Оптовые цены на бензин продолжают бить рекорды.

Видимая рука рынка

№32 (1236) от 17 августа 2021 г.

В начале июля индекс бензина АИ-92 на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже преодолел уровень в 55 тысяч рублей за одну тонну, в середине — перевалил за 56 тысяч рублей, а в конце июля взял высоту в 57 тысяч. Одновременно бензин АИ-95 подорожал до 60 тысяч рублей за тонну. Биржевые эксперты назвали эти цены исторически рекордными.

Вслед за оптовыми ценами начали стремительно расти и розничные, и это вызвало массовое недовольство россиян. Дело не только в ценах на топливо на заправках. Возможно, гораздо важнее то, что это может повлиять на цены на товары народного потребления.

Цены на бензин влияют на стоимость почти любых товаров – от хлеба до дров. | Фото rbc.ru

Занимательные проценты

Розничные цены на бензин в нашей стране как росли, так и растут. Сейчас его средняя стоимость в России составляет 48 рублей 55 копеек за литр — на 5,2 % больше, чем в начале 2021 года. Продолжает дорожать автомобильное топливо и в Вологодской области. Как сообщает Вологдастат, по состоянию на 2 августа средняя цена бензина АИ-92 в нашем регионе составляла 46 рублей 28 копеек за один литр — на 4 % выше, чем в январе 2021 года. Бензин АИ-95 в начале августа стоил в среднем 48 рублей 86 копеек за литр (цена тоже выросла на 4 %), бензин АИ-98 — 53 рубля 80 копеек (рост на 4,5 %), а дизельное топливо — 51 рубль 96 копеек за литр (рост на 2,5 %).

Это сопоставимо с ростом среднероссийских цен на бензин (на 5 %), но ниже, чем официальный уровень инфляции (6,5 % в годовом исчислении). Сегодня дизельное топливо и бензин АИ-92 у нас стоят дороже, чем в среднем по Северо-Западному федеральному округу, поскольку в СЗФО их цена составляет 51 рубль 59 копеек и 45 рублей 88 копеек соответственно.

Зато наши АИ-95 и АИ-98 оказались дешевле, потому что в СЗФО средние цены на них составили 49 рублей 23 копейки и 57 рублей 64 копейки за литр.
Пытаясь воздействовать на ситуацию, Министерство энергетики РФ предложило запретить экспорт бензина на три месяца — чтобы оставить излишки топлива в стране и тем самым снизить его стоимость. Но затем чиновники отказались от этой идеи, сочтя её слишком радикальной. Взамен Минэнерго РФ потребовало от нефтяных компаний сократить объёмы экспорта, а заодно увеличить поставки бензина на товарно-сырьевую биржу до 5 тысяч дополнительных тонн в сутки, чтобы сбалансировать внутренние цены за счёт увеличения предложения.

Нефтяники послушались и выполнили оба требования. В результате бензиновые индексы прервали своё триумфальное восхождение и начали медленно снижаться. Тем не менее они до сих пор остаются довольно высокими — к примеру, по итогам первой декады августа средний биржевой индекс АИ-92 в России составил почти 57,5 тысячи рублей за тонну.

Негативное влияние

Представители вологодского бизнеса, к которым «Премьер» обратился за комментариями по поводу ситуации, не сдерживали себя. «В Вологодской области цены на бензин — одни из самых высоких на Северо-Западе, — заявил председатель областной общественной организации содействия автомобилистам Юрий Тарбаков. — Их рост отрицательно сказывается на нашем бизнесе, потому что повышаются издержки. А поднять цены на свои услуги мы не можем, ведь у вологжан и так денег немного. Мы стараемся идти людям навстречу, но наши ресурсы ограничены».

Он подчеркнул, что в числе пострадавших оказались не только пассажироперевозчики: «Подорожание бензина негативно влияет на весь вологодский бизнес. Мы неоднократно отмечали это в своих обращениях, однако чиновники пишут отписки: «У нас транспортные расходы выше, чем в других регионах». Но почему тогда цена на бензин в далёком Котласе ниже, чем в Вологде?»

Юрий Владимирович дал свою оценку происходящему: «С одной стороны, отчисления от акциза на бензин идут в областной бюджет, и это неплохо. С другой стороны, вреда всё равно больше, чем пользы, ведь подорожание топлива ведёт к повышению цен и тарифов. А ещё обратите внимание, что в Вологде на соседних заправках цены на бензин разные: в одном месте литр продаётся на 4-5 рублей дороже, чем в другом. Это же разница в 10 %, и это говорит о том, что топливный рынок у нас неразвит».

