Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Вояж исполина

№26 (1127) от 2 июля 2019 г.

Длина дирижабля «Граф Цеппелин» — 236,6 метра, максимальный диаметр — 30,5 метра. Люди рядом с ним кажутся муравьями...

Ранним утром 16 августа 1929 года над Вологдой появился невиданный летательный аппарат — огромный немецкий дирижабль «Граф Цеппелин». По официальной версии, он направлялся в кругосветное путешествие, но зачем пролетел над Вологодчиной на самом деле?

С борта дирижабля велась фото- и киносъёмка, но в отличие от других документальных доказательств этого беспрецедентного вояжа вологодские материалы никогда не обнародовались и, возможно, до сих пор, спустя 90 лет, остаются под грифом «СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО».

Дирижабль «Граф Цеппелин» ныне известен намного меньше, чем созданный позднее «Гинденбург», который в конце трансатлантического перелёта сгорел и своим крушением положил конец романтичной эре транспортного дирижаблестроения. Между тем для своего времени «Граф Цеппелин» был, без сомнения, самым популярным и «продвинутым» дирижаблем мира. Созданный в 1928 году гигантский аппарат 9 лет эксплуатировался как пассажирский, за почти 600 полётов перевёз 13 000 пассажиров и участвовал во многих «раскрученных» прессой акциях, из которых самой громкой стало круго­светное путешествие.

Лишь после гибели «Гинденбурга» эксплуатация дирижабля была прекращена, а в годы Второй мировой войны «Граф Цеппелин», успев в пропагандистских целях «покрасоваться» со свастикой в небе над Берлином, почил в бозе, разобранный на части.

«Комарики на воздушном шарике»

Говорят, что этот странный образ в детской сказке «Тараканище» (1921 год) Корнею Чуковскому был навеян всеобщим увлечением дирижаблестроением. Действительно, в 20-е годы XX века мир захлестнула мода на дирижабли (от французского dirigeable — управляемый) — гигантские баллоны, наполненные летучим газом (делали ставку на пожароопасный водород) и способные в отличие от воздушных шаров передвигаться в заданном направлении со значительной скоростью благодаря воздушным винтам. По сравнению с самолётами дирижабли способны долго оставаться над определённым районом, так как в тихую погоду могут держаться в воздухе без траты горючего.

Своё название посетивший Вологду дирижабль Graf Zeppelin LZ-127 получил в честь немецкого пионера дирижаблестроения графа Фердинанда фон Цеппелина (1838-1917), который работал над проектами летательных аппаратов с 1880-х годов и придумал так называемую жёсткую схему дирижабля, когда несущий газ распределяется по замкнутым отсекам внутри обтянутого тканью каркаса (аппараты аналогичной конструкции потом так и будут называть: цеппелины).

В августе-сентябре 1929 года «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера осуществил первый в истории воздухоплавания кругосветный перелёт с пассажирами. Стартовав в Лейкхерсте, исполинский дирижабль за 20 суток преодолел более 34 тысяч км со средней полётной скоростью около 115 км/ч, совершив при этом лишь три промежуточные посадки — во Фридрихсхафене, Токио и Лос-Анджелесе. Основной целью перелёта была заявлена пропаганда возможностей жёстких дирижаблей. 

Эй вы, там, наверху!

Самый длинный отрезок пути — 11 247 км от Фридрихсхафена в Токио через Россию — «Граф Цеппелин» прео­долел за 101 час 49 минут. Пройдя над Берлином, дирижабль взял курс на наши края и в 5 утра 16 августа 1929 года появился над Вологдой.

По словам очевидца Николая Шадрунова, дирижабль пролетел на высоте обычных аэропланов над улицами Леонтьевской и Подлесной (ныне они объединены в одну улицу — Горького). «Полёт дирижабля при сильном ветре был относительно медленным, — рассказал вологжанин газете «Красный Север», — поэтому сам он и его опознавательные знаки были хорошо и долго видны».

 

Возможно, единственное свидетель­ство пребывания «Графа Цеппелина» (указан стрелкой) над Вологдой — вот этот нечёткий снимок, опубликованный в газете «Красный Север» 18 августа 1929 года.

