что легли в основу постановки, весьма злободневны и по сей день. Невольно вспоминаются похожие случаи из современной жизни».

«Спектакль невероятный по глубине, актуальный до слёз и мурашек, — считает вологжанка Вера Матвеева. — XIX век, российская деревня, обычная семья. Но её история и сегодня находит отклик в душе каждого зрителя, я лично это видела. Это на самом деле очень эмоциональный спектакль, не оставляющий равнодушных зрителей. Советую посмотреть и получить свои впечатления!»

На грани

То, что делает архитектурно-этнографический музей «Семёнково», можно с полной уверенностью назвать культурной инновацией. Его сотрудники, взяв за основу исторические документы, реставрируют прошлое «в динамике» и воссоздают реалии крестьянской России XIX века с помощью театра.

«Наш опыт в этом отношении уникален, хотя мы не единственный музей, который показывает спектакли, — говорит Наталья Киршина. — Музеи всё чаще идут в этом направлении, самостоятельно выбирая источники, которые будут визуализировать. Мы сильно волнуемся перед поездкой в Москву, но одновременно нам очень любопытно посмотреть, что же в итоге получится».

«Сейчас музеи активно экспериментируют на стыке музея и театра, ищут свои решения, и эти решения самые разные, — отмечает Дмитрий Мухин. — Таких музеев пока немного, и мы находимся среди них. Надеюсь, что фестиваль покажет, насколько актуален наш путь взаимодействия, обогатит нас новыми идеями и даст дополнительный импульс к развитию».

86
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 11 декабря' 18 | Фестивали

    IX Международный фестиваль туристических кинофильмов и телепрограмм «Свидание с Россией» прошел в Вологде.

    65
    0
  • 05 апреля' 18 | Театр

    Жюри конкурса премии Щуко и Семенова не смогло определить победителей в четырех номинациях

    140
    0
  • 22 марта' 18 | Театр

    Тема Великой Отечественной войны, развала деревни, проблема брошенных собак — все это увидят зрители первого областного фестиваля самодеятельных театров «Вологодчина театральная»

    189
    0
  • 13 ноября' 18 | Театр

    Первый в Вологде инклюзивный театр марионеток дал премьерный спектакль по мотивам рассказа Антона Чехова «Спать хочется».

     

    117
    0
  • 18 июня' 19 | Фестивали

    Международный фестиваль «Город ремёсел» превратился в праздник, который вологжане ждут с большим нетерпением и который они охотно посещают каждый год, чтобы не только купить себе красивые оригинальные вещи, но и получить хорошее настроение.

    56
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.