Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

То яма, то канава

№12 (1165) от 31 марта 2020 г.

На дороги в этом году областной бюджет планирует потратить небывалую сумму — больше 14 миллиардов рублей. | Фото с сайта okuvshinnikov.ru

При рекордных тратах на дороги Вологодской области по-прежнему не хватает денег на их ремонт.

Вологодская область обгоняет собственный план по доведению региональных автодорог до нормативного состояния. При этом состоя­ние муниципальных дорог только ухудшается.

Есть места, куда из-за ям и колей не могут проехать школьные автобусы и автомобили скорой помощи. Казалось бы, и дел-то — выделить деньги и всё отремонтировать. Но не всё так просто. В ситуации разбирались депутаты Законодательного собрания во время сессии 25 марта.

«Наиболее разрушенные участки»

На дороги в этом году областной бюджет планирует потратить небывалую сумму — больше 14 миллиардов рублей. До сих пор регион тратил на эти цели в несколько раз меньше. Всего «дорожный» бюджет на пятилетку с 2019-го до 2024 года составляет 38 миллиардов, на которые должны отремонтировать 2,5 тысячи километров дорог. В том числе деньги пойдут на ремонт 77 километров в Вологодской и 112 километров в Череповецкой городских агломерациях. В среднем получается по 15 миллионов на километр дороги.

К примеру, около 150 миллионов рублей запланировано на ремонт 140-километрового участка дороги Чекшино — Тотьма — Великий Устюг, которую в текущем году планируют передать в федеральную собственность и избавиться от трат на её содержание. В результате постоянных колебаний температуры в течение зимы на 15 километрах автодороги разрушился асфальт, особенно на самом загруженном участке от деревни Чекшино до Тотьмы. «С установлением благоприятного периода перейдём на ремонт картами, и будут отремонтированы в короткие сроки наиболее разрушенные участки», — объяснил заместитель губернатора Антон Стрижов.

Председатель Комитета ЗСО по экологии Михаил Ставровский закономерно поинтересовался, что же можно сделать на эти деньги и сколько нужно для приведения дороги к гостовским стандартам.

«Если взять дорогу, которая у нас сейчас до Кириллова, это дорога третьей-четвёртой категории с шириной семь-восемь метров. Здесь у нас такая же дорога. Если взять за образец стои­мость работ на приведение к нормативному состоянию дороги до Кириллова от Вологды, то там порядка 90-100 миллионов рублей за километр», — рассказал начальник Департамента дорожного хозяйства и транспорта Андрей Накрошаев. То есть 14 миллиардов «дорожного бюджета» как раз едва-едва могло бы хватить на капремонт дороги от Чекшина до Тотьмы.

Джунгли зовут

Ещё одна крупная проблема — это неудовлетворительное содержание придорожных полос на отдалённых автотрассах. В некоторых восточных районах в полосах отвода, в том числе на перекрёстках, не вырубают подступающий лес, из-за чего водителям плохо видно, что происходит за поворотом. На проблему обратил внимание председатель Комитета по регламенту и депутатской деятельности Павел Горчаков, бывший начальник областного УВД, заявив, что в отдельных случаях такая работа не ведётся более десяти лет.

«Такие решения приняты. В ходе проведения ремонтов в рамках национального проекта оканавливание, расчистка придорожной полосы — это обязательное условие, — ответил ему Антон Стрижов. — За прошлый год было расчищено около 87 гектаров. Мы требуем от подрядчиков, которые занимаются содержанием дорог, выполнять эти работы в рамках статьи «содержание». То, что объём финансирования будет увеличен, это точно».

Благие намерения

Красной линией через всю сессию 25 марта прошли споры о том, на каком направлении нужно увеличить финансирование. В начале, когда обсуждали вопросы здравоохранения, депутаты предложили перенаправить финансирование с дорожных ремонтов. Когда же дело дошло до дорожного вопроса, парламентарии заговорили о том, что неплохо бы выделить побольше денег на ремонты. «А где деньги возьмём, с медицины перекинем? Нам нужен бюджет в полтора раза больше, вот в чём вопрос. В условиях ограниченных ресурсов всегда встаёт вопрос приоритетов, а этим занимается правительство», — сказал по этому поводу председатель ЗСО Андрей Луценко.

