Вологодское время Гаврилина

№27 (1128) от 9 июля 2019 г.

В музей «Литература. Искусство. Век XX» чаще идут «на Рубцова». | Фото Анны Белозеровой

Сегодня единственным музеем в Вологодской области, который посвящен жизни и творчеству известного композитора с вологодскими корнями Валерия Гаврилину, является музей «Литература. Искусство. Век XX» в Вологде. 

В следующем году это культурное пространство будет отмечать свое 15-летие, а в этом — 80-летие со дня рождения композитора.

Музею в Вологде быть!

Идея создать экспозиции, посвященные двум вологжанам, прославившим Вологодский край — поэту Николаю Рубцову и композитору Валерию Гаврилину, возникла в начале 2000-х годов. В 2005 году этот замысел осуществился, и в Вологде открылся музей «Литература. Искусство. Век XX». Как рассказывает сотрудник музея Янина Фролова, материалы для выставки приходилось собирать по крупицам.

Особенно сложно пришлось с подготовкой экспозиции, посвященной Валерию Гаврилину.

«В наших музейных фондах было не так много личных вещей композитора, документов, связанных с его пребыванием на Вологодчине. Пришлось посидеть в библиотеке, поискать вологодский материал, — рассказывает Янина Фролова. — Я познакомилась с вдовой композитора, Наталией Евгеньевной, с его учительницей музыки Татьяной Томашевской. Татьяна Дмитриевна, по сути, была его второй мамой, именно она ввела юного Валерия Гаврилина в мир музыки. Кстати, она до сих пор живет в Вологде, ей сейчас 93 года».

Гаврилину в музее посвящены два зала постоянной экспозиции. Со слов сотрудника музея Янины Фроловой, материалы для выставки пришлось собирать по крупицам. | Фото Анны Белозеровой

Что в музее интересного?

Гаврилину в музее посвящены два зала постоянной экспозиции под названием «Перезвоны», в честь одного из его знаковых произведений. В этом году открылась еще одна выставка, которая связана с детскими годами композитора, проведенными им в Октябрьском детском доме, в селе Ковырино под Вологдой. 

«Родился Гаврилин в 1939 году в Вологде, два года жил в Кадникове, когда началась война, переехал с мамой в деревню Перхурьево Кубено-Озерского района. Его маму, Клавдию Михайловну, назначили директором детского дома в соседнем селе Воздвиженье. В 1950-е из-за ложного доноса она была арестована, и маленького Валерия отправили в Октябрьский детский дом в селе Ковырино. Там он воспитывался три года, там он сделал свой первый шаг в мир музыки, — рассказывает Янина Фролова. — В детдоме музыкой с детьми занимались преподаватели музыкальной школы города. Увидев впервые пианино, у Гаврилина появилось желание научиться писать ноты. Он подошел к учительнице музыки Татьяне Томашевской с вопросом, можно ли в 11 лет научиться играть на пианино. А через три года он подарил своей учительнице музыки на день рождения сочиненный им романс «Красавица-рыбачка» на стихи немецкого поэта Генриха Гейне».

По словам сотрудника музея, в процессе создания экспозиции было очень важно показать значение Вологодского края для дальнейшей жизни и творчества композитора. На выставке «Я под этим небом рос…» представлены найденные в фондах музея уникальные материалы, такие, как фотоальбом воспитанников Октябрьского детского дома, грамоты за участие в музыкальных конкурсах, предметы, которые окружали Валерия Александровича в детстве. 

«На выставке-инсталляции «Музыка — жизнь моя», созданной к юбилейному дню рождения композитора, представлены те предметы, о которых композитор упоминает в различных документах, — говорит Янина Фролова. — Это и русская гармошка, и поддужные колокольчики, и радио в виде тарелки, и удивительный кинопроектор. Как рассказывал Гаврилин, когда к ним в деревню Перхурьево привозили фильмы, то мальчишек больше интересовало не то, что показывают, а как это всё работает».