В 1931 году этот дирижабль отправится исследовать советскую Арктику. Тогда уже никто не станет скрывать, что аппарат чрезвычайно удобен для того, чтобы вести разведку, — уникальные возможности щедро продемонстрируют советским участникам экспедиции. Выходит, рекордный полёт 1929 года производился ради сбора разведывательных данных?

Что же интересовало немецких разведчиков в наших краях? Скорее всего, малоизученная тогда на Западе транспортная инфраструктура наших мест — мосты, а в особенности — Северная железная дорога, связывающая всю Россию с Архангельском. И материалы, подтверждающие это, должно быть, сгинули затем в фашистских архивах...

 

Говорят, будто полёт над Москвой в 1929 году пришлось отменить в связи с неблагоприятными ветрами (хотя, судя по этой немецкой маршрутной карте самого длинного участка кругосветки, посещение столицы СССР вообще не планировалось). Это вызвало официальную жалобу от правительства Советского Союза: Сталин решил, что им пренебрегают. Чтобы умилостивить «отца народов», «Граф Цеппелин» в 1930 году слетает и в Москву. Вот только его маршрут будет пролегать уже не над Вологдой...

ОТКЛОНЕНИЕ ОТ КУРСА

Интересно, что несколько лет спустя над Вологдой мог появиться ещё один дирижабль, теперь уже наш.

В 1930 году Москва, вдохновлённая успехами дирижаблестроения за рубежом, запустила собственную программу постройки подобных аппаратов. В городе Долгопрудном в Подмосковье даже возник комбинат «Дирижаблестрой». 

В первый полёт созданный там дирижабль полужёсткого типа «СССР-В6 «Осоавиахим» отправился в январе 1934 года. В политических целях руководство страны потребовало какого-нибудь достижения. 29 сентября 1937 года «СССР-В6» вылетел из Долгопрудного и приземлился здесь же через 130 часов 27 минут 4 октября, установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта. При этом аппарат с экипажем 16 человек преодолел расстояние в 4 800 км.

Дирижабль пролетел над Волоколамском, Ржевом, Новгородом, затем очутился в наших краях и над Белым озером повернул в сторону Казани. Но тут вмешались метеоусловия. Как свидетельствует историк дирижаблестроения Алексей Белокрыс, «в районе Вологды погода испортилась, корабль внутри и снаружи покрылся изморозью, а когда мелкий дождь превратился в ливень, кабину залили потоки воды». Из-за непогоды и тёмного времени суток экипаж даже не понял, как, оставив Вологду в стороне, прошёл над Грязовцем. Из туч аэронавты вынырнули лишь над городом Иваново...

Побив рекорд «Графа Цеппелина», наш отечественный аппарат, уступавший ему по размерам, увы, не сумел порадовать своим появлением вологжан. И на этом в истории странствий дирижаблей над Вологдой была поставлена точка.

Или многоточие?

237
0
Похожие статьи
  • 27 марта' 19 | Культпросвет

    Морской промысел, в котором активно участвовали вологжане, чуть не привел к полному исчезновению в Тихом океане ценных животных — каланов. Но именно благодаря ему выходцы из Вологодчины дошли до Аляски и Калифорнии.

     

    98
    0
  • 30 января' 19 | Нераскрытые тайны

    Летом 1553 года во время паломничества царской семьи в Кирилло-Белозерский монастырь нелепая случайность погубила старшего сына Ивана Грозного Дмитрия. Обстоятельства трагедии, разыгравшейся на реке Шексне, до сих пор вызывают споры.

    272
    0
  • 03 июля' 19 |

    В Полтавском сражении участвовало сразу несколько полков, названных в честь трёх главных городов Вологодчины. 

    169
    0
  • 02 мая' 18 | Как это было

    Через 100 лет после приезда дипломатического корпуса в Вологду одна из бывших посольских резиденций занята ФСИН, а вторую хотят продать с молотка

    472
    0
  • 13 марта' 19 | Культпросвет

    Сколько раз Пётр I был в Вологде? Почему царь-самодержец останавливался в доме для «подлых»? Каков размер ноги был у двухметрового императора?  Эти и другие малоизвестные сведения рассказал «Премьеру» заведующий Домом-музеем Петра I Андрей Котов.

    240
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.