Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Запретная глубина

№30 (1131) от 30 июля 2019 г.

К настоящему моменту 67-летний Фёдор Конюхов уже совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересек Атлантику и стал первым россиянином, побывавшим на семи высочайших вершинах шести частей света, а также на Южном и Северном полюсах. Сейчас он готовится к тому, чтобы в первой половине сентября впервые осуществить перелёт из Москвы на Камчатку на самолёте с солнечными батареями. | Фото с сайта arctic.ru

Неутомимый путешественник Фёдор Конюхов собирается поднять со дна морского останки череповецкого художника Василия Верещагина, погибшего при взрыве броненосца «Петропавловск» в 1904 году. 

В планах Конюхова и его команды — перезахоронить прах нашего земляка и адмирала Степана Макарова в новом храме Минобороны РФ в Подмосковье.

«При всём моём глубочайшем уважении к Фёдору, это он заявил напрасно», — полагает руководитель предыдущей экспедиции (2011 год) к месту затопления «Петропавловска», директор морского поисково-исследовательского центра Тихоокеанского флота «Искра» Владимир Карташев. «Петропавловска» там нет. И останков тоже. Там ничего практически нет», — сообщил он в интервью изданию Daily Storm.

Сам Фёдор Конюхов пояснил, что согласование предстоящей экспедиции с китайской стороной хоть и сложно (зона затопления броненосца находится на территории главной военно-морской базы Северного флота Китая), но ведётся. «Мы получили добро. Китайцы дадут нам в аренду подводный аппарат, и мы совместно с ними будем погружаться». Он также уверен, что останки моряков на дне сохранились, и их подъём представляется возможным. «Китайцы погрузились и дали нам заключение, что останки там есть. Мы хотим поднять останки если не самого Макарова, то других членов экипажа — это же тоже наши моряки! — их перевезти и захоронить», — пояснил путешественник.

Экспедиция Фёдора Конюхова в Жёлтое море к месту крушения запланирована будто бы на октябрь 2019-го (впрочем, сын Конюхова Оскар в беседе с журналистами назвал другую, менее конкретную дату — 2020 год). Фёдор уже начал подготовку: в качестве «тренировки», дабы освежить водолазные навыки, 16 июля он погрузился к месту гибели линкора «Новороссийск», который затонул на севастопольском рейде в результате взрыва в 1955 году, унеся свыше 800 жизней.

«Новороссийск» покоится на глубине 16 метров, а «Петропавловск» — 36 мет­ров. Но это далеко не главная проб­лема предстоящего предприятия.

 

 

Броненосец «Петропавловск» был флагманом Тихоокеанского флота (по официальному названию тех лет — «Флота в Тихом океане»). На этом снимке он на рейде в Кронштадте в 1899 году. | Фото с сайта wikipedia.org

Чёртова мина

Утром 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» отплыл из Порт-Артура вместе с другими кораблями, чтобы преследовать японцев. Но наткнулся на мину.

Точное время инцидента неизвестно, но часы на самом «Петропавловске» показывали 9.39. «Взрыв мины пришёлся на минное отделение, от детонации стали взрываться артпогреба, — рассказывает историк, специалист по Русско-японской войне Сергей Гладких. — Мачта и башни обрушились за борт. В котельных отделениях стали взрываться паровые котлы. Серией взрывов нос корабля разнесло в куски, носа просто не было...»

Многих находившихся на палубе смыло за борт или выкинуло взрывной волной в море. Останки «Петропавловска» быстро ушли на дно.

Количество погибших известно точно — ровно 650 человек. В их чис­ле — адмирал Степан Макаров и знаменитый художник Василий Верещагин.

Части людей удалось спастись — их подобрали шлюпки с других русских кораблей. Среди восьмидесяти выживших был и великий князь Кирилл Владимирович, который после революции в эмиграции провозгласил себя императором всероссийским.

По данным историка Сергея Гладких, на «Петропавловске» уроженцев Вологодской губернии, не считая Верещагина, было 20, спасся лишь один — кочегарный квартирмейстер 2-й статьи Павел Михайлович Романов из Тотемского уезда.