Среди разных предметов, представленных на выставке, особое место занимает большое яблоко. Как поясняет сотрудник музея, яблоко — это символ творчества композитора: «В своих воспоминаниях Валерий Александрович писал, что после войны в деревню пришел солдат и угостил его большим южным красным яблоком. Валерий есть его один не стал, а поделился с ребятами. Те откусывали от яблока по очереди, хвалили его, и в итоге в руках у Гаврилина осталась только сердцевина. И он тогда понял, что ему было не жалко всех угощать, главное в жизни — это уметь отдавать. И уже став композитором, он писал, что самое счастье для музыканта — это уметь отдавать слушателям свое творчество и получать на это отклик. «Я — композитор, яблоко в моих руках — это музыка. Его сок — человеческая боль, вера, надежда, любовь», — говорил Гаврилин.

Есть на выставке и предметы, изготовленные самим композитором. Это и сделанная из разделочной доски и простых карандашей рамка с изображением храма, и светильники. Как говорит сотрудник музея, Валерий Гаврилин любил делать собственными руками какие-то вещицы.

Особое место среди экспонатов музея занимает яблоко — символ творчества композитора Гаврилина. | Фото Анны Белозеровой

О чем туристы спрашивают?

Что касается интереса со стороны вологжан и гостей города к музею «Литература. Искусство. Век XX», то, как признается Янина Фролова, к ним чаще идут «на Рубцова». Правда, многие посетители, оказавшись в этом пространстве, с удивлением узнают, как именно Гаврилин связан с Вологодчиной. Самые преданные посетители музея — воспитанники музыкальных школ, учащиеся Областного колледжа искусств. В последнее время к музею проявляют интерес и учащиеся обще­образовательных школ, причем интересуются не только Гаврилиным, но и в целом музыкальной культурой города. Кстати, в прошлом году на бесплатную экскурсию, посвященную дню рождения композитора, пришло много людей. Работники музея на­деются, что и в этом году в 20-х числах августа, когда будет отмечаться юбилейный 80-й день рождения композитора, вологжане проявят не меньший интерес к экспозиции и выставкам.

А вот вопросы, которые чаще всего задают посетители во время знакомства с экспозициями, касаются судьбы потомков композитора. Интересуются, какие произведения он написал и кто из известных певцов их исполнял. Многие удивляются тому, насколько каллиграфическим и изящным был почерк у Гаврилина. 

В планах у музея — дальнейшее развитие, обновление, «оживление» экспозиций. И здесь сотрудники надеются на помощь спонсоров, неравнодушных людей, а также хороших дизайнеров, которые смогут воплотить все задумки, связанные с видоизменением данного культурного пространства.

28
0
Похожие статьи
  • 22 мая' 19 | След в истории

    В честь его подвига в Вологде переименовали одну из центральных улиц, но потом «по многочисленным просьбам ветеранов» переименовали вновь, предпочтя забыть об этом человеке и его мужественных товарищах.

    436
    0
  • 16 октября' 18 | Своё — родное

    Среди населения Вологодчины выделяется одна хоть и малочисленная, но имеющая свои язык и письменность группа коренных жителей — вепсы.

     

    242
    0
  • 06 февраля' 19 | След в истории

    Современники недооценивали творчество Крылова, не видя в его баснях самобытности. Уставший от нападок автор уже хотел было поставить крест на сочинительстве, но от непоправимого шага уберёг вологодский поэт, пожелавший остаться неизвестным.

     

    140
    0
  • Свою коллекцию шедевров, положившую начало Эрмитажу, императрица Екатерина II не смогла бы собрать без помощи дипломата Андрея Белосельского — потомка наших белозерских князей.

     

    110
    0
  • 30 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Летом 1553 года во время паломничества царской семьи в Кирилло-Белозерский монастырь нелепая случайность погубила старшего сына Ивана Грозного Дмитрия. Обстоятельства трагедии, разыгравшейся на реке Шексне, до сих пор вызывают споры.

    265
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.