Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Вторичные признаки

№19 (1223) от 18 мая 2021 г.

После года дистанционного образования могло резко упасть качество полученных студентами знаний.

По официальным данным, пандемия коронавируса особенно не повлияла на успеваемость учеников школ и студентов вузов. Но сами ребята постоянно жалуются на психологические трудности, относящиеся как к образовательным процессам, так и к социальным связям. По данным Минздрава, у 80 % школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения. У 55 % учащихся зафиксировано нарушение сна. 
 
На период действия ограничительных мер всю систему образования перевели на дистанционную работу. В идеале это должны были быть интерактивные видеолекции в режиме онлайн. Но так было далеко не всегда: по словам собеседников «Премьера», некоторые учителя и преподаватели делали это максимально дотошно и творчески, другие же ограничивались только размещением текстов лекций, которые не всегда были написаны понятным языком. 

От изоляции к депрессии 

Вологжанин Александр Петров (имя и фамилия изменены. — Прим. ред.) в 2020 году окончил школу и поступил в вуз в другом регионе. Он выбрал специальность, которой в регионе попросту не учат. Таких, как он, по данным правительства области, в прошлом году было 513 человек. Из них большинство поступило на медицинские специальности (140 человек), ещё 108 человек поступило на специальности, связанные с будущей работой в силовых структурах, 67 человек — в химической промышленности, 47 человек — в наноэлектронике и так далее. 
 
Школу Александру пришлось оканчивать в дистанционном формате, но в университете он учился поначалу как обычно: ходил на лекции и семинары. «А затем мы несколько месяцев не ходили на лекции. На первый взгляд, это даже хорошо: мы получили возможность более эффективно отрабатывать материал: ставить на паузу, если что-то непонятно, уточнять непонятные моменты в интернете. Трудности есть, но они крайне индивидуальны. С преподавателями очень сложно встретиться лично, нет никакого взаимодействия с другими группами, возникло состояние изоляции, когда ты контактируешь только с определёнными преподавателями», — рассказывает Александр. 
 
У Александра были серьёзные психологические проблемы, для решения которых пришлось консультироваться даже не с психологом, а с психиатром. Фактически никак не взаимодействуя с внешним миром, он умудрился накопить долгов, количество которых казалось ему огромным, а проблема — нерешаемой. Сам он об этом сегодня предпочитает не говорить, и лишь его мама намекнула, что ситуация в какой-то момент была непростой.  

| Фото с сайта pulse19.ru 

«Статистика такова, что резко сократились социальные связи, — рассуждает мама Александра. — Да, молодёжь и так очень много общается через интернет, а тут ребятам просто не оставили выбора. Это называют расчеловечиванием собеседника: то есть ты, конечно, понимаешь, что общаешься с живым человеком, но для подсознания это компьютер или смартфон, тексты, набор букв. К этому шло давно, но локдаун только ускорил процесс. В итоге человек чувствует себя одиноким и тревожным, может возникнуть депрессия, которую в нашем случае удалось вовремя диагностировать и купировать». 
 
«В период пандемии выпускники испытывали потребность в живом общении с одноклассниками и учителями. Недостаточный уровень общения в период действия ограничительных мер педагоги восполняли с помощью различных цифровых платформ и ресурсов, организовывали классные сообщества «ВКонтакте», давали консультации, оказывали психологическую поддержку», — сообщили «Премьеру» в пресс-службе правительства Вологодской области. 

ДОЛГОСРОЧНОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ 

Ещё один собеседник «Премьера» — вологжанин, который сейчас преподаёт в одном из вузов за пределами родного региона. По его мнению, дистанционное образование привело к скрытому падению качеству знаний у студентов. Очень тяжело контролировать, действительно ли студент слушает в этот момент видеолекцию или только формально присутствует онлайн, а на самом деле занимается другими делами. Но главная проблема — это даже не лекции, а зачёты и экзамены.  
 
