Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

В поисках современности

| Фото с сайта cultinfo.ru

В последние пару десятилетий и общественно-политическая, и философская, и культурная мысли переживают кризис.

Порой кажется, что всё уже написано, все мелодии сыграны, а все спектакли поставлены, и никто не знает, куда дальше двигаться. С другой стороны, чем дальше, тем активнее идёт поиск новых форм и направлений, потому что стоять на месте невозможно, иначе каждый застывший участник будет сброшен «с парохода современности».

Новая театральность

Прямо или косвенно на эти темы говорили в течение всего Северо-западного театрального форума, в рамках которого прошла мастерская «Ремарки». 1 июля на пресс-конференции у  театральных критиков и драматургов об этом спрашивали журналисты. Среди первых ситуацию проанализировала критик Кристина Матвиенко, которая констатировала своего рода кризис событийного ряда в пьесах.

«Советская драматургия строилась на столкновении и борьбе одного с другим: героя ли с жизнью, либо героя с другим героем, – отметила Кристина Матвиенко. – Это растворилось и исчезло: то ли в жизни так больше не происходит, то ли люди не видят возможности описать через драматургию событие. Событие, как таковое, (из драматургии – прим. ред.) исчезло. Есть повседневность, она очень интересная, разнообразная, но она как ровная поверхность. Я в связи с этим вижу огромное количество пьес, в которых герой является тривиальным человеком, живущим жизнью без какого-либо интенсива, которая размазана по поверхности и при этом является очень богатой по содержанию. Огромное количество людей такого типа описывают с точки зрения ровесников».

 

По мнению театрального критика Кристины Матвиенко событие как таковое из драматургии исчезло. «Есть повседневность, она очень интересная, разнообразная, но она как ровная поверхность». | Фото с сайта cultinfo.ru

Описать проблему, как правило, гораздо проще, чем найти выход из неё. Чёткого ответа на вопрос, какой должна быть современная пьеса дать не так и просто. По версии вологодского режиссёра Александра Чупина, нужна любая пьеса, «которая затронет душу и заставит переживать». Художественный руководитель «Ремарки» Олег Липовецкий считает несколько иначе: «Это спектакль, который делает театр модным, но при этом остаётся искусством».

Примерно об этом же год назад в интервью «Премьеру» говорил художественный руководитель Вологодского областного драматического театра Алексей Ожогин: «По большей части проблематика, заложенная в современной пьесе, предполагает, как правило, камерные и малые формы. Невозможно на тысячный зал вывести маленькую проблему, чуть ли не подзаборного характера».

ВОДОРАЗДЕЛ

Критик Павел Руднев высказался наиболее объёмно по поводу современного состояния театра и его будущего. Ещё до Второй мировой войны поляк Ежи Гротовский создал концепцию отхода от полного перевоплощения. До него все режиссёры считали, что актёр должен отбрасывать все переживания из своей жизни и на сцене быть исключительно своим героем, «пластилином», готовым воплотить любые фантазии режиссёра. Что-то похожее делал немец Бертольд Брехт.

«Водораздел между старой и новой школой актёрского мастерства – это отношение к термину «полное перевоплощение», – подчеркнул Павел Руднев. – Верх актёрского мастерства – это феномен полного перевоплощения, когда между артистом и ролью не существует зазора. За ХХ век возникают параллельные концепции, перевоплощение может быть не полным, половинчатым, его вообще может не быть. Роль может существовать отдельно как от артиста, так и от своего создателя».

«Водораздел между старой и новой школой актёрского мастерства – это отношение к термину «полное перевоплощение», – подчеркнул критик Павел Руднев.  | Фото с сайта cultinfo.ru

В России уже в конце прошлого века возник феномен Петра Фоменко, который также пытался работать вне концепции полного перевоплощения. Он предлагал принципиально иную возможность построения инсценировки, которая предполагала противоречие поведения актёра авторскому тексту. К примеру, если в авторском тексте говорится, что персонаж встал, у Фоменко актёр, напротив, садился. Главная задача современности – это создание такой модели театра, которая вернёт человеку веру в человека: по Гротовскому, не важно, как преобразится театр, важно, как он преобразит человека.

«Самое страшное – это разница между режиссёрским видением и актёрским, сейчас современного артиста невозможно создать без интеллектуальной составляющей, без накачки его знаниями, – заявил Павел Руднев. – Но как это реализовать практически, я не знаю. Актёрское образование требует модернизации. Во все времена существовал разрыв между реальностью и театральным представлением о реальности, театральное мнение о правдоподобном всегда отстаёт от правдоподобности реальной жизни».

ПОХОРОНИТЬ XX ВЕК

Одну из самых спорных читок в рамках «Ремарки» создали по пьесе Михаила Чевеги «Рабочий и колхозница». В основе сюжета – история создания знаменитого одноимённого памятника Веры Мухиной, который стоит в Москве на входе на ВДНХ уже более 80 лет. Фигуры рабочего и колхозницы оживают, взаимодействуют со своей создательницей и посетителями её мастерской, путешествуют в Париж на Всемирную выставку, а затем оказываются на своём постоянном месте в тогда ещё советской столице. Среди героев – и грозная фигура Иосифа Сталина, и его «железного наркома» Николая Ежова.

«Допустим, мы этот материал запускаем в городе Вологде, я уже не говорю про Москву. У меня внутри некий противовес: насколько местная публика это сможет воспринять? Это открытый вопрос», – сказал во время обсуждения Алексей Ожогин.

На что Павел Руднев заметил, что для того, чтобы преодолеть тяжёлое во всех смыслах наследие XX века, нужно ставить как раз такие пьесы. Ведь, с одной стороны, они завлекают и дают повод к изучению отечественной истории. С другой стороны, они позволяют относиться ко многим вещам проще. «Культура должна постоянно карнавально высмеивать двадцатый век, чтобы его уже, наконец, похоронить», – заявил Руднев.

Напротив, пьеса Игоря Носовского «Остаться нельзя уехать» вызвала больше споров по форме постановки, а не по сюжету. Она похожа на «Утиную охоту» Александра Вампилова, но герой помещён в современные реалии: житель Украины собирается на заработки в Польшу, ссорится с невестой, остаётся, женится на ней, снова пытается уехать, теряет паспорт и, наконец, с третьей попытки уезжает. И это, как заметил Олег Липовецкий, как раз о положении многих современных нам людей, которые в силу жизненных обстоятельств не могут принять окончательного решения то ли из-за того, что они сами слабы, то ли от того, что обстоятельства оказываются сильнее них.

19
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 31 июля' 19 | Персона

    Вологжанин Никита Воскобойников умеет не только играть музыку, но и делать инструменты своими руками.

    35
    0
  • 09 ноября' 17 | Театр

    Театральный режиссёр Станислав Таюшев, некогда работавший художественным руководителем Вологодского драматического театра, 8 ноября отпразднует своё 72-летие.

    369
    0
  • 13 ноября' 18 | Театр

    Первый в Вологде инклюзивный театр марионеток дал премьерный спектакль по мотивам рассказа Антона Чехова «Спать хочется».

     

    121
    0
  • 29 мая' 19 | Культпросвет

    Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

    92
    0
  • 22 марта' 18 | Театр

    Тема Великой Отечественной войны, развала деревни, проблема брошенных собак — все это увидят зрители первого областного фестиваля самодеятельных театров «Вологодчина театральная»

    192
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.