Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

За гранью возможного

№51 (1101) от 25 декабря 2018 г.

В Вологде и Череповце стоимость проезда в общественном транспорте сейчас — 26 руб­лей. | Фото с сайта phototrans.net

Транспортные предприятия области не смогут без субсидирования оплатить установку онлайн-касс и пережить увеличение НДС.

Директор череповецкой «Автоколонны №1456» Сергей Орлов обратился к вологодскому губернатору с просьбой о восстановлении субсидирования отрасли.
Его письмо опубликовано в онлайн-приёмной главы региона. В нём он пишет, что в связи с необходимостью установки онлайн-касс, тахографов и систем видеонаблюдения предприятие недосчитается в 2019 году 35 миллионов рублей. Ещё 37 миллионов составят убытки из-за ряда факторов, влияющих на рост цен на топливо. В целом убытки по предприятию вырастут на 73 миллиона рублей.

Сложный год

Отрасль пассажирских автобусных перевозок Вологодской области находится в депрессивном состоянии с 2012 года. Тогда был введён мораторий на действие областного закона, по которому перевозчики получали бюджетные субсидии на перевозку льготников. С тех пор вопрос неоднократно поднимали, но ответ был всегда один: область этим вопросом не занимается, обращайтесь в муниципалитеты. Главы городов и районов, в свою очередь, всегда ссылались на недостаток денег и субсидий, как правило, не выписывали.

Сергей Орлов предлагает «разморозить» закон области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на транспорте на территории Вологодской области». Однако в правительстве области ответили ему отказом. «В настоящее время действие указанного закона области до 1 января 2020 года приостановлено. Возобновление действия закона области ранее установленного срока не представляется возможным», — сообщили в областном Департаменте дорожного хозяйства и транспорта.

Директор некоммерческого партнёрства «Перевозчики пассажиров г. Вологда» Сергей Мальцев также обращался в органы власти за поддержкой, но не получил утвердительного ответа. «2019 год для всей отрасли будет очень сложным, — говорит он. — Все перевозчики должны будут устанавливать положенное по закону оборудование, а это огромные деньги. Если бы нам дали хотя бы субсидию на перевозку студентов и школьников, для нас это позволило бы работать в рамках существующих тарифов. Если субсидий не будет, придётся отказываться от автобусов, взятых в лизинг, а это приведёт к увеличению интервалов движения».

По примерным расчётам, перевозчикам Вологды будет необходимо потратить на установку онлайн-касс и тахографов более 25 миллионов рублей. Профинансировать это можно только за счёт тарифов, но об их повышении в 2019 году пока ничего не слышно.

Вологодская область — это один из немногих регионов в стране, где субсидий на работу общественного транспорта нет вообще.

Ни рубля больше

В Вологде и Череповце стоимость проезда в общественном транспорте сейчас — 26 руб­лей. Цены повышали в апреле-мае — в Вологде с 25 рублей, в Череповце — с 24. Около половины составляющей тарифа — это бензин, который за год подорожал на 20%. При этом осенью поставщики отменили скидки на оптовые закупки, которые доходили до 5%. Теперь автобусы заправляют топливом по розничным ценам. Кроме этого, нужно платить зарплату всем работникам, включая водителей, механиков, кондукторов. Стоит денег и техническое обслуживание, и ремонт, и так далее.

Самостоятельно повысить тарифы перевозчики не могут, поскольку их регулируют органы власти. С другой стороны, даже 26 рублей — это серьёзные деньги для большинства горожан. В «Премьер» обращается огромное количество вологжан, которые возмущены высокими ценами на проезд и ужасным состоянием общественного транспорта, в особенности троллейбусов.

