Завод-музей

№37 (1138) от 17 сентября 2019 г.

Профессиональные фотографы, посетив завод, сразу же начинают делать снимки первых производственных корпусов, построенных в 1903-1906 годах. Те выглядят, словно европейские архитектурные памятники Средневековья, а отдельные участки очень похожи на итальянские крепости эпохи Возрождения и возведённый итальянцами Московский Кремль. | Фото музея ВРЗ

Вологодский вагоноремонтный завод — это не только одно из ведущих машиностроительных предприятий нашей области, но и уникальнейший музей под открытым небом.

Здесь на огромной территории, в помещениях и на свежем воздухе, расположено большое количество редких исторических экспонатов, многие из которых не найти больше нигде в России.

Всего их около 10 тысяч — сокровищница, которой позавидовали бы многие официальные музеи Вологодчины. И это не говоря уже об общей площади завода-музея, которая простирается на многие тысячи квадратных метров.

Каждый, кто заходит на территорию ВРЗ через проходную, выходит прямо к мемориальному комплексу заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь горит вечный огонь и стоят четыре стелы в память о четырёх работниках предприятия — Героях Советского Союза. | Фото Дмитрий Катаева

Ленин в Италии

«Территория предприятия является памятником промышленной архитектуры начала XX столетия, — рассказал «Премьеру» заместитель генерального директора ВРЗ по кадрам и соц­вопросам, председатель общественного совета местного Музея истории Александр Кононов. — Первоначально завод назывался «Тяговые мастерские Вологды». Он начал работать в 1906 году и фактически является первым крупным промышленным предприятием нашего города».

Профессиональные фотографы, посетив завод, сразу же начинают делать снимки первых производственных корпусов, построенных в 1903-1906 годах. Те выглядят, словно европейские архитектурные памятники Средневековья, а отдельные участки очень похожи на итальянские крепости эпохи Возрождения и возведённый итальянцами Московский Кремль.

«Обратите внимание, насколько красивые здания строились тогда, — показывает Александр Владимирович. — Обычный производственный цех, но посмотрите, какие контрфорсы, какая художественная кладка у простого производственного здания колёсно-роликового цеха. А для основного корпуса вагоносборочного цеха характерны даже элементы готики».

При этом чуть ли не повсюду среди этой средневековой архитектуры стоят скульптурные творения советской эпохи: памятник Владимиру Ленину, бюст Михаила Калинина, монумент рабочему человеку, — за которыми заводчане очень бережно ухаживают.

Бюст Михаилу Калинину. | Фото музея ВРЗ

Статуя Ленина была возведена здесь спустя 10 лет после смерти основателя Советского государства — в 1934 году, на деньги работников завода. А памятник рабочему, установленный напротив кузнечно-прессовочного цеха, смело можно назвать одним из немногих подобного рода в нашей стране.

«В Вологде он совершенно точно такой единственный, — поясняет Александр Кононов. — Поставлен «в дань уважения бывшему и нынешнему поколениям кузнецов-молотобойцев ВРЗ имени Калинина» — так называлось наше предприятие в советское время. В 1922 году сюда приезжал «всесоюзный староста», руководитель ВЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. Позднее его имя и было присвоено заводу».

«Триста двенадцатый»

Основной «экспонат» Вологодского ВРЗ — вагон-музей, посвящённый истории военно-санитарного поезда № 312. Этот легендарный поезд в годы Великой Отечественной войны перевёз с линии фронта в тыл более 25 тысяч раненых советских солдат и офицеров.

«Задачей ВСП № 312 было эвакуировать раненых военнослужащих с поля боя, оказать им первую медицинскую и общую лечебную помощь, довезти до эвакопункта и передать в госпиталь, — говорит председатель общественного совета Музея истории завода. — Характерно, что за время транспортировки ни один из перевезённых не умер от ран — настолько благоприятные условия были созданы для них коллективом поезда. Его работники боролись за жизнь каждого бойца».

