В школах займутся воспитанием детей

№38 (1191) от 29 сентября 2020 г.

Для Слободской школы в Грязовецком районе новая программа воспитания — это возможность выделиться среди других. | Фото из группы школы в соцсети «ВКонтакте»

1 сентября 2020 года вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В закон теперь вводится понятие «воспитание», а в школы — новые рабочие программы по воспитательной работе.

«Фактически он (закон. — Прим. ред.) возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования, — рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. — Это не дополнительная бюрократическая нагрузка на школы. Это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями».

В новой редакции закона «Об образовании» под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности», и создание условий для ее самореализации и само­определения.
«Премьер» опросил жителей Вологодской области, как они себе представляют воспитание в школе и какие плюсы и минусы отмечают сейчас.

«Воспитывать необходимо человека. С любой недоразвитой сферой (например, эмоциональной, нравственной, интеллектуальной, коммуникативной) человек не вполне является человеком», — отметил один из опрашиваемых. «Уважение, трудолюбие, усердие, развитие талантов ребёнка», — перечисляет другой.

Среди минусов воспитания в школах сегодня один из вологжан отметил, что оно осуществляется «по административно-остаточному принципу»: «Административность обозначает, что обращается внимание в гораздо большей степени на то, за что приходится отчитываться. Остаточность обозначает, что вопросы образования (например, успехи на олимпиадах, баллы ЕГЭ) и финансово-хозяйственные вопросы отнимают гораздо больше активности у педагогического коллектива».

Примерный образец новой рабочей программы воспитания был разработан Институтом стратегии развития образования Российской академии образования. Это единая программа для всех школьных учреждений на все три ступени образования (начальная, средняя, старшая), а не отдельная на каждую, как было ранее.

Документ состоит из четырех разделов: в первом описываются особенности школы, во втором — цели и задачи, в третьем перечисляются формы воспитательной деятельности. Деятельность делится на обязательные (инвариантные) модули и необязательные (вариантные). Список инвариантных модулей одинаков для всех школ — это «Классное руководство и наставничество», «Школьный урок», «Ключевые общешкольные дела», «Курсы внеурочной деятельности», «Дополнительное образование», «Работа с родителями», «Профориентация» и «Самоуправление». А в вариантной части школы могут выбрать то, что им ближе: волонтёрство, военно-патриотическое направление, туристические походы и другие виды активности.

Вологодский эксперимент

Первыми в Вологодской области и одними из первых в России апробацию примерной программы воспитания провели пять школ: Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва, школа № 30 в Вологде, Майская школа в Вологодском районе, Сокольская кадетская школа и кадетская школа «Корабелы Прионежья».

Для Слободской школы в Грязовецком районе новая программа воспитания — это возможность выделиться среди других.

«Программа имеет такую структуру, которая работает на каждого ребенка: любой учащийся может себя реализовать в каком-либо направлении. Сейчас у нас разрабатывается программа по классам. Классные руководители составляют ее, опираясь на особенности детей, с которыми они работают. В этом большой плюс — нет копирки по типу: в этой школе так, значит, и у нас так должно быть. Я вижу, что у нас есть такие-то возможности, и мы их задействуем. К примеру, у нас хорошо развита проектная деятельность. Мы разрабатываем разные по масштабу проекты, привлекаем грантовые и спонсорские средства. У нас есть проект «Хаки школьной жизни», когда дети на переменах делают разные поделки, чтобы оформить комнаты отдыха и другие общешкольные пространства. Наши направления работы не такие, как у всех, хотя есть и традиционные мероприятия, всероссийские акции — это нас объединяет с другими школами», — говорит заместитель директора по воспитательной работе Светлана Соколова.

В вологодской школе № 30 апробация программы образования проходила в прошлом году, а в этом школа начинает по ней жить.

Директор Двиницкой школы Сямженского района Градислава Куляшова: «Несмотря на то, что детей учится мало, спрашивают с нас по полной». | Фото с личной странички в соцсети «ВКонтакте»

«Суть воспитательного процесса не поменялась, просто программа стала более структурирована и менее объемна. Раньше она включала по 60-70 страниц на каждую ступень образования: начальная школа, средняя и старшая. Сейчас — 30 страниц на все три ступени. Программа общая на весь период обучения, но план-сетки на каждый уровень образования разный. Раньше даже пролистать эту воспитательную программу на 200 листов — это был труд, а сейчас это занимает не так много времени — всё изложено проще и понятнее. Обязательной стала работа с родителями, но у нас взаимодействие с ними уже было построено», — поясняет заместитель директора по воспитательной работе Валерий Чуканов.