«Это ненормально»

«Во всём мире стоимость топлива зависит от стоимости нефти: если нефть дешевеет или дорожает, то и топливо тоже дешевеет или дорожает. А у нас в стране не так: топливо растёт в цене всегда, независимо от того, куда движутся нефтяные цены: вверх или вниз, — заявил «Премьеру» грузоперевозчик Евгений Старицын. — Для государства, которое добывает нефть и экспортирует её, это ненормально».

По словам Евгения Старицына, повышение цен на бензин приводит к снижению рентабельности грузоперевозок: «Мой знакомый, который ими занимался, из-за постоянного роста затрат в буквальном смысле слова «уез-дился»: залез в кредиты, стал на всём экономить до такой степени, что даже колёса покупал б/у, а это опасно. В итоге однажды попал в аварию и больше в наш бизнес не вернулся».

«Расходы увеличились, — солидарен с ним Сергей, грузоперевозчик из Грязовецкого района. — Дорожает ведь не только бензин, но и масла, и запчасти, и всё остальное, так как стоимость бензина включена в себестоимость всех товаров. А ставки на свои услуги мы поднять не можем, потому что экономического развития в стране нет, объёмы производства почти не растут. Я езжу по России, так по сторонам порой страшно смотреть: стоят пустые предприятия, ни окон, ни дверей, как после войны. Такое везде: и в Мурманской области, и в Нижегородской, и в других регионах. Мы сейчас получаем за свои услуги те же деньги, что и 10 лет назад, только тогда и топливо, и запчасти, и расходные материалы стоили в три раза дешевле».

«Я не понимаю, почему обращают внимание только на бензин. С ним ситуация ещё более-менее, а вы посмотрите, как выросли, например, цены на металл, на удобрения или на пиломатериалы, — говорит вологжанин Алексей. — Из-за этого цены на многие товары уже серьёзно поднялись, а осенью (я в этом уверен) они опять подскочат вверх. Между тем официальная инфляция у нас всего 6 %. Комментарии, наверное, излишни».

В долгосрочной перспективе

Бензин в нашем регионе дорогой из-за низкого уровня конкуренции между его продавцами — так считают специалисты областного управления Федеральной антимонопольной службы. Конкуренция на топливном рынке Вологодчины может возникнуть ещё не скоро, полагают в ФАС.

В 2017-2018 годах областные антимонопольщики проводили масштабное разбирательство по ценам на бензин в регионе. Согласно их выводам, с октября 2015 года по январь 2016 года себестоимость бензина АИ-92 снижалась, но компания-владелец самой крупной сети заправок розничные цены не уменьшила. В 2018 году владелец самой большой на Вологодчине сети заправок получил штраф в размере 300 тысяч рублей.

Причина ситуации на региональном рынке в том, что одна-единственная компания занимает на Вологодчине более чем 50%-ную долю на так называемых локальных рынках автомобильного топлива (рынках, которые расположены в пределах конкретных муниципалитетов, населённых пунктов и городских микрорайонов). Заправки компании преобладают на 55 из 72 локальных розничных рынков автобензина и на 25 из 34 локальных розничных рынков дизельного топлива. «Данные рынки характеризуются высокими показателями концентрации, то есть конкуренция на них неразвита», — отметил и представитель ФАС.

Причём в ближайшее время изменить ситуацию к лучшему не удастся, потому что российские нефтеперерабатывающие компании не спешат строить на Вологодчине свои предприятия — из-за потенциально высоких издержек и долгой окупаемости таких инвестиционных проектов, подчеркнули в антимонопольной службе: «Барьеры входа на розничные рынки автомобильных бензинов являются преодолимыми в очень долгосрочной перспективе».

16
0
Похожие статьи
  • 15 сентября' 20 | Скандалы

    В вотчине главного зимнего волшебника — очередной скандал. Представители крупнейших туристических фирм Великого Устюга пожаловались в областное правительство на сложности работы с новой командой АО «Дед Мороз» под управлением Олега Васильева. Причина — кабальные условия сотрудничества и рост цен на основные услуги «сказочного деда».

    2282
    0
  • 28 января' 20 | Скандалы

    В Вологодской области резко выросли цены на сжиженный газ для населения. Если в 2019 году стоимость одного баллона составляла в среднем 750 рублей, то с нового года за баллон придется отдать минимум 1200 рублей. В чем причина такого резкого подорожания и как власть намерена решать эту проблему? «Премьер» решил разобраться в ситуации.

    825
    0
  • 26 июля' 21 | Страна и мы

    Минеральные удобрения подорожали во втором квартале 2021 года на 42 %.

    42
    0
  • 23 декабря' 20 | Экономика

    Сахарный песок на Вологодчине подорожал на 20 %, а растительное масло — на 70 %.

    355
    0
  • 16 июля' 21 | Общество

    Исполнение строительных контрактов оказалось под угрозой из-за роста цен на металл и древесину.

    26
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.