Экспозиция музея создана на базе вагона постройки 1935 года, входившего в состав военно-санитарных поездов периода Великой Отечественной войны. | Фото музея ВРЗ

Первый свой рейс «триста двенадцатый» совершил уже 26 июня 1941 года. Для своего времени он был образцовым мед­учреждением на колёсах, где всё было подчинено единой цели — спасению человеческих жизней. За годы войны коллектив внёс десятки рационализаторских предложений, реализация которых позволила сохранить здоровье большинству перевезённых военнослужащих.

Когда задумывалась экспозиция, посвящённая ВСП № 312, её авторы приняли решение как бы «сжать» весь состав, «сконцентрировать» его в одном вагоне. Каждый из семи купе этого музея на колёсах представляет собой отдельный фрагмент какого-либо из спецвагонов: вагона для тяжелораненых, вагона для легкораненых, штаба, радиорубки, аптеки-перевязочной и остальных.

Вся внутренняя обстановка тщательнейшим образом воспроизводилась по фотоснимкам, сохранившимся с той поры, а все элементы экспозиции: мебель, мединструменты и оборудование, посуда, лампы и т.д. — либо подлинные, либо копии, идентичные оригиналу.
«Этот проект назывался «Возродим легенду», и мы воплощали его в жизнь совместными усилиями, — вспоминает Александр Кононов. — Когда стали оформлять музей, то поняли, что сами вряд ли справимся, и тогда обратились за помощью: в культурно-досуговый центр «Забота», на фармацевтические предприятия, в больницы, к ветеранам. Где-то нашлись вещи той эпохи, кто-то помог с изготовлением их копий. В итоге у нас получилась достовернейшая экспозиция».

Вагон для тяжелораненых, оборудованный вдоль боковых стен вагона «станками Кригера» со специальными амортизационными пружинами для трёхъярусного размещения носилок. | Фото музея ВРЗ

Путешествие во времени

Работники Вологодского вагоноремонтного завода очень трепетно относятся к более чем столетней истории своего предприятия. В его музейных помещениях бережно хранятся тысячи редчайших экспонатов: от металлической тарелки с вензелем Николая II, отлитой заводскими мастерами в 1906 году (весьма изящной и похожей на вологодское кружево, только «сплетённое» из совершенно другого материала) до бюста бывшего главы советского правительства и нар­кома иностранных дел Вячеслава Молотова, который в годы хрущёвской «оттепели», когда Молотов подвёргся опале, кто-то тщательно спрятал и сберёг от списания в утиль.

Каждый, кто заходит на территорию ВРЗ через проходную, выходит прямо к мемориальному комплексу заводчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Здесь горит вечный огонь и стоят четыре стелы в память о четырёх работниках предприятия — Героях Советского Союза.

Среди них — знаменитый вологжанин Александр Панкратов. Имя его хорошо известно многим из нас, но, к сожалению, до сих пор мало кто знает, что именно наш земляк первым, в августе 1941 года под Новгородом, совершил выдающийся подвиг — закрыл огневую точку противника своим телом.

В 1981 году, когда заводу исполнилось 75 лет, на его территории был установлен памятник-паровоз Эм 725-40. Такие паровозы ездили по железным дорогам СССР в 1930-1940-х годах и рабочие ВРЗ их регулярно чинили. | Фото Дмитрия Катаева

Неподалёку находится памятник-паровоз Эм 725-40, от которого вглубь территории тянется аллея со стендами, посвящёнными ключевым событиям Великой Отечественной войны: от обороны Москвы до взятия Берлина. График школьных экскурсий, которые здесь регулярно проводятся, заполнен на несколько месяцев вперёд.

История здесь тесно переплетена с современностью, а раритетные экспонаты органично вплетены в реалии сегодняшнего дня, так что все, кто желает за короткое время совершить путешествие по XX веку, имеют полную возможность это сделать — не дожидаясь изобретения машины времени.

275
0
Еще статьи этого автора

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.