В запретной зоне

№25 (1126) от 25 июня 2019 г.

Алексей Годовиков — военный комиссар 1-й эскадрильи 740-го истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия, Череповецко-Вологодский дивизионный район ПВО), политрук и надгробный памятник Герою Советского Союза Алексею Годовикову в Череповце на площади Жертв Революции. | Фото с сайта zen.yandex.ru

В январе 1942 года на площади Революции в Вологде был выставлен для всеобщего обозрения обгоревший фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88» — первый сбитый в вологодском небе вражеский самолёт.

Надпись рядом с ним гласила: «Пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88». Сбит политруком А.Н. Годовиковым в районе станции Н. Северной железной дороги».

«Вокруг трофея, обнесенного веревочной оградой, толпился народ, — описывает в книге «Истребители летят наперехват» творившееся тогда на центральной площади Вологды Валерий Вепринский. —

Подходившие видели распластавшийся на снегу большой двухмоторный бомбардировщик с длинным тонким фюзеляжем, широкими крыльями, погнутыми лопастями винтов, тупоносой остекленной кабиной. Рядом стояли манекены в форме немецких летчиков...»

А жить лётчику, сделавшему волог­жанам такой подарок на Новый год, оставалось меньше месяца...

Сын за отца

Алексей Годовиков родился 19 января 1914 года в Москве, как пишут, в рабочей семье. На самом деле биография его отца Николая Николаевича, у которого, по одним данным, было 7 детей, по другим — все 10, куда занимательнее.

Необычайно энергичный, хлопотливый, не знавший усталости, Годовиков-старший умел удивительно живо рассказывать о своей богатой приключениями жизни. Оказывается, много лет он работал поводырем у слепого гусляра и подпевал ему. Потом, когда старик-гусляр умер, Николай Николаевич пристроился к нищему и, добредя с ним до Киева, стал работать в Киево-Печерской лавре, сперва на побегушках, а затем гидом для богомольцев.

В лавре Николай Годовиков повстречался с пожилым рабочим-слесарем, которому смышленый парнишка пришёлся по душе. С тех пор жизнь Николая круто переменилась: он стал работать на киевской ремонтной аэробазе. Остальная его жизнь прошла в авиации. В 1934 году его даже отправляли на стажировку в Америку...

Когда в 1937 году затевался первый беспосадочный перелёт из СССР через Северный полюс в США с коммерческим грузом, в том числе пушнины, на экспериментальном «сыром» самолёте ДБ-А, насчёт кандидатуры Годовикова разногласий не было: он был в том экипаже, который впервые поднял эту машину в воздух. Современники в один голос утверждали, что Годовиков интуитивно чувствует моторы и прекрасно разбирается в капризных мас­лосистемах.

Бомбардировщик «Юнкерс-88», сбитый Годовиковым 29 декабря 1941 года в бою близ станции Суда, сфотографирован на месте падения. В верхнюю часть снимка вмонтирован портрет Годовикова в кабине истребителя. | Фото с сайта zen.yandex.ru

Николай Годовиков, однако, не сразу согласился лететь — его не прельщали ни слава, ни награды, большая семья была у него на первом месте. Но отказаться духа не хватило — боялся, что посчитают трусом.

Экипаж из шести человек возглавлял Сигизмунд Леваневский, один из семи первых советских граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза за спасение команды ледокола «Челюскин». Самолёт с Годовиковым отправился в путь и... бесследно исчез 13 августа 1937 года, последний раз выйдя на связь уже за Северным полюсом: Леваневский сообщал о проблемах с двигателем. Место гибели самолёта не найдено до сих пор...

Трагедия с отцом круто изменила жизнь Алексея Годовикова. Окончив 7 классов и школу ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), он пошёл было работать на завод «Авиахим-1» слесарем. В 1932 году окончил планёрную школу при заводе, был там инструктором. В Красной армии — с 1936 года. Поступил в танковое училище, но после гибели отца перевёлся в 1-ю Качинскую краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова, которую и окончил в 1939 году.

Жить ему оставалось меньше трёх лет...

Страж неба

Боевое крещение Алексей Годовиков принял во время советско-финской войны, а Великая Отечественная застала летчика-истребителя Годовикова в Либаве (Лиепая).

В августе 1941 года начались тяжелые бои на тихвинском направлении. Немецкая авиация стремилась парализовать работу Северной железной дороги. С августа по ноябрь только в пределах Вологодской области на Северную железную дорогу было совершено свыше 300 налётов и сброшено около 1500 фугасных бомб крупного калибра.

