В поисках имён

№1 (1102) от 8 января 2019 г.

Фотография 6-го выпуска Епархиального училища и другие снимки, найденные в ходе исследования, будут выставлены в воскресной школе при Лазаревском храме. Цифрами помечены фото, которые даны нами более крупно.  | Фото с сайта vologda-mitropolia.ru

Фотография 6-го выпуска Вологодского епархиального женского училища 1900 года была найдена в Лазаревском храме. Имена и судьбы людей, на ней изображённых, продолжают выяснять настоятель Лазаревского храма протоиерей Алексий Сорокин и прихожанка храма Анна Широких.

Сложность заключается в том, что на фотографии нет ни одной подписи. На данный момент определены 15 из 24-х преподавателей.

«Мы с отцом Алексием хотели узнать, кто на этой фотографии. В «Вологодских епархиальных ведомостях» нашли списки преподавателей и учениц того выпуска. Эти списки публиковались по Вологодской духовной семинарии, по Вологодскому епархиальному училищу и другим духовным учебным заведениям. Среди них оказался священник Лазаревской церкви Николай Пономаревский. Сразу мы не определили, кто есть кто, это только путем долгих сопоставлений», — рассказывает Анна Широких.

Ильинские дневники

Немалую роль в этом краеведческом расследовании сыграли… дневники помощника инспектора Вологодской духовной семинарии.

«Очень сложно было вычис­лить, кто есть кто. Фотографий в Интернете очень мало. Мы обратились в Государственный архив Вологодской области, и там нам очень помог заместитель директора по научной работе Илья Кузнецов. Он предложил нам ознакомиться с воспоминаниями Никифора Александровича Ильинского о Вологодской духовной семинарии. Никифор Ильинский прослужил в Вологодской духовной семинарии более 30 лет, сам ее окончил и потом был надзирателем над учениками. Он после себя оставил обширные воспоминания, где на каждого преподавателя он писал характеристики, некоторые из них сопровождались вклеенными фотографиями: что это был за человек, сколько он служил в семинарии, и кратко, какими личностными качествами обладал», — говорит Анна Широких.

Более 200 фамилий упомянуто в данном документе. Дневники написаны интересно, живым языком. Там можно встретить подробности о том, как жили семинаристы, как проходили праздники, о проводимых музыкально-вокальных вечерах, что ели, как проводили свободное время, как случился в 1881 году пожар в ученических спальнях, как преподаватели реагировали на какие-то вещи. Например, на погром Пушкинского народного дома 1 мая 1906 года в Вологде, в котором участвовали в том числе и студенты-семинаристы, были проверки, потом со студентами велась воспитательная работа.

Дневники в архив были переданы покойным профессором Александром Камкиным в 2015 году.

Страница из дневника Никифора Ильинского. ГАВО. Ф. 5250. Оп.1. Д1. Стр. 100.

Благочестивый старец

30 ноября 2018 года в Духовно-просветительском центре «Северная Фиваида» прошла презентация результатов исследования, а также был показан 15-минутный фильм «За веру Христову. Священник Николай Пономаревский», подготовленный Анной Широких и видеооператором Константином Корниловым.

О том, как началась история с фотографией, рассказал протоиерей Алексий Сорокин:

«У нас возникла конкретная задача выяснить судьбу священников, служивших в Лазаревском храме. А служили очень интересные люди. Более или менее было известно об отце Иоанне Анурьеве, он был предшественником отца Николая Пономаревского. Ему досталась церквушечка в аварийном состоянии, обвалившаяся и вросшая в землю. И он решил ее полностью перестроить. Отец Иоанн также известен на всю Россию как издатель брошюр не только духовно-просветительских, но и практических. Например, о том, как книгу переплести, как токарным делом заниматься. Я даже с его внучкой был немного знаком (90 лет бабушке). Она ничего не помнила, конечно, потому что дед умер раньше, чем она родилась, но по рассказам знала. Отец Иоанн был ярким человеком. После его смерти на его место был назначен отец Николай Пономаревский. И с 1907 года по 1937-й он был настоятелем Лазаревского храма. До революции священники служили долго. Если их назначали, то до конца жизни. На фотографии 1900 года отец Николай еще в рассвете сил. Когда в 1937 году его арестовали, ему было 75 лет».

Николаю Пономаревскому предъявили обвинение «в том, что, являясь участником контрреволюционной организации духовенства в г. Вологде, проводил контрреволюционную пораженческую агитацию и настраивал массы против проводимых советской властью мероприятий». Свою вину батюшка не признал, и 1 декабря 1937 года ему и еще 19 священнослужителям был вынесен приговор «расстрелять». Но данных об исполнении приговора в деле Николая Пономаревского не имеется.

Судьба женщины

Удалось узнать на фотографии игуменью Сергию, настоятельницу Горне-Успенского монастыря, в стенах которого и было открыто Епархиальное женское училище. Изначально это был приют для беспризорниц и сирот лиц духовного звания. На тот момент еще монахиня Сергия состояла надзирательницей над воспитанницами приюта с года его основания (1869 г.) и до преобразования заведения в трехклассное епархиальное училище (1888 г.) «За ревностное исполнение своих обязанностей» и «за материнскую заботливость о детях» ей несколько раз была объявлена благодарность от епархиального начальства. Далее монахиня Сергия прошла путь от эконома до начальницы училища и настоятельницы Горне-Успенского монастыря.  В 1902-1903 гг. Епархиальное женское училище переезжает в здание на набережной (сейчас это набережная VI Армии, 113).

