В поисках современного учителя

№19 (1172) от 19 мая 2020 г.

Портрет российского учителя по состоянию на декабрь 2019 года. | Источники: Росстат, исследование TALIS, Минпросвещения РФ, РАНХиГС. Инфографика «Российской газеты» с сайта rg.ru

На Вологодчине планируется создать систему профессиональной подготовки педагогов, уровень квалификации которых соответствовал бы всем требованиям современной системы образования.

Эффективно развивать в нашей стране систему образования невозможно без совершенствования процесса подготовки и переподготовки педагогических кадров, формирования у учителей комплекса современных знаний, умений и навыков и повышения авторитета педагогов у учеников и их родителей.

Такое заявление, выступая с традиционным посланием в адрес Федерального собрания РФ, сделал 15 января 2020 года Президент России Владимир Путин.

«Современная школа — это современный учитель, его высокий статус и общественный престиж. К середине наступающего десятилетия национальная система профессионального роста должна охватить не менее половины педагогов страны. В перспективе не только в сфере общего, но и дополнительного, и профессионального образования», — сказал он.

По мнению главы государства, чтобы добиться поставленной цели, нужно обеспечить учителям достойное качество жизни и повысить уровень их профессиональной подготовки, в том числе за счёт свободного доступа к программам повышения квалификации и передовым образовательным методикам.

Обновление системы

По мнению представителей областной власти, задача по формированию системы профессиональных педагогических кадров, поставленная президентом в своём январском послании, в нашем регионе уже реализуется — в рамках национального проекта «Образование».

«В 2019 году созданы четыре центра профессионального мастерства и квалификации педагогов: в Вологде, Череповце и Великом Устюге, — благодаря чему обновлена материально-техническая база для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий, — сообщает Департамент образования Вологодской области. — Впервые каждый педагог получает уникальную возможность оценить свои профессио­нальные дефициты, и на основании карты образовательных потребностей строит индивидуальную траекторию повышения квалификации».

Новые центры работают по нескольким направлениям: поддержка молодых специалистов (создание условий для их профессиональной и социально-бытовой адаптации, помощь в обучении и стажировке), внедрение системы аттестации школьных директоров (формирование системы отбора кандидатов и кадрового резерва) и внедрение новой процедуры оценки профмастерства педагогических работников детсадов, школ и учреждений допобразования.

По мнению областных чиновников, в результате в нашем регионе будет функционировать единая система непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, «в том числе на основе использования современных цифровых технологий, формирования и участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом и лучшими практиками».

Первые итоги такой работы должны стать известны уже к концу этого года. Планируется, что образовательные программы одного только Центра непрерывного повышения профессио­нального мастерства педагогических работников, расположенного в Вологде, в 2020 году пройдут более 700 человек.

Большой труд за небольшую зарплату

Тем не менее некоторые представители педагогического сообщества относятся к подобным планам скептически.

«Проблемы, накопившиеся в российском образовании, носят системный характер, серьёзно запущены и достигли хронической стадии, — считает председатель профсоюза работников образования Череповца Наталия Кукушкина. — Из-за этого учителя всё меньше хотят работать в школах и всё чаще из них уходят».

По её мнению, отток учителей из образовательных учреждений Вологодчины происходит из-за нескольких причин. Первая из них — низкие заработные платы, из-за которых педагог, желающий получать в школе нормальные деньги, вынужден подвергать себя высоким нагрузкам.

«Более 58% опрошенных нами учителей заявляют, что их нагрузка составляет от 26 до 40 и более урочных часов в неделю. Напомню, что по трудовому законодательству режим работы педагога — это 36 часов еженедельно: 18 часов уроков и 18 часов подготовки к ним. Но сейчас у учителя 30-36 часов одних только уроков! Работать столько нельзя физически, — уверена Наталия Кукушкина. — Более того, в методику расчёта средней зарплаты педагога включены платные услуги, которые он оказывает в нерабочее время и которые ему оплачивают родители».

Вторая причина «утечки мозгов» — высокие бюрократические нагрузки: профсоюзы отмечают, что учителя просто задыхаются от вала отчётности. А третья — излишние, по мнению профсоюзов, аттестационные требования.

«Педагогическое сообщество считает, что новая система аттестации просто унизительна, — утверждает Наталия Валентиновна. — Учителя и так каждые пять лет проходят аттестацию и каждые три года — курсы повышения квалификации. А теперь люди со стажем, выслугой лет должны сдавать ЕГЭ, проводить видеоурок, заполнить кучу бумаг, а главное — найти на подготовку к аттестации время, работая на полторы — две ставки!»

Преодолеть кризис

Обеспечить региональную систему образования учителями, которые работали бы эффективно и внедряли в учебный процесс современные технологии, сложно и ещё по одной причине — педагогические кадры Вологодчины неумолимо стареют.

По данным регионального Департамента образования, средний возраст учителей в нашей области составляет 46 лет. Причём 26% всех школьных педагогов — это люди старше 55 лет, то есть пенсионеры. А в сельских школах их доля ещё больше — 30%.

Представители молодёжи в школу не идут, называя работу учителя «адский труд за копейки».

В областном Департаменте образования отметили, что все эти проблемы действительно существуют. Решить их планируется через участие в нацпроекте «Образование», который реализуется в Вологодской области по восьми федеральным проектам: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого» и «Социальная активность». «В ходе реализации каждого из них планируется воплотить в жизнь целый комплекс конкретных мер, которые направлены на повышение качества жизни педагогов и качества работы региональной системы образования», — пояснили в департаменте.

80
0
  • Зарплату увеличьте учителям, убавьте отчетность. Оклад учителя в Череповце - мизерный. А стимулирующие - то густо, то пусто, никогда не знаешь, сколько получишь в этом месяце. Тогда и пойдет молодежь.
Комментарии для сайта Cackle
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 15 января' 19 | Здоровье

    В регионе наблюдается динамика роста онкологических заболеваний. А смертность среди раковых больных у нас выше, чем в среднем по России.

    1468
    3
  • 27 марта' 19 | Страна и мы

    Содержание  аппарата мировых судей обходится бюджету гораздо меньше, чем финансирование структур его обслуживающих. К такому выводу пришла Счётная палата РФ, решившая проверить, как в нашей стране работает система мировой юстиции.

    395
    0
  • 14 апреля' 20 | Коронавирус

    Вологодские медики в борьбе с коронавирусом настроены только на победу.

    228
    0
  • 03 июля' 19 | Страна и мы

    В 2018 году государство едва ли не впервые признало: в России есть бедные. Те, которые не живут, а выживают.

    274
    1
  • 27 февраля' 19 | Экономика

    Вологодскую область приравняли по уровню финансовой грамотности населения к регионам Северного Кавказа.

    338
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.