Война и мир на «Свидании с Россией»

№47 (1148) от 26 ноября 2019 г.

В Вологодском колледже искусств Сергей Шакуров под аккомпанемент оркестра «Перезвоны» прочитал поэму «Полтава» А.С. Пушкина. | Фото Алины Махлиной

На X Международном фестивале туристических фильмов и телепрограмм перемежались темы войны и красоты мира вокруг нас. В Вологде «Свидание» проходит в третий раз. 

Глава первая. Звёздный визит

В течение четырех дней эксперты выбирали лучшие игровые и документальные картины. Вологжане также вошли и в состав жюри. В игровом конкурсе судила режиссер Снежана Малашина. В Год России (2016) она представила совместно с Дмитрием Чернецовым художественно-документальный цикл «От волоха до Вологды». В качестве члена жюри Дмитрий Чернецов оценивал работы в конкурсе документальных фильмов.

На «Свидание» этого года в наш город приехали знаменитые артисты Алиса Гребенщикова и Сергей Шакуров. Мастер-класс для детей по созданию мультфильмов провел креативный директор Московского музея анимации, режиссер-постановщик Кирилл Поликарпов.

Советский и российский актер Сергей Шакуров свой творческий вечер посвятил событиям XVIII столетия. В одном из интервью актер признался, что пробовал примерить мундир Петра Первого из запасников Эрмитажа, но тот оказался узок в плечах.

«Очень приятно, когда приезжают настоящие актеры, которые умеют говорить и делают это профессионально и с любовью. Здесь впечатление может быть только одно — восхитительно, чудесно, великолепно! И почаще бы к нам приезжали люди слова, потому что мы слово от специалистов такого уровня слышим редко», — выразила свое мнение о выступлении артиста Светлана Корбакова.

Вне конкурса в этом году состоялся показ картины вологодских кинематографистов «Вместе по Русскому Северу». Фильм повествует о путешествии курсантов школы Прионежья от Вытегры до Санкт-Петербурга по воде. Судно ребята построили сами. По пути курсанты посещают места, связанные с Великой Отечественной войной. За кадром происходящее комментирует Герой России и сенатор Юрий Воробьёв. Режиссер картины Дмитрий Чернецов и оператор Михаил Макаров — лауреаты Государственной премии России за фильм «Дионисий».

Глава вторая. Болезненный опыт

Тема Великой Отечественной войны красной нитью проходила через конкурсную программу. Многие фильмы и даже мультфильмы не обошли ее стороной.

За лучший неигровой фильм в номинации «Летопись России» кружевное панно и диплом вручили Максиму Кузнецову, режиссеру кинокартины «Мы в садовника играли». Как признался на награждении режиссер, «фильм был закончен три дня назад».

За лучший неигровой фильм в номинации «Летопись России» кружевное панно и диплом вручили Максиму Кузнецову, режиссеру кинокартины «Мы в садовника играли». 

В кино рассказывается история шестилетней девочки, которую война застала на новой границе Советского Союза — в Эстонии. Ее родители — военные. Они понимают, что скоро начнется на территории военной базы, где они находятся, но бежать не могут. Мать решает спасти дочь и отправляет ее в плавание на лодке, привязав к руке девочки записку на куске клеенки. В одиночку девочка добирается до Москвы. В основу фильма легли воспоминания профессора ВГИКа Валентины Орловой. «Она предложила мне сценарий по своим воспоминаниям. Я очень уважаю эту женщину, и, конечно, взял его, посмотрел. Меня эта история заинтересовала. Немножко мы доработали сценарий. Я дописал кое-какие связки, закадровый текст», — рассказывает Максим Кузнецов.

Художественное повествование в фильме перемежается с реальной хроникой военных лет. За кадром звучат голоса профессиональных артистов Ларисы Лужиной, Андрея Мерзликина, Александра Пашутина и других.
Это не первый опыт работы в жанре хроникально-монтажного фильма для Максима Кузнецова, но один из самых болезненных. «Было тяжело, потому что, когда я начал погружаться в эту историю, волей-неволей всё это примеривал на себя, на своих детей, на внучку свою. Когда начинаешь монтировать и подбирать видеоряд (в фильме есть достаточно жесткие кадры), всё это становится таким близким, что работать больно. Через это надо было пройти. Когда дело тебя глубоко трогает, то что-то получается», — отметил режиссер.