В Майской средней школе имени Александра Панкратова над разработкой новой воспитательной программы по федеральному образцу трудилась творческая группа из учителей. Вместе они распределили направления вариативной части и разработали модули программы. За основу взяли гражданско-патриотическое направление: имя, присвоенное школе, обязывает.

«Программа дает школе возможность выстроить собственную систему воспитания. Если у нас не очень хорошо идет волонтерство, то мы не будем выделять его в отдельный модуль, а включим в другой. От нас не требуют высоких количественных показателей: не приветствуется гонка за чис­лом мероприятий. На модуль можно потратить одну страницу — только конкретика, без воды.

Также конкретизирован термин «воспитание», и акцент сделан на культурное и историческое наследие России, что радует», — отмечает плюсы Наталья Костромина, заместитель директора по воспитательной работе.

Кадетские школы тоже отмечают, что новая программа учитывает их особенности: кадетская составляющая является одним из вариантных модулей.

Программа есть — детей нет

В остальных школах пока только готовятся вводить у себя новую программу воспитания и изучают ее. Работать по ней начнут только с 1 сентября 2021 года.

«То, что описано в программе, у нас в школе уже есть и работает давно. Пока особой новизны в этом мы для себя не видим», — отметила заместитель директора лицея «АМТЭК» по воспитательной работе Ирина Клюквина.

В основном за составление новой программы воспитания по заданному образцу отвечают заместители директора по воспитательной работе, но в малокомплектных сельских школах эта задача может ложиться и на плечи директора.

«Мы получили документацию, разбираемся. Пока у нас есть только наброски. К сожалению, времени катастрофически не хватает: классные руководители сдают планы работ, ВПР сейчас идут. Был бы завуч по воспитательной работе, было бы легче. Я 33 года в этой школе работаю. Раньше у нас и завуч по воспитательной работе, и завуч по учебной работе были, а сейчас всё на директоре плюс преподавание. Несмотря на то, что детей учится мало, спрашивают с нас по полной», — говорит директор Двиницкой средней общеобразовательной школы Сямженского района Градислава Куляшова.

Проблемы возникают не только со временем. Перед школой ставят новые задачи по разработке программы по воспитанию, но, возможно, и воспитывать в скором времени будет некого. Школа расположена в двухэтажном кирпичном здании и рассчитана на 320 мест, но по факту в ней учатся всего 22 школьника. С 2011 года убрали старшие классы — оставили только начальные и средние.

«В этом году первоклассников набрали, а в следующие четыре года их не предвидится — нет детей. Дело, возможно, идет к закрытию», — опасается Градислава Владимировна.

Поправки в закон об образовании не решают всех проблем, связанных с воспитанием в школах, не дают учителям новых прав. Программа скорее позволяет четче структурировать работу, но в сельских школах после оптимизации административных кадров может стать и дополнительной нагрузкой.

71
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 22 апреля' 20 | Тенденции

    В Вологодской области разрабатывается система выявления, поддержки и развития талантливых детей.

    32
    0
  • 18 декабря' 19 | Образование

    Позади ЕГЭ, выпускной вечер, вступительные экзамены… Вчерашние школьники теперь студенты. Оправдала ли учёба в вузе их ожидания?

    638
    0
  • 22 января' 20 | Образование

    Вологодский район постепенно становится центром инновационного школьного образования всей Вологодской области.

    119
    0
  • 29 января' 19 | Цитаты

    Президент фонда «Талант и успех», сопредседатель Центрального штаба ОНФ и член Совета по образованию и науке при Президенте РФ Елена Шмелёва о модели системы образования на Вологодчине.

    63
    0
  • 15 апреля' 20 | Страна и мы

    Вологодская область начала реализовывать поручение президента по развитию школьной инфраструктуры фактически до того, как оно было озвучено.

    45
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.