Владимир Пешков

e-mail: vladimir.peshkov@yahoo.com

Зелёная миля

№22 (1226) от 8 июня 2021 г.

Госдума после многолетних обсуждений приняла сразу два закона о маркировке и господдержке экопродуктов.

Среди принятых законопроектов основным является «О сельскохозяйственной продукции, сырье и  продовольствии с улучшенными характеристиками». Это совершенно новый закон, а не поправки к уже действующему. О его разработке говорили с подачи президента Владимира Путина по крайней мере шесть лет. Второй принятый законопроект вытекает из первого: это поправки в ФЗ «О развитии сельского хозяйства», которые, по сути, сводятся к тому, что производители продукции с улучшенными характеристиками (или сокращённо ПУХ) могут рассчитывать на меры господдержки.

Долгий путь

О защите производителей экопродовольствия в России говорили давно, завистливо глядя на зарубежье. Целый ряд экспертов сельского хозяйства подвергают острой критике самые разные технологии: и гидропонику (беспочвенное выращивание растений), и использование различных видов удобрений, и клонирование (многим до сих пор памятен результат первого успешного клонирования живого организма – овечка Долли), и многое другое.

«Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт. Чтобы решить такие масштабные задачи, надо сосредоточить ресурсы на поддержке прежде всего тех хозяйств, которые демонстрируют высокую эффективность. Именно на таких принципах должна строиться программа развития АПК, я имею в виду и крупные, и средние, и мелкие предприятия – все должны быть эффективными», – говорил в 2015 году в своём ежегодном президентском послании Владимир Путин.

С 1 января 2020 года в России действует ФЗ «Об органической продукции». В феврале 2020 года Путин потребовал отчитаться о подготовке ещё одного законопроекта – об органической продукции. Правительство РФ должно отчитываться каждые полгода о ходе его разработки, говорится в списке поручений по итогам заседания Госсовета. В результате его внесли в Госдуму в декабре 2020 года, 10 марта его приняли в первом чтении, 19 мая – во втором, а 1 июня – в третьем. 2 июня законопроект рассмотрел Совет Федерации.

Товар с особенностями

Примером для России являются крупнейшие страны мира. В США существуют четыре категории органических продуктов: Organic 100 % (на 100 % состоят из органических ингредиентов), Organic (органические ингредиенты составляют 95–99 % массы), Made with Organic (органические ингредиенты составляют 70–95 % массы). Четвёртая категория маркировки не имеет, поскольку органические ингредиенты в этих продуктах составляют менее 70 % массы. На упаковках с маркировкой Organic и Organic 100 % может быть изображен знак органического сельского хозяйства США.

В Китае есть три подобные категории: «Экологически чистая сельскохозяйственная продукция», «Зеленая продукция» и «Органическая продукция». «Зеленая продукция» в Поднебесной делится на две категории: класс А и класс АА. При производстве «зелёной продукции» класса А возможно ограниченное использование удобрений химического происхождения и пестицидов для почвы.

Порядок российской маркировки экологических продуктов должны разработать профильные федеральные ведомства.

В России при производстве продовольствия с улучшенными характеристиками впредь будет запрещено применять клонирование и методы генной инженерии, генно-инженерно-модифицированные и трансгенные организмы, ионизирующее излучение. Запреты касаются даже упаковки: она не должна никоим образом способствовать загрязнению ни продукта, ни сырья для него. А вот о маркировке новый закон только сообщает, указывая, что утвердить её саму, как и порядок использования, должны органы исполнительной власти. В случае с производством органической продукцией с 1 января 2020 года также нельзя использовать агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты, и именно этим она отличается от ПУХ.

Цена вопроса

«Важно отметить, что сертификация соответствия согласно закону «О техническом регулировании» добровольная, то есть производитель жёстко не загоняется в условия этого зелёного бренда, он имеет полное право на выбор, заниматься этим или не заниматься. Всё, что с этим связано, соответствует и евразийским нашим договорённостям и законодательству, и всему, что касается Евросоюза, вписывается в эти характеристики. Даётся право на конкурентную работу нашему отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю, который имеет этот зелёный бренд, имеет полное право конкурировать в части экологической улучшенной продовольственной базы в той же Европе и на мировых рынках», – отметил во время второго чтения председатель думского Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин.

Нынешний законопроект должен простимулировать развитие массового производства, заявил заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев: «Мы с вами приняли закон об органической продукции – вот та продукция как раз всегда носит, так скажем, премиальный характер, и во всём мире это так, она доступна двум процентам населения. Здесь речь идёт как раз о производстве массовой продукции с лучшими характеристиками и, как я сказал, с сохранением структуры себестоимости, значит, с гарантированным сохранением конечной цены, это важно».

Депутаты забеспокоились, что улучшенные характеристики продовольствия будут означать совершенно иной уровень цен. «Просчитано ли министерством, как изменится цена этой продукции для конечных потребителей? А то, получится, сейчас все начнут выпускать другую продукцию, возможно, у неё будет совершенно другое наименование, вырастет цена, а потом при расчёте индекса цены скажут: ну это же другая продукция! И вроде бы инфляция маленькая, а цена выросла. Вот вы ответьте, пожалуйста, как конечная цена изменится, что вы для этого будете делать?» – задала чиновнику вопрос депутат Альфия Гумарова.

Замминистра уверен, что конечная цена продуктов от внедрения новых инициатив не изменится. «Все эти компонентные составляющие, влияющие на качество, имеют больше отношение к культуре производства, к технологической карте и к научно обоснованной структуре севооборота с научно обоснованными нормами внесения удобрений, которые имеют конечную стоимость. И, безусловно, по каждой позиции мы проводили такой анализ, поэтому я вам сказал, что абсолютно гарантированно вся номенклатура, которая попадает под регулирование данной законодательной инициативы, защищена с точки зрения структуры себестоимости», – подчеркнул он.

Для поддержки сельхозпроизводителей важно развивать возможности сбыта, а для этого нужно развивать логистические цепочки. Об этом лишний раз напомнил депутат Кирилл Черкасов. «Ни одного оптово-логистического центра сегодня ни в одном регионе не строится, а это как раз та точка роста, которая позволила бы объединить небольших сельхозтоваропроизводителей, фермеров, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Там они могли бы по достойной цене продавать свою продукцию на внутреннем рынке, могли бы продавать её по муниципальным заказам. И конечно, кто-то должен их объединять, потому что мы прекрасно понимаем, что и брендирование, и транспортировка, и другие вещи – это колоссальные затраты, и небольшие производители просто не смогут оплатить ни формирование QR-кода, ни работу с системами "Меркурий" и "Цербер"».

13
0
Похожие статьи

Согласно ФЗ-152 уведомляем вас, что для функционирования наш сайт собирает cookie, данные об IP-адресе и местоположении пользователей. Если вы не хотите, чтобы эти данные обрабатывались, пожалуйста, покиньте сайт.