Концовка сессии особенно запомнилась эмоциональным выступлением председателя Комитета по местному самоуправлению Александра Гордеева. Он наглядно показал, как меняется ситуация с дорогами. Если регио­нальные дороги действительно улучшаются, то с муниципальными всё обстоит не так блестяще. В муниципальном сообществе проблему плохого состояния дорог считают одной из основных — по мнению многих, она даже серьёзнее низких доходов населения.

Доля муниципальных дорог, которые соответствуют нормативам, на сегодня равна 28%, а региональных — 36%.

«Хоть мы выделяем и немалые деньги муниципалам, но этого недостаточно, — отметил Александр Гордеев. — И то положение, которое было принято в октябре 2013 года по распределению субсидий в муниципальные дорожные фонды, сегодня уже устарело, оно на сегодня не отражает той действительности, оно требует корректировки. И об этом говорят сами муниципалы».

Яркий пример того, как обстоит дело в районах, — это дорога между деревнями Обросово и Шера в Сокольском районе. «Там даже скорая помощь отказывается ездить, там не проехать, но там же живут шестьдесят человек, и далеко не все старики, готовые умирать. Есть и работники предприятий. Люди всегда задают первый и главный вопрос: «Почему ничего не движется?» — заявила председатель Комитета ЗСО по образованию, здравоохранению и культуре Людмила Ячеистова.

Участок от Сокола до Обросова находится в региональной собственности, и «региональную» часть дорожный департамент поэтапно приводит в порядок. «В том году отремонтировали два километра в нормальном гравийном исполнении и сейчас продолжим, — объяснил Андрей Накрошаев. — От Обросова до Шеры она находится на балансе Сокольского района, соответственно, это муниципальная дорога. Они об этой проблеме знают, и нужно у них спросить, какие меры они собираются принимать. У муниципального района планов на капитальный ремонт этой дороги нет».

Сейчас финансирование дорожной деятельности в муниципалитетах высчитывается исходя из акцизов на топливо и транспортного налога. Базовым считается расчёт по собираемости акцизов, но она везде разная и отличается порой в разы. Чтобы выравнять ситуацию, областной бюджет добавляет районам денег за счёт поступлений от транспортного налога до некоего средневзвешенного значения. Разумеется, тут учитывается и протяжённость дорог в районе. Но в результате получается, что есть районы, в которых акцизов собирают больше среднего, и они не заинтересованы собирать транспортный налог.

«Я считаю, что нам нужно сегодня изменить подходы к формированию муниципальных дорожных фондов и сделать так, чтобы они формировались из двух составляющих: из транспортного налога плюс акцизы», — резюмировал Александр Гордеев. То есть, по предложению муниципального сообщества, которое он озвучил, следует использовать в качестве базы для расчётов именно транспортный налог, а затем добавлять к получившейся сумме денег из собранных акцизов.

120
0
Похожие статьи
  • 22 октября' 19 | Цитаты

    Министр транспорта РФ Евгений Дитрих — о ремонте дорог

    37
    0
  • 20 сентября' 18 | Дороги

    Вологодская область запускает масштабную программу ремонта гравийных дорог, которые ведут в населенные пункты и дачные кооперативы.

    421
    0
  • 03 апреля' 19 | Город, ВологдаГрад

    Вологда объявила аукционы на выбор подрядчика по ремонту девяти городских магистралей. Общая протяженность отремонтированного дорожного полотна составит 13 километров.

     

    203
    0
  • 05 июня' 19 | ВологдаГрад

    В областной столице идёт ремонт городских магистралей в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

    169
    0
  • 09 апреля' 19 | Дороги

    Заручившись федеральной поддержкой, областные власти активно приступили к реконструкции транспортной сети Вологодчины.

    95
    0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.