Небо Вологодчины прикрывали летчики 740-го истребительного авиа­полка войск ПВО. Военный комиссар 1-й эскадрильи политрук Алексей Годовиков с честью исполнял обязанно­сти политработника и личным примером вдохновлял бойцов. В ноябре 1941 года в воздушном бою в районе Апраксина Городка лично сбил немецкий Me-109 — это был первый поверженный им вражеский самолёт.

В канун 1942 года (29 декабря) командир полка дал Годовикову задание перехватить немецкий самолет, летевший на Череповец. Поднявшись с аэродрома, МиГ-3 взял курс на запад. В районе станции Кадуй лётчик обнаружил противника.

Ко Дню Победы в этом году площадка вокруг мемориала Годовикова в Череповце была благоустроена. | Фото с сайта cherinfo.ru

«Решил завязать с ним бой, — напишет потом сам Годовиков в донесении. — Сделал боевой разворот, с которого сразу зашёл в хвост противнику... Всю мощь огня и всё свое умение обрушил на стервятника. Трусливо, не рассчитав, он бросил бомбы далеко за эшелон и стал быстро убегать от моего МиГа. Дистанцию сократил до 10 метров. Разрывы от пуль засверкали на месте правых бензобаков. Левый мотор дымит. Самолёт стал снижаться и врезался в редкий лес».

Годовиков сообщил по радио о месте падения фашистского бомбардировщика. Сюда прибыли бойцы Кадуйского истребительного отряда народных ополченцев. Экипаж «юнкерса» отказался сдаться и в ходе перестрелки был уничтожен. В январе 1942 года сбитый самолёт был выставлен на центральной площади Вологды, чтобы жители видели, какая расплата ждёт фашистов, посягнувших на нашу землю.

Последний бой

Согласно сухим строкам сводки, 7 февраля 1942 года в 9 час. 50 мин. по сигналу боевой тревоги поднялась в воздух пятёрка истребителей, пилотируемых политруком А. Годовиковым, лейтенантом Л. Горячко, сержантами А. Лазаревым, Н. Кобзаревым и Н. Натоптанным.

Годовиков первым обнаружил самолёт противника, завязал с ним бой и преследовал до станции Заборье (40-45 км западнее города Бабаево). Когда кончились патроны, сообщил по радио на командный пункт: «Буду таранить!» Винтом истребителя Годовиков обрубил хвостовое оперение фашистского бомбардировщика...

Лишь на следующий день юго-западнее деревни Серебрянское были найдены разбившийся истребитель МиГ-3 и тело пилотировавшего его Алексея Годовикова. В полукилометре от МиГа находились остатки обгоревшего «Юнкерса-88» — пятого по счёту самолёта противника, сбитого полит­руком. Небо Вологодчины так и осталось запретной зоной для фашистов.

Тело летчика было доставлено в Череповец и с воинскими почестями захоронено в сквере на площади Жертв Революции. 4 марта 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

...Череповец не забыл, кто оберегал покой города во время Великой Отечественной. Именем Годовикова названа одна из улиц. А в конце октября 2018 года в городе металлургов появился памятник герою, выполненный в виде уменьшенной копии истребителя МиГ-3 на металлическом постаменте.

Отец мог бы гордиться своим бесстрашным сыном. Как гордится им Вологодчина.

224
0
Похожие статьи
  • 08 мая' 19 | Страна и мы

    В Вологодской области много памятников, посвящённых памяти павших в Великую Отечественную, — их открывают не по одному к каждому юбилею Победы. Но среди этих мемориалов крайне мало таких, где к истории можно в буквальном смысле слова прикоснуться.

     

    165
    0
  • 29 мая' 19 | Чтобы помнили

    В честь самого известного пограничника-героя советской поры, родившегося на Вологодчине, переименовали родное село и присвоили имя пограничной заставе. Но сейчас застава заброшена, и даже сами пограничники не сразу вспомнят, 
    в чём заключался его подвиг, совершённый ещё в 1927 году.

    178
    0
  • 21 мая' 19 | Чтобы помнили

    Вологодские поисковики вернулись из очередных весенних поисковых экспедиций. Раскопки проводились на территории Ленинградской и Тверской областей. Были найдены и перезахоронены около двух сотен погибших бойцов Красной армии.

    146
    0
  • 14 августа' 19 |

    В 2005 году в лесной глухомани под Шексной откопали сбитый фашистский самолёт «Юнкерс-88» — редкость для наших краёв. Но ещё больше удивил груз, который обнаружился на борту.

    668
    0
  • 30 января' 19 | След в истории

    В Вологде в честь 75-летия снятия с Ленинграда блокады открыли памятный знак на Горбачёвском кладбище.

    142
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.