Алексей Кудряшов

e-mail: alex-kudr@mail.ru

Запретный ключ

№31 (1184) от 11 августа 2020 г.

На месте, где стояла Заколпская Богородице-рождественская церковь, местный предприниматель построил сейчас деревянную — Введения в храм Пресвятой Богородицы. Рядом сохранилась часть старой каменной ограды старого храма. | Фото с сайта babaevo-church.ru

Легенда гласит, что километрах в тридцати от нынешнего города Бабаево испокон веков был удивительной чистоты родник, воду в котором местные, однако, считали мёртвой и потому обходили его стороной. В разное время ключ этот, видимо, пытались разыскать археолог-поляк и новгородский архиепископ, но их попытки закончились трагически.

А ведь не исключено, что именно этот родник воспет в сказках, потому что на самом деле мог превратить Иванушку в козлёночка…
Попробуем разыскать сие чудо природы, опираясь на документальные свидетельства.

Единственная «улика»

Собственно, письменных доказательств не так много. Вернее, всего одно. Нам удалось его обнаружить в издании Новгородского статистического комитета «Новгородский сборник. Выпуск I» под редакцией Н. Богословского. Книга эта выпущена в Новгороде в 1865 году и содержит статистические сведения о церковных приходах Белозерского уезда, часть которого занял впоследствии Бабаевский район.

При описании погоста Заколпской Богородицерождественской церкви, что стояла на реке Колпце в Чистиковской волости (близ нынешней деревни Седуново Санинского сельского поселения; кладбище, кстати, существует там по сию пору, а вот каменная церковь давно разрушена, на её месте теперь стоит новая деревянная) обнаружился любопытный пассаж: «Из замечательных мест: в 3 верстах от погоста, на земле г. Балашова, по преданию крестьян, будто бы существовал когда-то соляной ключ, от излишнего употребления воды которого скот падал во множестве; теперь же он заглох, и место, где он находится, никому не известно. Подле ключа находится замечательная каменистая насыпь, от чего это место и прозвано в народе Городок».

Имело смысл привести цитату целиком, поскольку она содержит фактически исчерпывающую информацию для поиска странного родника. Давайте же попытаемся проанализировать это свидетельство в контексте исторических и местных реалий.

Из тьмы веков

Начнём, пожалуй, с датировки. В предисловии к упомянутому сборнику говорится, что в нём использованы материалы по состоянию на 1863 год. Таким образом, к этому году таинственного родника уже не было (вернее, его не могли найти, хотя, очевидно, искали). А когда же он появился?

Окрестные деревни имеют более чем солидный возраст: впервые их названия упоминаются ещё в «Писцовой книге письма и меры князя Никиты Шеховского и подьячего Максима Козлова» (1626-1627 гг.), но очевидно, что появились они гораздо раньше — как минимум в XV столетии. Об этом можно судить хотя бы по селу Дедовскому (ныне деревня Дедовец — это примерно в километре от интересующего нас кладбища): есть данные, что в этом селе, принадлежащем царскому стольнику (прислуживавшему при царской трапезе), когда-то были и свой храм, и свой приход, разорённые во время нашествия литовцев и примкнувших к ним разбойников осенью 1613 года.

Сама Заколпская Богородицерождественская церковь (каменная) была построена, судя по документам, в 1738 году, но на карте Белозерского уезда 1731 года она уже обозначена (очевидно, сначала храм был деревянный). Однако никаких легенд той поры о роднике с мёртвой водой нам найти не удалось. Более того, даже в сказках, записанных фольклористами братьями Соколовыми в 1908 году в соседней деревне Тимохино, не фигурирует ни чудесный источник, ни мёртвая вода. Похоже, местные свято хранили тайну соляного ключа…

Живые и мёртвые

Старшее поколение помнит конец 1980-х — начало 1990-х годов, когда все поголовно изготавливали в домашних условиях живую и мёртвую воду, разрекламированную советскими учёными.

Суть метода очень проста. Благодаря электролизу обычная вода разделяется на два типа — кислотную (она же анолит, или мёртвая вода) и щелочную (католит, или живая вода).

Мёртвая вода — отличный антисептик, но помогает лишь при прямом контакте — повязки, примочки, полоскание, если, к примеру, горло болит. Живая вода обладает антиоксидантными свойствами, может оптимизировать жировой и углеводный процессы в организме, укрепляет иммунитет, ускоряет регенерацию в тканях.

И сейчас оба этих типа воды широко используются в народной медицине. Но с какой водой столкнулись в окрестностях Бабаева?

Согласно процитированному выше источнику, ключ был не кислотный и не щелочной, а соляной. Разумно предположить, что это был выход на поверхность обыкновенного рассола, из которого в Тотьме, например, и выпаривали поваренную соль. Однако подобных соляных скважин на территории Бабаевского района вроде бы не зафиксировано. Кроме того, от употреб­ления солёной воды скот не передохнет… Значит, вода в бабаевском ключе была иная, и состав её нам неизвестен.