«Раньше для того, чтобы списать, студенту нужно было сильно постараться сделать так, чтобы этого никто не заметил. У нас появилась по этому поводу шутка. Раньше, если у человека не оставалось остаточных знаний по предмету, самой популярной отмазкой было то, что он получил зачёт или экзамен автоматом. Самая популярная отмазка 2021 года состоит в том, что у него был дистант», — рассказывает вологжанин. 
 
«Дистант наиболее критичен для первокурсников. Связано это даже не столько со способностью к адаптации в коллективе, а с общей проблемой, — резюмирует собеседник «Премьера». — Из психологических моментов — наиболее критичен дистант для первого курса. Когда приходят ребята, они погружаются в новую социальную среду, идёт процесс привыкания. В дистанте этого не происходит. Им это придётся делать, когда они выйдут из дистанта, когда обучение, по идее, должно будет решать совершенно иные задачи». 
 
Наконец, наш собеседник убеждён, что никто особенно эту проблему не обсуждает и не исследует. Формально успеваемость осталась на прежнем уровне, а значит, официальных причин бить тревогу нет. «Но успеваемость — это ведь довольно формальный показатель, который зависит от субъективных установок преподавателя. В одном студенте он увидит одно, в другом — другое. У кого-то сложно получить положительную оценку, у кого-то — нет. Но для любого преподавателя главное, чтобы успеваемость была хорошей, иначе ему придётся давать объяснения, что это не он плохо учил, а всему виной внешние причины, над которыми он не властен», — подчёркивает собеседник «Премьера». 
 
Официально правительство Вологодской области сообщает, что анализ результатов ЕГЭ 2020 года показывает, что пандемия и дистанционное образование никак не повлияли на качество знаний, улучшившись по некоторым предметам. Процент выпускников, набравших во время ЕГЭ более 80 баллов, в 2020 году повысился по итогам аттестации по русскому языку, химии, биологии, истории и обществознания. Причём по истории их число выросло с 10,9 % до 15,6 %, по химии — с 14,2 % до 18,2 %. 
 

Из психологических моментов — наиболее критичен дистант для первого курса. Когда приходят ребята, они погружаются в новую социальную среду, идёт процесс привыкания. В дистанте этого не происходит. Им это придётся делать, когда они выйдут из дистанта, когда обучение, по идее, должно будет решать совершенно иные задачи

 
Впрочем, такие исследования ведутся, по крайней мере, на уровне Минздрава. Подведомственный министерству Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей ещё в прошлом году провёл исследование, согласно которому депрессивные состояния отмечены у 42 % детей, астенические состояния — у 41,6 %, пишет РБК. Можно говорить о благоприятной психолого-социальной адаптации к условиям самоизоляции и дистанционного обучения лишь у 13,4 % учащихся. А вот в областном Департаменте образования затруднились сообщить, исследует ли кто-либо этот вопрос на Вологодчине. 
 
Психолог Стивен Тейлор из США по итогам своих исследований ввёл такой термин, как «синдром COVID-стресса» (COVID stress syndrome). Об этом пишет научный вестник «Евразийский союз учёных» в статье
 
«Влияние COVID-19 на психологическое состояние людей». Стивен Тейлор обследовал семь тысяч человек и выявил этот синдром у 25 % испытуемых. Синдром связан с сильным страхом подхватить инфекцию: люди беспокоятся по поводу социальных и экономических последствий СOVID-19, им снятся кошмары.  
 
«Долгосрочное воздействие COVID-19 на психическое здоровье может занять недели или месяцы, чтобы стать полностью очевидным, и управление этим воздействием требует согласованных усилий не только от психиатров, но и системы здравоохранения в целом, — пишет «Омский психиатрический вестник». — Необходимы дальнейшие исследования, даже в форме предварительных или экспериментальных исследований, для оценки масштабов этой пандемии в других странах, особенно в тех, где инфраструктура психической помощи менее развита и воздействие, вероятно, будет более серьезным».
31
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.