Вторые Канны

№1 (1154) от 14 января 2020 г.

Вес­ти съёмки в Вологде очень удобно: она близко, здесь низкие цены, обилие красивых историко-культурных и природных объектов.  | Фото с сайта terkom370.ru

При правильной поддержке со стороны государства Вологда может стать одним из центров российской кинематографии.

В этом уверены вологодские производители кино.

«У Вологды есть вполне реальный шанс стать российским «городом грёз», превратиться в отечественные Канны, — сообщил «Премьеру» вологодский кинорежиссёр Андрей Петровский. — Наш регион обладает целым рядом факторов, позволяющих создать здесь крупный кинопроизводственный комплекс и успешно развивать собственный кинобизнес».

По его мнению, одно из самых важных преимуществ Вологодской области в данном отношении — её выгодное географическое положение. Она находится рядом и с Москвой, и с Санкт-Петербургом, что в плане логистики чрезвычайно привлекательно для большинства производителей художественных фильмов, телесериалов и документалистики из обоих городов.

«В Москве снимать дорого, а все виды сняты уже до такой степени, что удивить зрителя нельзя практически ничем. Производители вынуждены искать новую фактуру и новые идеи в других регионах и странах, вплоть до Узбекистана, — добавляет Андрей Петровский. — Поэтому вес­ти съёмки в Вологде им будет очень удобно: она близко, здесь низкие цены, обилие самобытных и красивых историко-культурных и природных объектов. У нас можно найти даже высокопрофессиональные кадры для кино: от операторов до специалистов по 3D-эффектам».

Согласно его подсчётам, один стандартный, средний по масштабу и значимости кинопроект способен дать Вологодской области до 500-600 сезонных рабочих мест, а проектов таких в перспективе можно привлекать десятки.

«Главное — создать здесь инф­раструктуру для кинопроизводства, и тогда заинтересованность в нас у крупных инвесторов серьёзно возрастёт, — полагает режиссёр. — Мы уже обсуждали возможности будущего сотрудничества с несколькими кинокомпаниями, и они заявили, что готовы реализовать ряд проектов на территории Вологодской области. В денежном выражении это сотни миллионов, а в перспективе — даже миллиарды рублей экономического эффекта ежегодно».

Кино в глубинке

Стимулом для развития на Вологодчине кинематографа может стать проект «Кино России», который совместно реализуют общероссийский Фонд кино, отечественная Ассоциация продюсеров кино и телевидения и действующее при федеральном правительстве Агентство стратегических инициатив.

Согласно этому проекту, кино- и телепроизводство в регионах нашей страны предполагается развивать с помощью так называемого рибэйта — особой системы компенсаций, выдаваемых кинокомпаниям, что ведут съёмки на территории российской глубинки.

Действует это так: компания приезжает в какой-либо субъект РФ, являющийся участником проекта, снимает там полнометражное кино, телесериал, «документалку», телешоу и т.д., инвестирует в это свои средства, а взамен, чуть позже, государство возвращает ей до 20% потраченных денег, что довольно выгодно.

Кроме того, в каждом регионе, который вступил в проект, создаётся специальная кинокомиссия, в чьи задачи входит оказание безвозмездной помощи кинокомпаниям в подборе съёмочных мест, содействие в получении разрешений на съёмки, обеспечение безопасности кинопроцесса, привлечение местных профессиональных кадров, массовки и многое другое.

Наша область подключилась к проекту «Кино России» осенью прошлого года, заключив соответствующее соглашение о сотрудничестве с его организаторами. Помимо неё, аналогичные документы подписали ещё чуть более десяти субъектов РФ.

В результате в феврале 2019 года на Вологодчине была создана кинокомиссия, призванная, по официальной формулировке, обеспечить «участие области в осуществлении мер поддержки кинематографии, а также создание условий для развития туристской индустрии на территории региона за счет его позиционирования как съёмочной площадки».

Съёмки фильма «Обитель» с Сергеем Безруковым (справа) проходили на территории Кирилло-Белозерского монастыря, который киношники очень любят за атмосферность.  | Фото с сайта kirmuseum.org

А в начале декабря региональное правительство издало постановление, согласно которому кино у нас будет поддерживаться за счёт создания ему необходимых условий, в том числе «частичного государственного финансирования производства национальных фильмов на территории области».

«Документом предусматривается механизм возврата средств (до 20%), затраченных кинокомпаниями на производство фильмов на территории Вологодской области, — пояснили «Премьеру» в областном Департаменте культуры и туризма. — Данное предложение представляется одним из основных аргументов в привлечении кинокомпаний на территорию региона».

Ожидается, что система компенсаций начнёт работать уже в 2020 году.

Вторые Канны

«Поддерживать кинематограф в регионах — это мировая тенденция, — сообщил нам российский режиссёр Сергей Цысс. — Например, в Норвегии несколько лет назад в каждом более-менее значимом городе был создан свой киноцентр. В итоге любой человек, у кого есть сценарий, может прийти в этот киноцентр и сказать: «Я хочу снять кино». Если сценарий хороший, ему действительно помогают снять фильм. В результате они всего за несколько лет вырастили у себя очень мощных режиссёров. Поэтому хороша любая помощь кинематографу со стороны государства».

«Компании, снимающие фильмы в Вологодской области, активно вовлекают в кинопроцесс местных жителей, прежде всего в качестве актёров массовых сцен, — рассказал «Премьеру» вологодский журналист Андрей Ястребов, который в прошлом году участвовал в съёмках телесериала «Обитель», проходивших в Кирилло-Белозерском монастыре. — Спрос на них большой, из-за чего в Кирилловском районе даже наблюдался дефицит кадров, и добровольцев искали в других муниципалитетах».

По его словам, некоторые кирилловчане могут похвастаться весьма богатой кинокарьерой — они были «массовиками» не только в «Обители», но и в «Апостоле», «Монахе и бесе» и иных фильмах, тоже снимавшихся в родном районе. Кое-кому даже достались эпизодические роли со словами.

«Платили несколько сотен рублей за дневную смену, а за ночную — примерно в полтора раза больше, — уточнил Андрей. — Лично я только отбил затраты на бензин, израсходованный во время поездок туда и обратно. А вот для местных жителей, которые снимались почти каждый день, это довольно неплохая возможность подработать».

«Кино — это не только прибыльный бизнес, но и важный элемент инвестиционной и туристической привлекательности региона. А для Вологды оно и вообще может стать одной из градообразующих отраслей экономики, — говорит Андрей Петровский. — Более того, это своеобразный социальный «движитель», благодаря которому многие люди получат шанс реализовать себя в социальном, экономическом и творческом плане».

По его словам, кинематограф способен раскрыть потенциал многих вологодских театральных артистов, писателей, музыкантов, художников, инженеров и представителей других профессий.

«Если запустить у нас технологию рибэйта, привлечь крупные проекты, начать процесс систематического кино- и телепроизводства, то это придаст области мощный импульс развития, — уверен он. — Канны когда-то были совсем незаметной деревней, а теперь это жемчужина кино, город мирового значения. Вологда может стать вторыми Каннами».

93
0
Еще статьи этого автора
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.