В поисках разумных людей

№3 (1104) от 22 января 2019 г.

| Фото из блогов plotnikk.livejournal.com и vv-novikov.livejournal.com  

Бывший житель Москвы 42-летний Феодосий Травин одиннадцатый год живет в маленькой деревне Матвеевская Верховажского района — строит дома, воспитывает козла Пахмана и организует ремесленный фестиваль.

Феодосий Травин — москвич в нескольких поколениях: коренными обитателями столицы были еще его деды, а сам он жил на Сретенке и окончил престижный Историко-архивный институт РГГУ. Но суета мегаполиса ему никогда не нравилась.

В деревню, в глушь

«Я всегда хотел жить в деревне, — рассказывает Феодосий. — Детство провел в сельской местности на Урале, где обучился всё делать по хозяйству, приобрел навыки плотницкого дела, научился обращаться с конями. Всё это было очень интересно. Поэтому, окончив институт, по специальности не трудился ни дня, хотя мне даже предлагали поступить в аспирантуру, а пошел плотничать в реставрационную бригаду. Потом стал еще и кузнецом».

Работать пришлось на Русском Севере: на Каргопольщине, в Петрозаводске, Кижах, окрестностях Онежского озера. Молодому человеку очень понравились северные края, и со временем он решил остаться жить именно тут. На парусной лодке обошёл всё Онежское озеро, затем Белое море, исследуя их берега, но все места, подходящие для заселения, оказались заняты.
«И тут товарищ из Москвы подсказал хороший вариант — Верховажский район Вологодской облас­ти, — говорит он. — Я его послушал и поселился здесь».

 

Москвич Феодосий Травин всегда хотел жить в деревне.

Жизнь без ласки

В деревню Матвеевская, она же Горка Фомина, Феодосий приехал в 2008 году. Купил в рассрочку старый, не приспособленный к жизни дом и полностью его перебрал. Денег на строительно-ремонтные работы хронически не хватало, поэтому трудовой процесс затянулся на три года, в течение которых приходилось даже зимой жить в летней избе.

Однако суровые условия не испугали переселенца. Он брал подработки: чинил хозпостройки, бани, даже в одиночку возвел двухэтажный деревянный дом, — и на заработанные деньги закончил строительство. Как только всё было обустроено, перевез на новую родину жену Евгению.

Сейчас в хозяйстве Травиных — три коня, куры, козы и коты. Феодосий занимается плотницкими и столярными работами, так что в материальном плане проблем у супругов нет. В избе у них тепло и уютно.

«В планах у меня — заняться санями, — делится глава хозяйства. — Спрос на них есть, главное — чтобы не задавили налогами».

В конюшне, кроме коня, кобылы и жеребенка, живет козел Пахман, одной из основных задач которого (помимо помощи козам в деле воспроизведения козлят) является защита своих соседей от маленького, но опасного зверька — ласки. Считается, что ласке очень нравится лошадиный пот, поэтому она взбирается на лошадей и ползает по ним, слизывая его, тем самым приводя бедных животных в состояние сильного стресса.

«Раньше те, кто держали коней, обязательно поселяли рядом с ними еще и козла, потому что, по поверью, тот своим запахом отпугивает ласку, — объясняет Феодосий Травин. — А иначе она измучает коней, и те в итоге могут даже погибнуть».

 

Сани мастера Феодосия и его лошадка Машка в изготовленной им конской сбруе.

Борьба добра с козлом

Козел Пахман (такое прозвище он получил как раз из-за того, что неприятно пахнет) — личность. Это храброе животное не боится никого и ничего. Какое-то время он осмеливался бросать вызов даже своему хозяину, однако человек победил зверя.

«Пахман раньше был агрессивным. При этом он огромный — весит больше центнера, а если встанет на задние ноги, то выше человека. Козлы вообще бесстрашные существа, да еще и боли не чувствуют, так что смело идут в бой, — говорит Феодосий. — Но я нашёл на него управу. Товарищ сказал мне: «Ты повали его и придуши, чтобы он задыхаться стал, тогда он станет послушным». Но на практике повалить козла, хоть я и занимался самбо, оказалось очень трудно: он может и на одной ноге устоять, даже если все остальные подсечь и захватить. Вестибулярный аппарат у него, как у космонавта».

Борьба была не только тяжелой, но и долгой: хозяину пришлось заваливать своего рогатого питомца раз десять, прежде чем тот окончательно подчинился. Но результат того стоил: Пахман прекратил свои агрессивные выходки и стал как шелковый.

«Мне потом предлагали поменять его на другого козла, но я не стал, — рассказывает Феодосий. — Я его уважаю».

На прак­тике повалить козла, хоть Феодосий и занимался самбо, оказалось очень трудно: он может и на одной ноге устоять, даже если все остальные подсечь и захватить...

Кони Верховажья

В середине января бывший москвич открыл у себя в деревне музей «Ямская изба», посвященный старинным средствам передвижения. Это здание из двух соединенных между собой срубов: в первом находится летний транспорт (тарантас, фаэтон, двуколка), во втором — зимний (сани, розвальни, кошевки). Здесь же расположены различные шорные изделия: упряжь, уздечки, седла, стремена.

«Раньше на территории Верховажского края содержались десятки тысяч коней. Во многих крестьянских хозяйствах их было по два-три, — объясняет он. — Кроме того, местное население несло государственную повинность — занималось ямским извозом: везде стояли ямы, ездили тройки, шли обозы по тракту Москва — Холмогоры. Существовала даже особая разновидность лошадей — вологодские: маленькие, кривоногие, выносливые».

У Феодосия в планах завести еще одну кобылу орловской породы, чтобы ездить на тройке. По его словам, сейчас, когда бензин и ГСМ постоянно дорожают, интерес к коням в сельской местности растет:

«Конь — это и велосипед, и мотоцикл, и машина, и трактор, и прицеп, знай только корми и ухаживай. Кроме того, от коней много навоза, который как удобрение ценнее коровьего».

Бывший москвич открыл у себя в деревне музей «Ямская изба», посвященный старинным средствам передвижения. | Фото газеты «Верховажский вестник» 

Фестиваль и Антихрист

Сейчас Феодосий Травин со­вместно с Анатолием Ехаловым работает над новым проектом — ремесленным фестивалем, в котором могли бы принять участие по-настоящему выдающиеся ремесленники России.

«Открытие музея — первый шаг на пути к этому проекту. У нас сохранилось большое количество малоизвестных ремесел, являющихся неотъемлемой частью нашей культуры и истории, — говорит он. — Кузнецы, которые занимаются сваркой в горне, мастера резьбы по белому камню, мастера по пошиву лодок. Я встретился с большим количеством этих людей, и многие уже согласились принять участие в фестивале. Мы рассчитываем как на свои силы, так и на помощь доброхотов».

Единственное, чего не хватает Феодосию в его деревенской жизни, — это единомышленников.

«Народу в деревню сегодня переселяется немало, потому что это модно, — отмечает он. — Приезжают самые разные люди. У меня однажды за печкой жил даже свой Антихрист. Живёт и вдруг говорит: «Я — бог». Я его спрашиваю: «Как это — «бог?» А он: «Вот так, бог». Ну, я и попросил его уехать. Чудиков много бывает, а разумных людей, которые понимают, что жизнь в деревне — это прежде всего труд, пот и сложности, — раз, два и обчелся. Хотелось бы, чтобы сюда приезжали единомышленники — разумные трудолюбивые люди».

Привязка к району: 
806
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.