Глава третья. Приманка для туриста

Советами о том, как «вкусно» рассказать о своих приключениях, поделилась с вологжанами главный тревел-эксперт National Geographic Traveler Ольга Яковина.

Как оказалось, именно про свои родные и любимые места рассказывать особенно сложно. В тексте не должно быть рассказано много, в нем должно быть то, что по-настоящему круто и интересно. Чтобы правильно отсеивать ненужное, Ольга советует научиться смотреть на всё глазами туриста: «Иначе вы можете пропустить важные вещи, которые вам как жителю кажутся простыми и понятными».

Ансамбль «Русский Север»

По выражению Ольги Яковиной, «читатель — капризная красавица». Ему нельзя давать заскучать, поэтому причастные обороты, цифры и перечис­ления вам в тексте не помощники. А вот истории о проклятиях и привидениях, местные байки, «вау-факты» придутся ко столу.

Таким образом, чтобы привлечь читателя, а впоследствии и туриста, не обязательно писать «Войну и мир» о родном крае.

Глава четвёртая. Никто не забыт

На фестивале также подвели итоги конкурса сценариев документальных фильмов «Неизвестные страницы Великой Победы», посвященного 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

На суд жюри поступило более 50 сценариев документальных фильмов со всех уголков страны и ближнего зарубежья. Лучшим был признан сценарий Анны Ганшиной «Гатчина. Подвиг. Война». «Мы сделали выбор в пользу безусловного профессионализма», — отметила член жюри Мила Кудряшова.

«Меня давно интересовала история. Под Питером есть небольшой город Гатчина. Немецкие войска вошли туда уже в сентябре, но жители этого города за короткое время совершили почти все подвиги, о которых мы знаем: подвиг панфиловцев, спасение сокровищ и одиночные бои. Эти люди отдали свои жизни героическим способом», — пояснила Анна.

Приз зрительских симпатий в конкурсе анимационного кино завоевал мультфильм «Чик-Чирик» режиссера Жанны Бекмамбетовой. Это история о том, как нелегок бывает путь по канату над бездной. В центре повествования — героиня и ее жизнь от детства до старости. Мы не видим ее лица — только ноги. Рядом с ней порхает забавный спутник-воробей. Этот мультфильм не совсем детский, как отметили организаторы фестиваля. Однако дети и их родители отдали свои голоса именно ему.

«Очень хорошо, что фестиваль проходит у нас уже в третий раз. Было радостно, что появился конкурс игровых фильмов и анимации. Мне удалось немного посмотреть в этом году, но, по моему опыту зрителя, для фестиваля «Свидание с Россией» выбираются особые фильмы. Они рассказывают о нашей жизни, о жизни деревни и города. В этих фильмах чувствуется посыл доброты — это очень важно, особенно для молодых зрителей», — считает киновед Татьяна Канунова.

79
0
Похожие статьи
  • 18 июня' 19 | Фестивали

    Международный фестиваль «Город ремёсел» превратился в праздник, который вологжане ждут с большим нетерпением и который они охотно посещают каждый год, чтобы не только купить себе красивые оригинальные вещи, но и получить хорошее настроение.

    60
    0
  • 29 мая' 19 | Культпросвет

    Вологодский спектакль «Родная мать» в постановке сотрудников архитектурно-этнографического музея «Семёнково» отправляется в Москву, чтобы принять участие в необычном театрально-музейном проекте «Theatrum 2019».

    98
    0
  • 11 декабря' 18 | Фестивали

    Во второй день фестиваля «Свидание с Россией» якутский художник Семён Луканси провел мастер-класс для участников фестиваля и воспитанников детской школы искусств «Арт-идея». 

    64
    0
  • 27 августа' 19 | Фестивали

    С 22 по 25 августа в Вытегорском районе состоялся  IV Всероссийский фестиваль «Наследники традиций». Великоустюгские узоры, народные напевы и счастливые дети – таким корреспондент «Премьера» увидел «наследников».  

    183
    0
  • 11 декабря' 18 | Фестивали

    IX Международный фестиваль туристических кинофильмов и телепрограмм «Свидание с Россией» прошел в Вологде.

    74
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.