Уроженец Череповца Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) последнее свое путешествие за год до гибели предпринял как раз по Японии. Художник попал туда в августе 1903 года, успел сделать 20 этюдов. В связи с ухудшением русско-японских отношений был вынужден покинуть Страну восходящего солнца. Но как только узнал о начале войны, немедля отправился на Дальний Восток, получив на это разрешение военных властей. | Фото с сайта kinohit.mirtesen.ru

В поисках исчезнувшего

В 1909 году корпус затонувшего корабля, лежащий в двух с половиной милях от берега, выкупил предприниматель Сакураи Цуненосукэ в надежде обнаружить судовую кассу и прочие ценности, но ничего так и не нашёл. В октябре 1911 года появились слухи об обнаружении внутри корпуса корабля останков русских моряков, в том чис­ле и адмирала Макарова, но японские власти опровергли эти известия.

В 1913 году из кают броненосца действительно извлекли останки шести человек. Опознан был только один из них — начальник штаба Тихоокеанского флота, контр-адмирал Молас. Его прах вместе с останками других пяти моряков был похоронен японцами со всеми воинскими почестями на русском военном кладбище в Порт-Артуре 24 июня 1913 года. 

Корабль был тогда обнаружен на дне расколотым на две части, причём кормовая — перевернутой вверх днищем. Сакураи Цуненосукэ предлагал русскому правительству продать корпус броненосца и поднять личные вещи погибших, но эти предложения не встретили поддержки.

Российская экспедиция к месту гибели «Петропавловска» состоялась лишь в 2011 году. Как следует из отчёта экспедиции, в месте затопления удалось обнаружить только сильно заиленный фрагмент корпуса броненосца. «Поскольку найденный объект не может быть идентифицирован как целый корпус броненосца, а только как его фрагмент, — сообщается в отчёте, — подтверждается версия о том, что сам корпус был утилизирован, вероятно, японцами во время Второй мировой войны, так как на японских картах 1935 года в этом районе ещё обозначено затонувшее судно».

Гибель «Петропавловска» запечатлел на этом снимке штабс-капитан Ручьёв. 

Корейский вариант?

О каких находках китайцев говорит Конюхов, непонятно. Планы о перезахоронении останков тоже сомнительны: в соответствии с международными правилами «Петропавловск» является братской могилой, и никаких действий с его останками производить нельзя.

Да и можно ли там сейчас отыскать прах Макарова и Верещагина?

«И Макаров, и Верещагин находились на верхней палубе, поэтому уйти на дно с «Петропавловском» не могли, — поясняет историк Сергей Гладких. — Макарова смыло, а Верещагин, по свидетельствам очевидцев, был сброшен в море взрывной волной. Найти их тела на броненосце невозможно, а на дне рядом с кораблём по прошествии 115 лет — тем более: они в прямом смысле слова пошли на корм рыбам, как бы это жутко ни звучало... Даже морской могилы у Макарова и Верещагина, к сожалению, нет».

Между тем на ум приходит прошлогодняя история с затонувшим на большой глубине крейсером «Дмитрий Донской», ставшим братской могилой трёх уроженцев Вологодчины («Премьер» рассказывал об этом в статье «Гробница «сокровищ» в номере от 24 июля 2018 года). Корейская компания, занимающая подводными поисками, объявила о намерении поднять останки корабля уже в декабре 2018-го, но так ничего и не предприняла. Да и не собиралась! Её деятельностью заинтересовались следственные органы Южной Кореи: после «вбросов» в средства массовой информации акции компаний, причастных к операции по подъёму корабля, взлетали в цене, а затем резко падали, чем пользовались спекулянты, играя на бирже...

На фоне этого возникают вопросы и к экспедиции Конюхова. Будет ли она вообще, если, по сути, не имеет никакой научной ценности? Или это просто пиар-акция, приуроченная к 115-й годовщине гибели броненосца?

Не лучше ли оставить в покое прах Верещагина, Макарова и всех, кто погиб тогда вместе с ними? Пусть Жёлтое море продолжает хранить свои тайны...
 

Автор благодарит историка Сергея Гладких (Котлас) за помощь в подготовке материала.

171
0

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.