Льготники в Вологодской области, как правило, не имеют права бесплатного проезда, но пользуются скидками. В теории их перевозку в тариф не закладывают, и предполагается, что бюджет должен оплатить транспортникам их проезд. Но фактически этого не происходит с 2012 года. Не получают перевозчики и доплаты до так называемого «экономически обоснованного тарифа» — расчётной величины, при которой они могут работать без убытков. В Вологде и Череповце в среднем эта цифра неуклонно растёт и вот-вот перевалит за 40 рублей. В Костроме она в среднем равна 37 рублям. Вологодским автобусным, троллейбусным и трамвайным компаниям никто не доплачивает и до этого уровня.

Вологодская область — это один из немногих регионов в стране, где субсидий на работу общественного транспорта нет вообще (за исключением пригородных железнодорожных перевозок). В соседних регионах субсидии платят и в Архангельске, и в Костроме, и в Ярославле. Ярославская область стоит особняком в целом: общий объём субсидий превышает миллиард, а компенсации перевозок только льготников автомобильным транспортом равны 578 миллионам рублей. Примерно такую же сумму ежегодно тратила и Вологодская область до 2012 года.

Директор череповецкой «Автоколонны №1456» Сергей Орлов. | Фото с сайта gorodche.ru

Доступность или безубыточность?

В работе общественного транспорта есть две фундаментальные проблемы. Во-первых, это вопрос того, как к нему относиться — как к социальной услуге или как к рыночной отрасли. В первом случае речь идёт об обеспечении транспортной доступностью максимально широкого круга населения любой ценой, во втором во главу угла ставят безубыточность. «Для стабильной работы необходима система управления пассажирским транспортом, нельзя оставлять всё на самотёк. Сейчас в органах власти почти не осталось специалистов, которые занимаются именно работой транспорта. Хотя даже то, что нет отраслевых органов власти, которые занимаются только развитием транспорта, уже само по себе нонсенс», — говорит эксперт отрасли.

По расчётам председателя областного профсоюза работников автомобильного транспорта Юрия Тадлова, ежегодные потери бюджетной системы из-за дерегулирования отрасли составляют 500 миллионов рублей. «Тем временем в районах облас­ти фактически нет регулярного сообщения с отдалёнными сельскими поселениями, пенсионеры не могут попасть на приём к врачам, ветераны чувствуют себя обделёнными, — размышляет Юрий Тадлов. — Целый ряд районов связан с Вологдой только при помощи заказных перевозчиков, работу которых фактически никто не контролирует. Наши ветераны уверены, что отрасль полностью погублена: чтобы её восстановить, придётся потратить больше денег, чем область сэкономила на субсидиях».

дословно

Владимир ПУТИН (из обращения к гражданам России по поводу пенсионной реформы 29 августа 2018 года):
 

— Знаю, что представители партии «Единая Россия» в региональных Законодательных собраниях и руководители субъектов Федерации выступали 
с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы. Это очень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход. И рассчитываю, что все необходимые решения будут приняты в регионах ещё до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению.

332
3
  • «Главы городов и районов, в свою очередь, всегда ссылались на недостаток денег и субсидий, как правило, не выписывали.». Что бы это значило: кого, что, куда, откуда не выписывали?
  • У нас конечно тоже проблем хватает, но стараемся подешевле перевозку грузов заказывать. Как правило работаем с компанией http://www.perevozim.ru/ у них цены оптимальные.
  • Дарья, тут не про грузы, тут про людей написано. Или для Вас нет никакой разницы - что пассажиров, что картошку возить?
Еще статьи этого автора
Похожие статьи
  • 23 октября' 18 | Транспорт

    Государственная дума приняла закон, по которому такси, трансферы и межрайонные перевозки подлежат лицензированию.

    169
    0
  • 27 апреля' 18 | Транспорт

    20 пациентов Вологодской областной больницы просят вернуть им бесплатный автобус

    500
    0
  • 25 апреля' 18 | Транспорт

    В Вологодской области будет организовано дополнительное движение пригородных поездов

    151
    0
  • 13 февраля' 19 | Транспорт

    2 миллиарда рублей необходимо вложить в городской транспорт Вологды, чтобы он заработал без убытков.

    425
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.