«Само здание было построено давно, еще до 1902 года. Как оказалось по документам, в Вологодской духовной семинарии был пожар в корпусе, где размещались студенты. Какое-то время, пока не было построено новое общежитие, студенты жили в здании на набережной, и только затем туда переехало Епархиальное женское училище», — поясняет Анна Широких.
Но и после переезда игуменья продолжает заботиться о детях духовного звания: открывает приют-церковную школу в стенах монастыря. Ежегодно в этой школе училось до 12 девочек, их готовили к поступлению в Епархиальное училище и в другие учебные заведения.

Игуменья Сергия скончалась 28 апреля 1909 года. В некрологе в «Вологодских епархиальных ведомостях» (№ 10, 15 мая, 1909 г.) читаем: «Были моменты, когда переполненный богомольцами храм оглашался рыданиями. Много было настоящих и бывших учениц Епарх. училища, явившихся воздать последний долг бывшей начальнице училища».

Схожий путь прошла и Серафима Краснораменская. В приют при Горне-Успенском монастыре она поступила учительницей арифметики и русского языка. С 1888 года она старшая воспитательница, а с 1902 года — начальница Вологодского епархиального училища.

Есть некоторые сведения и о других воспитательницах и учительницах. Одна из них, Лидия Николаевна Рейпольская, как выяснилось из дневников Ильинского, была дочерью преподавателя семинарии Николая Ивановича Суворова (краевед, историк и преподаватель Вологодской духовной семинарии). Она вышла замуж за Рейпольского Василия Ивановича, преподавателя семинарии, но их брак продлился буквально две недели — муж скоропостижно скончался. Ильинский пишет о том, что для семинаристов это был большой удар. Василий Рейпольский был очень хорошим человеком, преподавателем, и все радовались его женитьбе. Неизвестно, вышла ли потом еще раз замуж Лидия Николаевна, но преподавала она в училище до 1918 года.

О благодетелях и благодеяниях

У Епархиального женского училища имелся и свой попечитель.

Купец Иван Дмитриевич Свешников был почетным блюстителем по хозяйственной части Вологодского епархиального женского училища с 1896 года и до конца 1915-го. Он значится также попечителем, а его жена, Евгения Свешникова, — попечительницей образцовой церковно-приходской школы для девочек при Вологодском епархиальном женском училище на территории Горне-Успенского монастыря. Дом, принадлежавший купцу Ивану Свешникову, крупному торговцу мануфактурой и мехами, располагался по современному адресу: г. Вологда, Ленина, 2. В нем располагался меховой мануфактурный магазин, а верхние этажи сдавались квартиросъемщикам.

«Практически у каждого учебного заведения были свои попечители — настолько была развита система благотворительности в XIX веке. Конечно, заведения содержались государством, но у каждого был свой благодетель, который помогал закупать тетради, одежду для тех же бедных учениц — на все расходы, какие были, он жертвовал», — отмечает Анна Широких.

За материальную помощь также отвечало Общество вспомоществования нуждающимся воспитанницам Вологодского епархиального училища. Отчет о его деятельности публиковался в «Вологодских епархиальных ведомостях». Общество назначало денежные пособия бедным ученицам «на содержание в квартирах и в училищном общежитии, на одежду и обувь». Пособия назначались с учетом материального положения воспитанниц. Некоторым из них в пособии могли отказать «за малоуспешность в науках», других же, более способных, наоборот, поощрить.
Выпускницы Епархиального училища с 1896 года получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах.

«Учитесь же, дети, с юных лет самому важному в жизни: освещать жизнь и всё совершающееся вокруг вас Светом Христовым…» — так заканчивается поучение для воспитанниц перед началом еще одного учебного года. Автор в первых абзацах рассуждает о пользе просвещения, но предостерегает читателя: «…к глубокому сожалению, и подобная «просвещенность» не застраховывает человека от блуждания во тьме».

Это был сентябрьский выпуск «Вологодских епархиальных ведомостей» 1917 года.

В 1918 г. Вологодское епархиальное женское училище было закрыто. В 1937 г. автор поучения — епископ Петр Савельев — был приговорен к расстрелу.

Здание Вологодского епархиального женского училища на Златоустинской набережной, начало XX века. | Старая открытка с сайта wikimedia.org

528
0
Похожие статьи
  • 13 марта' 19 | Культпросвет

    Сколько раз Пётр I был в Вологде? Почему царь-самодержец останавливался в доме для «подлых»? Каков размер ноги был у двухметрового императора?  Эти и другие малоизвестные сведения рассказал «Премьеру» заведующий Домом-музеем Петра I Андрей Котов.

    229
    0
  • 21 ноября' 18 | Своё — родное

    На Вологодчине прижились самые северные в мире зубры — гиганты массой под тонну, которые жили ещё в те времена, когда царствовали мамонты, а потом чуть не исчезли с лица Земли.

    440
    0
  • 26 декабря' 18 | Чтобы помнили

    Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) предлагает рассекретить все «политические» дела времён сталинских репрессий.

    167
    0
  • 07 ноября' 18 | Нераскрытые тайны

    Вологодский поэт Николай Рубцов однажды признался, что отыскал разбойничий клад. Но никто в это не поверил. А зря.

    499
    0
  • Есть основания полагать, что костромского крестьянина Ивана Сусанина убили... грабители из Вологды, а не охотившийся за царём отряд поляков, которых он якобы завёл в непроходимые болота.

     

    172
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.