Между тем в соседней речушке и прочих родниках вода действительно очень жёсткая, в ней много солей кальция и магния — если кипятить воду в электрочайнике, нагревательный элемент быстро выходит из строя, покрываясь слоем накипи…

Но в те стародавние времена состав чудо-воды никого и не интересовал. Привлекала, очевидно, возможность применить её на практике.

Марвинский родник в деревне Тимохино возрождён местными жителями, освящён в 2004 году и даже взят под охрану учащимися находящейся поблизости Санинской школы. | Фото из группы «Туризм в Бабаевском районе» в соцсети «ВКонтакте»

Охотники за запретным

Археологические исследования Бабаевского района начались в XIX веке и связаны с деятельностью Адама Чарноцкого (1784-1825), более известного под псевдонимом Зориан Доленго Ходаковский. В 1820-1822 гг. Зориан Ходаковский сумел заинтересовать Академию наук «Проектом учёного путешествия по России для объяснения древней славянской и славяно-русской археологии» и, получив финансирование, отправился в том числе в наши края.

В частности, он зафиксировал памятники археологии на реках Мологе и Колпи в Череповецком и Устюженском уездах, обосновал археологическую теорию городищ. Но более всего поляк интересовался народным фольклором. Не этот ли интерес и сподвиг его на путешествие? Увы, вряд ли мы это узнаем — большинство работ исследователя до сих пор не опубликовано. Как не узнаем, побывал ли он у бабаевского родника. Впрочем, путешествие пришлось прервать раньше времени — у него внезапно умер маленький сын. Уж не из-за бабаевской ли водицы?..

О других попытках хотя бы приблизиться к запретному ключу ничего неизвестно вплоть до июня 1899 года, когда Заколпскую Богородицерождественскую церковь внезапно с пастырским визитом посетил архиепископ Феогност.

Его маршрут приводится в девятом выпуске «Новгородских епархиальных новостей» за тот самый 1899 год. Что любопытно: если пребывание владыки в других приходах Белозерского уезда освещалось достаточно подробно, то про посещение Заколпской церкви — лишь упоминание, никаких деталей. Логично предположить, что престарелый архи­епископ, которому показывали все местные достопримечательности, мог заинтересоваться феноменом ключа.

Маленькая деталь: в декабре всё того же 1899 года настоятель церкви получил от самого патриарха набед­ренник (принадлежность богослужебного облачения православного священника в виде матерчатого продолговатого прямоугольника, в центре которого изображён крест. Вручается за особые отличия. — Прим. ред.). За какие заслуги была пожалована сия награда — неведомо.

Странно то, что после того визита здоровье владыки серьёзно пошатнулось, и через пару лет он… скончался.

Хочется верить, что бабаевский соляной ключ тут ни при чём.

Секрет за пять миллионов

Сейчас до места, где бил ключ (мы его вычислили, но специально не даём точных координат — не хватало ещё устроить в ту глухомань паломничество), можно добраться только пешком. Каменные насыпи на землях господина Балашова, который в своё время был крупнейшим помещиком в тех краях и даже имел свой завод, сохранились, а вот никаких следов ключей нет. Тем не менее один местный житель, к которому мы обратились, выразил готовность проводить туда желающих за скромные… пять миллионов рублей.

По нашему мнению, оно того не стоит. Пусть лучше тайна родника так и останется тайной. А уж если невтерпёж посетить какую-нибудь местную достопримечательность, то лучше заглянуть в соседнюю деревню Тимохино, где обустроен и освящён Мавринский родник, позаимствовавший название у бывшего владельца тамошней усадьбы. Вода в нём не только живая, но и «говорящая» — в журчании её по камням явственно слышатся голоса…

Привязка к району: 
578
0
Похожие статьи
  • 06 ноября' 19 | Культпросвет

    О существовании этого очень необычного и интересного музея многие вологжане даже не подозревают.

    119
    0
  • 02 октября' 19 | След в истории

    Аристократическая родня Михаила Лермонтова владела поместьями в Вологодской губернии, а ещё один родственник управлял селом Кувшиново, что под Вологдой.

    262
    0
  • 21 августа' 19 | Чтобы помнили

    Журналист «Премьера» Владимир Пешков побывал в местах, где его дед заканчивал Великую Отечественную войну почти 75 лет назад.

    85
    0
  • 13 марта' 19 | Культпросвет

    Сколько раз Пётр I был в Вологде? Почему царь-самодержец останавливался в доме для «подлых»? Каков размер ноги был у двухметрового императора?  Эти и другие малоизвестные сведения рассказал «Премьеру» заведующий Домом-музеем Петра I Андрей Котов.

    396
    0
  • 27 ноября' 19 | След в истории

    В мае 1935 года воспевавший русскую природу прозаик и фотограф-любитель Михаил Пришвин, будучи проездом в Вологде, поделился путевыми впечатлениями в своём тайном дневнике и сделал по крайней мере один снимок, который дошёл до нас. Но куда пропали остальные вологодские фотографии?

    405
    1

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.