За какой реальностью будущее?

№37 (1190) от 22 сентября 2020 г.

Крупные международные соревнования по киберспорту — это командные баталии в одном помещении, невероятный азарт и эмоции, поддержка болельщиков и немалые призовые. | Фото с сайта sm-news.ru

17 сентября на пресс-конференции ТАСС исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева предложила один из вариантов организации воспитательного процесса в школе — занятия по киберспорту и школьные кибертурниры.

«Кубок РДШ (Российское движение школьников. — Прим. ред.) по киберспорту» — проект, которые хотят распространить во всех школах, чтобы каждый ученик имел возможность принять в нем участие. На открытом онлайн-уроке 1 сентября с таким предложением к Владимиру Путину обратился московский школьник Алексей Микушин.

«Можно сколько угодно бороться с киберспортом, а можно проявить внимание к этому увлечению школьников и направить энергию поколения Z в нужное русло и трансформировать ее в мирный атом, а не в разрушения. Киберспорт — это командные игры, они развивают коммуникативные способности, учат выстраивать стратегию. И это тот формат, которого не хватает традиционной системе образования», — отметила Ирина Плещева на пресс-конференции.

Соревнования на кончиках пальцев

Одно из преимуществ киберспорта — карантин ему не помеха. Да, обычно на крупных международных соревнованиях игроки находятся в одном помещении, в зале присутствуют болельщики. То, что происходит на мониторах, транслируется на большой экран. Но участники вполне могу оставаться в своих комнатах. Всё, что нужно, — компьютер и хороший интернет.

«У нас постоянно проходят турниры и в рамках Федерации, и в рамках собственных проектов. Во время карантина мы провели два больших турнира. Получились они международными совместно с организациями World Сiber League, — рассказывает председатель Вологодского отделения Федерации компьютерного спорта России Константин Зимин. — Очень много людей участвует, и мы параллельно стриминговые сервисы начинаем развивать. Для школьников мы проводим официальные соревнования Школьной лиги от Министерства спорта и Федерации компьютерного спорта. Возраст участников от 14 лет. Турниры для школьников проводятся у нас с 2017 года».

Официальные соревнования Школьной лиги от Министерства спорта и Федерации компьютерного спорта проводятся с 2017 года. Возраст участников — от 14 лет. | Фото с сайта sterhluki.ru

Сейчас школьникам еще можно заявиться на соревнования Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиги. Они пройдут в три этапа: региональный, на котором соревнуются команды школ, зональный и финальный. Финал лиги будет в декабре 2020 года. Соревнования проводятся по пяти играм-дисциплинам: Dota 2, Hearthstone, Clash Royale, электронные шахматы и поиск в интернете на время. Принять участие могут школьники от 14-ти лет и старше.

Виртуальный командный дух

«Мое личное мнение, что никакого развития коммуникативных навыков не будет. Они не формируются в силу того, что это виртуальная игра. Дети играют, да, командой, да, в стратегии, но я, например, не вижу в этом никаких личных контактов, где нужно правильно среагировать, можно по эмоциям человека определить, что в нужный момент сделать, как ему помочь или как вместе добиться успеха, — считает клинический психолог проекта «Выбери жизнь» благотворительного фонда «Дорога к дому» Елена Савина. — В активных играх, командных видах спорта, экономических играх тоже разрабатывают стратегии, но при этом идет прямое взаимодействие друг с другом глаза в глаза. Там действительно дети учатся общаться, взаимодействовать друг с другом, понимать и принимать друг друга. При виртуальном общении мы не видим, как человек реагирует, как говорит. Это виртуальная жизнь, которой многие дети сейчас живут в социальных сетях, и откуда мы их, наоборот, хотим вытащить».

То, что киберспорт не всегда способствует сплочению, отмечают и сами игроки.

«Во время игры иногда проявляются не самые лучшие стороны игроков. Все хотят командовать, но никто не хочет слушать друг друга, — рассказывает студентка ВоГУ Алёна Горохова. — Года два назад мы стихийно решили собрать команду в университете и сыграть на соревнованиях «Red Bull Университеты» в дисциплине киберспортивных игр MOBA (игра League of Legends). Нас было пятеро, без запасных — все с разных направлений, не очень знакомы друг с другом. Недели за две до соревнований мы начали готовиться, играли вместе, и прямо перед самыми соревнованиями одного игрока забанили на неделю в игре за оскорбления и мат в чате. Первые игры мы еще хотя бы пытались что-то сделать, потом совсем перестали участвовать — не сработались».

Исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева полагает, что с киберспортом в школьной среде бороться бесполезно, а следовательно, его надо... организовать. | Фото с сайта rgsu.net

Детям до 16-ти не разрешается

На многих играх есть возрастные ограничения 16+. В школе это 9-11-е классы, в которых дети заняты подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ. Есть ли у них в этот период время на киберспорт и не будет ли он их отвлекать, большой вопрос. Даже если не брать возрастные ограничения, во время дистанционного обучения школьники были прикованы к гаджетам и компьютерам, и это большая нагрузка на их здоровье. Сейчас даже с учетом офлайн-режима обучения многие из них немало времени проводят за монитором после уроков.

С другой стороны, в перечне игр для школьных турниров, который представило РДШ на пресс-конференции, были и те, которые разрешены для детей от 12 лет.

«Как специалист и мама двоих детей могу сказать, когда мы делаем домашнее задание, 50 % времени дети проводят в интернете даже при подготовке к устным предметам. А если еще и в школе будут факультативы по киберспорту, то это будет дополнительная нагрузка. С другой стороны, может снизиться мотивация к обучению: дети на уроках будут думать о занятиях по киберспорту вместо учебы. Такие факультативы возможны, но в учреждениях дополнительного образования, например, таких как «Кванториум», — дополняет Елена Савина.

И такие программы в Вологодской области уже реализуются. Этим летом в образовательном центре «Импульс» прошла июльская смена по киберспорту, в которой онлайн приняли участие 24 школьника. Курс предполагал небольшой теоретический блок о том, что такое киберспорт, какие в нем существуют дисциплины, и практические занятия по играм, в том числе обучение навыкам комментатора и судьи на подобных соревнованиях. В день для детей проводилось по 4-5 уроков.

Мат или не мат — вот в чем вопрос

Среди родителей можно услышать разные мнения на счет введения кибердисциплин в школах: от категорического неприятия до активного поддерживания данной идеи.

«Лично я против категорично, и так кругом эти гаджеты и сайты, на которых тоже надо заниматься, бедные глаза у детей. Командный дух можно и в других видах спорта развивать», — говорит вологжанка Ирина.

Этим летом в образовательном центре «Импульс» прошла июльская смена по киберспорту, в которой онлайн приняли участие 24 школьника. | Фото с сайта vologda-news.net

«Мне кажется, компьютерные игры кому-то идут на пользу (развивают внимание, концентрацию, реакцию и т.п.), а кого-то отрывают от реальности настолько, что человеку кажется, что всё можно «переиграть», что всё ненастоящее, что всё можно исправить легко и просто, а зачастую это не так. У меня так было по молодости: переиграешь в компьютерные игры, потом едешь за рулем и всё кажется игрой, мол, сейчас всех обгоню и ничего мне за это не будет, в крайнем случае придется уровень заново проходить. Для подростков такое видение опасно», — высказывает свое мнение жительница областной столицы Валерия.

Вологжанин Андрей Толкачев выступает за введение факультативов по киберспорту и считает, что это, наоборот, мотивирует детей ходить в школу и поможет исключить крайности в их поведении.

«Эта инициатива — не что иное, как желание организовать детей, чтобы не было бесконтрольного поглощения интернет-игр! Мы живем в XXI веке, и нельзя отрицать, что гаджеты, компьютерные игры и прочая техника сейчас стали неотъемлемой частью нашей жизни. В мое время кричали, что телевизор — плохо, сейчас кричат, что интернет — плохо, компьютерные игры — плохо, гаджеты — плохо. Но это не так, просто во все времена проблема была в дозировании того или другого занятия. Дети всё равно играют, и играют сутками, потому что им это интересно! А вы когда-нибудь слышали, о чем в игре разговаривают игроки или хотя бы как они разговаривают? В общих чатах мат на мате, а играют дети разных возрастов, даже мой 9-летний пацан играет. И что? Они слышат это с малолетства! При организованных играх, когда есть тренер, наблюдатели, болельщики и прочее, такое общение исключено!» — делится мнением родитель.

Пока киберспорт предлагается только в качестве одного из направлений воспитательного процесса в школе, и за родителями и детьми остается выбор, насколько для них этот способ воспитания подходит. Сможет ли этот факультатив стать возможностью для развития и самореализации детей, зависит от них самих и педагогов, которые будут преподавать эти дисциплины.

47
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.